Конспект урока "Дворцовые перевороты" -1 часть
план-конспект урока по истории (8 класс)
Цель урока: формировать представления о политической обстановке в Российской империи после смерти Петра I, проанализировать причины, последствия, особенности дворцовых переворотов; формировать умения составлять и использовать исторические схемы, использовать материал из разных источников ; исследовать исторический документ по периоду; описывать и анализировать деятельность исторической личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvortsovye_perevoroty.odt | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Дворцовые перевороты»
Цель урока:
формировать представления о политической обстановке в Российской империи после смерти Петра I, проанализировать причины, последствия, особенности дворцовых переворотов; формировать умения составлять и использовать исторические схемы, использовать материал из разных источников ; исследовать исторический документ по периоду; описывать и анализировать деятельность исторической личности.
Ход урока:
Мы завершили большую тему, связанную с эпохой Петра. Как известно, 28 января 1725 в страшных муках император скончался, ему было 52 года,. ( на экране посмертная маска Петра I). По желанию вдовы, а давайте вспомним жен Петра ( Евдокия Лопухина и Марта Скавронская, она же Екатерина Алексеевна Михайлова), 42 дня тело оставалось непогребенным. Похороны состоялись лишь 10 марта.
Можно использовать факты:
- прощание с Петром в Зимнем дворце в Печальной зале (гос. символика, регалии, ордена, скульптуры из дерева, но ни одной русской иконы
- гроб несли в Петропавловский собор, почетный караул из 11 тысяч человек
- 6 лет простоял непогребенным ( бальзамирование неудачно, тело начало разлагаться уже через 10 дней, руководил бальзамированием Я.Брюс; бальзамирование сестры Петра в 1716 прошло удачно.
- В 1731 году пришедшая к власти Анна Ивановна повелела придать земле тела Петра и умершей к тому времени Екатерины I.
С этого момента начинается другой период русской истории, называемый, как правило, Дворцовые перевороты. ДП — это насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора. ( запись определения в тетрадь)
1725-1762 это время, когда последовательно сменялись правители, за 37 лет сменились 7 правителей. Начинается период с правления Екатерины I, завершается правлением Екатерины II.
Женщины на русском троне... Скажите, пожалуйста, известны ли вам в истории женщины, выполнявшие властные функции? Да, это княгиня Ольга и две другие — Елена Глинская и Софья. Как назывались их должностные полномочия, кем они были? ( две последние — регентши). Женщины, правившие после Петра, по разному приходили к власти, по разному ей пользовались. Но это, в основном, — женский период власти.
Невероятно, но эпоху ДП в значительной степени подготовил... сам Петр I.
Прочитайте первые два абзаца учебника, стр.89, назовите эти предпосылки (читают, записывают в тетрадь)
- 1722 Указ о престолонаследии
- создал гвардию, непременную участницу и главную силу переворотов
- не оставил указаний о наследнике « Отдайте все...»
При таких условиях особую важность получала та среда, которая окружала монарха. Вспомним, кто же эти люди? Называем и записываем.
- люди из старой московской знати (Голицыны, Долгорукие, Репнин, Шереметьев)
- рядовые дворяне (Апраксины, Нарышкины, Толстые)
- люди без рода и племени (Меньшиков, Ягужинский, Шафиров)
- иностранцы (Остерман, Брюс, Миних)
Давайте подумаем, кто же имел больше шансов на престол? Версии и почему?
Для этого обратимся к генеалогической схеме. Анализ схемы по Платонову, распечатка — в тетрадь. Да, вероятнее всего, Петр II, ну и Екатерина I.
Царь Алексей Михайлович | ||||
Иоанн Алексеевич | Петр Алексеевич | |||
Екатерина Мекленбургская | Анна Курляндская | Алексей | Анна Голштинская | Елизавета |
Анна Леопольдовна Брауншвейгская | Петр II | Петр III | ||
Иван VI Антонович |
Кукловодом оказался «полудержавный властелин» А.Д.Меньшиков.
Во время совещания о преемнике за окнами неожиданно ударили барабаны, подошли преображенцы и семеновцы и поддержали Екатерину.
Итак, на престоле Екатерина I.
С 1725 по 1727 (далее используется материал лекции В.Мединского), 26 месяцев «страна отдыхала». Демонстрируется портрет.
- не красавица, блондинка; идеальная спутница, мужской темперамент
- обрила волосы во время Прутского похода, орден св.Екатерины
- 1707 крестили — Екатерина Алексеевна Михайлова
- 1712 свадьба с Петром
- 1720 соправительница
- 11 детей, образ жизни
Изменения при Екатерине ( делаются записи в тетрадях)
- 1726 создан Верховный тайный совет, 6 человек
- упразднила Тайную канцелярию
- срыла столбы, где висели головы и тела казненных
- снижена подушная подать
- введен орден А.Невского
- открыта Академия наук
- экспедиция Витуса Беринга
Смерть Екатерины 10 апреля 1727 от тяжелого поражения легких,болела месяц, за сутки Меньшиков подписал конверт-условия для следующего наследника. Должен был вступить на престол Петр Алексеевич ( Петр II), НО , важная деталь, в документе написано:
- по достижении возраста и потавлен пробел________
- обязан жениться на одной из дочерей Меньшикова
Итак, следующий правитель , рожден в 1715 году, тинейджер на троне...
Смотрим фрагмент фильма из серии История русских царей « От Екатерины I до Екатерины II “.
Итак в тетради запись:
1727-1730 правление Петра II и его мероприятия:
- нежелание заниматься серьезной государственной деятельностью и провождение большей части времени в развлечениях, равнодушен к начинаниям своего деда ( флот приходит в негодность)
- опала и ссылка Меньшикова
- перенос столицы в Москву
После смерти Петра II род Романовых пресекся по мужской линии, последний, похоренный в Архангельском соборе Кремля.
Подводя итог, что же обьединяет эти два дворцовых переворота? Как они повлияли на послепетровскую историю России? (обсуждение)
Учебник, стр. 95 цитата В.О. Ключевского из « Курса русской истории «
«Самодержавнейшая в мире империя, очутившаяся без установленной династии, лишь с кое-какими безместными остатками вымирающего царского дома; наследственный престол без законного престолонаследия; государство, замкнувшееся во дворце со случайными и быстро меняющимися хозяевами; сбродный по составу, родовитый или высоко чиновный правящий класс, но сам совершенно бесправный и ежеминутно тасуемый; придворная интрига, гвардейское выступление и полицейский сыск — все это содержание политической жизни страны «
О дальнейших перепетиях мы узнаем на следующем уроке, есть просто детективные сюжеты.
А пока — небольшая рефлексия, проанализируем нашу работу и запишем результат:
- я уже знал о...
- я узнал новое. Это …
- я узнал это..., а думал иначе
- мне еще хотелось узнать о …
- я не понял такую информацию...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...
Конспект коррекционного занятия "Части тела и лица".
Конспект коррекционного занятия для детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью по ознакомлению с окружающим: "Части тела и лица"....
Конспект "Молекулярная физика", часть 1
В краткой форме изложены основные положения МКТ, даны оценки размеров и массы молекул, описан метод Штерна по определению скорости молекул. Вводится понятие идеального газа и приводится основное уравн...
План-конспект урока географии "Части Мирового океана"
План -конспект урока "Части Мирового океана"...
Конспект урока «Человек – части тела».
Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях. Задачи.Образовательные:• Дать детя...
план-конспект урока: Лист – часть побега. Значение листа для растения.
урок биологии по теме "Лист – часть побега. Значение листа для растения" предназначен для использования в 5-6 классах....
Конспект урока "Служебные части речи"
Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе....