Презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"
презентация к уроку по истории (7 класс)
История России. 7 класс. Презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18._vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Церковь после Смуты Реформа патриарха Никона Усиление разногласий между духовной и светской властью Церковный собор 1666-1667 гг. Протопоп Аввакум Протесты старообрядцев
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XVII ВЕКА Разрушение системы государственного управления в результате династического кризиса => СМУТА Церковный раскол . Реформа Никона 1653-1655 Старообрядчество Зарождение капиталистических отношений: мануфактуры , рост торгового капитала, формирование Всероссийского рынка Окончательное закрепощение крестьян обострение социальных противоречий => «бунташный век» Актуализация знаний
Церковь после Смуты
Смутное время в России У пал авторитет патриаршества: (п. Игнатий короновал Лжедмитрия I на царство). Церкви и монастыри разграблены и сожжены поляками. Многие священнослу - жители убиты. Д уховный кризис в обществе: Венчание на царство Марины Мнишек
1619 год Возвращение митро - полита Филарета из польского плена. Избрание Филарета патриархом на церковном соборе: У крепил авторитет и власть царя Михаила Федоров - ича; Увеличил роль и значение церкви в жизни государства Патриарх Филарет
Реформа патриарха Никона
П атриарх Никон (1652-1666) 1652 г. – избрание Никона новым патри а рхом России 1656 г. – основание Новоиерусалиского монастыря под Москвой
Главный вопрос церкви в XVII веке – обновление церковных книг и обрядов: В русских церковных книгах накопилось много ошибок. В церковной службе был обычай многоголосия. Крестились двумя пальцами. Как исправлять? Каким образцам следовать? Древнерусским образцам Греческим образцам Ц арь Алексей Михайлович и патриарх Никон ?
1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.
1653-1655 (56) гг. – церковная реформа патриарха Никона: К рещение тремя пальцами П оясные поклоны вместо земных И справление по греческим образцам икон и церковных книг ( стары е уничтож ить) . Е диногласие во время церковной службы. « А ллилуйя» во время богослужения произносить трижды , а не дважды . Крестные ходы против солнца 1654 год – церковный собор одобрил реформу, но предложил провести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Усиление разногласий между духовной и светской властью
Народное недовольство. Размолвка царя и патри - арха: Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – “как месяц имеет свет от солнца”, так и царь получает власть от патриарха, представ - ляющего Бога”. Царь не согласился с таким предложением. 1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: 1658 год – Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь "Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон"
Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год) Осудил Никона, лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь. П оддержал церковную реформу. П роклял всех ее противников ( старообрядцев-раскольников и протопопа Аввакума). Собор 1666-1667 гг. усугубил раскол в Русской православной церкви. Выбор в качестве образца для правки греческих источников делал Москву мировым центром православия. Церковный собор 1666-1667 гг.
До реформы – «староверы» (сторонники Аввакума) После реформы (сторонники Никона) Крещение двумя перстами Земной поклон Двукратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Написание имени Христа: Исус Крещение тремя перстами Поясной поклон Троекратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца Написание имени Христа: Иисус Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в.
Отделение от Русской Православной церкви части верующих, не принявших церковной реформы патриарха Никона 1653 – 1655 гг. Противники официальной церкви получили название раскольников или старообрядцев. Раскол
Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум (1620-1682) – руководитель старообрядцев, выступил против реформы Никона
Глав а старообрядцев . В стретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники. Б ыл сослан в 1653 г. в Сибирь . В 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу . Протопоп Аввакум
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Реформу Никона Аввакум оценивает как еретическую, уничтожающую истинное православие. 2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие – нет? Из этого отрывка можно одобрить слова: «Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах». Слова, которые не заслуживают одобрения: «Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак…» Задание: изучаем документ из «Книги толкований» протопопа Аввакума на стр. 80 учебника
Григорий Мясоедов . "Сожжение протопопа Аввакума“ . 14 апреля 1682. (Пустозерск)
Протесты старообрядцев
Раскольник и (старообрядцы) о тказ ывались подчиняться государству, которое поддерживало Никона ; Отказывались платить налоги и выполнять государственные повинности ; Отказывались выполнять повинности в пользу официальной церкви . Суриков В.И. Боярыня Морозова.
Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. Протесты старообрядцев Суриков В.И. Боярыня Морозова.
1668-1676 гг. Соловецкое восстание Продолжалось 8 лет Участвовали различные социальные слои Началось под лозунгом борьбы "за старую веру" Потерпели поражение из-за предательства При взятии монастыря погибло более 400 человек Протесты старообрядцев
Вывод: Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. П оражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Старообрядцы в Сибири Появились в XVIII веке недалеко от современного села Мальцево (Юргинский район). В Новокузнецке, с. Красное (Ленинский-Кузнецкий район) имеются старообрядческие церкви. В лесах сохраняются старообрядцы одиночки (Агафья Лыкова в абаканской тайге - Хакасия).
Домашнее задание §19 читать, сделать таблицу в тетради Сословия Права Обязанности Феодалы Крестьянство Городское население Духовенство Казачество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Власть и церковь. Церковный раскол
Конспект урока по ситории - 7 класс...
Власть и церковь. Церковный раскол
Презентация по истории России...
Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.
Урок разработан по сингапурской системе....
Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким образом, чтобы усвоение материала было проще и интереснее. Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...
Власть и церковь. Церковный раскол
Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и посл...
открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....