Конспект урока "Дворцовые перевороты" -1 часть
план-конспект урока по истории (8 класс)

Белоцерковская Лариса Ивановна

Цель урока: формировать представления о политической обстановке в Российской империи после смерти Петра I, проанализировать причины, последствия, особенности дворцовых переворотов; формировать умения составлять и использовать исторические схемы, использовать материал из разных источников ; исследовать исторический документ по периоду; описывать и анализировать деятельность исторической личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvortsovye_perevoroty.odt30.66 КБ

Предварительный просмотр:

     

       Тема урока « Дворцовые перевороты»

 

       Цель урока: 

    формировать представления о политической обстановке в Российской империи после смерти Петра I, проанализировать причины, последствия, особенности дворцовых переворотов; формировать умения составлять и использовать исторические схемы, использовать материал  из разных источников ; исследовать исторический документ по периоду; описывать и анализировать деятельность исторической личности.

        Ход урока:

       Мы завершили большую тему, связанную с эпохой Петра.  Как известно, 28 января 1725 в страшных муках император скончался, ему было 52 года,. ( на экране посмертная маска Петра I). По желанию вдовы, а  давайте вспомним жен Петра ( Евдокия Лопухина и Марта Скавронская, она же Екатерина Алексеевна Михайлова), 42 дня тело оставалось непогребенным. Похороны состоялись лишь 10 марта.

           Можно использовать факты:

  • прощание с Петром в Зимнем дворце в Печальной зале (гос. символика, регалии, ордена, скульптуры из дерева, но ни одной русской иконы
  • гроб несли в Петропавловский собор, почетный караул из 11 тысяч человек
  • 6 лет простоял непогребенным ( бальзамирование неудачно, тело начало разлагаться уже через 10 дней, руководил бальзамированием Я.Брюс; бальзамирование сестры Петра в 1716 прошло удачно.
  • В 1731 году пришедшая к власти Анна Ивановна повелела придать земле тела Петра и умершей к тому времени Екатерины I.

        С этого момента начинается другой период русской истории, называемый, как правило, Дворцовые перевороты. ДП — это насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора. ( запись определения в тетрадь)

         1725-1762  это время, когда последовательно сменялись правители, за 37 лет сменились 7 правителей. Начинается период с правления Екатерины I, завершается правлением Екатерины II.

      Женщины на русском троне...  Скажите, пожалуйста, известны ли вам в истории женщины, выполнявшие властные функции? Да, это княгиня Ольга и две другие — Елена Глинская и Софья. Как назывались их должностные полномочия, кем они были? ( две последние — регентши). Женщины, правившие после Петра, по разному приходили к власти, по разному ей пользовались. Но это, в основном, — женский период власти.

           Невероятно, но эпоху ДП в значительной степени подготовил... сам Петр I.

        Прочитайте первые два абзаца учебника, стр.89, назовите эти предпосылки (читают, записывают в тетрадь)

  • 1722 Указ о престолонаследии
  • создал гвардию, непременную участницу и главную силу переворотов
  • не оставил указаний о наследнике « Отдайте все...»

         При таких условиях особую важность получала та среда, которая окружала монарха.    Вспомним, кто же эти люди? Называем и записываем.

  • люди из старой московской знати (Голицыны, Долгорукие, Репнин, Шереметьев)
  • рядовые дворяне (Апраксины, Нарышкины, Толстые)
  • люди без рода и племени (Меньшиков, Ягужинский, Шафиров)
  • иностранцы (Остерман, Брюс, Миних)

            Давайте подумаем, кто же имел больше шансов на престол? Версии и почему?

      Для этого обратимся к генеалогической схеме. Анализ схемы по Платонову, распечатка — в тетрадь. Да, вероятнее всего, Петр II, ну и Екатерина I.

Царь Алексей Михайлович

Иоанн Алексеевич

Петр Алексеевич

Екатерина Мекленбургская

Анна Курляндская

Алексей

Анна  Голштинская

Елизавета

Анна Леопольдовна

Брауншвейгская

      Петр II

      Петр III

Иван VI

Антонович  

       Кукловодом оказался «полудержавный властелин» А.Д.Меньшиков.

    Во время совещания о преемнике за окнами неожиданно ударили барабаны, подошли преображенцы и семеновцы и поддержали Екатерину.

        Итак, на престоле Екатерина I.

       С 1725 по 1727 (далее используется материал лекции В.Мединского), 26 месяцев «страна отдыхала». Демонстрируется портрет.

  • не красавица, блондинка; идеальная спутница, мужской темперамент
  • обрила волосы во время Прутского похода, орден св.Екатерины
  • 1707 крестили — Екатерина Алексеевна Михайлова
  • 1712 свадьба с Петром
  • 1720 соправительница
  • 11 детей, образ жизни

 

           Изменения при Екатерине ( делаются записи в тетрадях)

  • 1726 создан Верховный тайный совет, 6 человек
  • упразднила Тайную канцелярию
  • срыла столбы, где висели головы и тела казненных
  • снижена подушная подать
  • введен орден А.Невского
  • открыта Академия наук
  • экспедиция Витуса Беринга

         Смерть Екатерины 10 апреля 1727 от тяжелого поражения легких,болела месяц, за сутки Меньшиков подписал конверт-условия для следующего наследника. Должен был вступить на престол Петр Алексеевич ( Петр II), НО , важная деталь, в документе написано:

  • по достижении возраста и потавлен пробел________
  • обязан жениться на одной из дочерей Меньшикова

 

            Итак, следующий правитель , рожден в 1715 году, тинейджер на троне...

    Смотрим фрагмент фильма из серии История русских царей « От Екатерины I до Екатерины II “.

         Итак в тетради запись:

        1727-1730 правление Петра II и его мероприятия:

  • нежелание  заниматься серьезной государственной деятельностью и провождение большей части времени в развлечениях, равнодушен к начинаниям своего деда ( флот приходит в негодность)
  • опала и ссылка Меньшикова
  • перенос столицы в Москву

    После смерти Петра II род Романовых пресекся по мужской линии, последний, похоренный в Архангельском соборе Кремля.

        Подводя итог, что же обьединяет эти два дворцовых переворота? Как они повлияли  на послепетровскую историю России? (обсуждение)

      Учебник, стр. 95  цитата В.О. Ключевского из « Курса русской истории «

 

   «Самодержавнейшая в мире империя, очутившаяся без установленной династии, лишь с кое-какими безместными остатками вымирающего царского дома; наследственный престол без законного престолонаследия; государство, замкнувшееся во дворце со случайными и быстро меняющимися хозяевами; сбродный по составу, родовитый или высоко чиновный правящий класс, но сам совершенно бесправный и ежеминутно тасуемый; придворная интрига, гвардейское выступление и полицейский сыск — все это содержание политической жизни страны «

     О дальнейших перепетиях мы узнаем на следующем уроке, есть просто детективные сюжеты.

        А пока — небольшая рефлексия, проанализируем нашу работу и запишем результат:

  • я уже знал о...
  • я узнал новое. Это …
  • я узнал это..., а думал иначе
  • мне еще хотелось узнать о …
  • я не понял такую информацию...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...

Конспект коррекционного занятия "Части тела и лица".

Конспект коррекционного занятия для детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью по ознакомлению с окружающим: "Части тела и лица"....

Конспект "Молекулярная физика", часть 1

В краткой форме изложены основные положения МКТ, даны оценки размеров и массы молекул, описан метод Штерна по определению скорости молекул. Вводится понятие идеального газа и приводится основное уравн...

План-конспект урока географии "Части Мирового океана"

План -конспект урока "Части Мирового океана"...

Конспект урока «Человек – части тела».

Цель урока.  Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях. Задачи.Образовательные:•         Дать детя...

план-конспект урока: Лист – часть побега. Значение листа для растения.

урок биологии  по теме "Лист – часть побега. Значение листа для растения" предназначен для использования в 5-6 классах....

Конспект урока "Служебные части речи"

Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе....