Власть и церковь. Церковный раскол
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 7. Власть и церковь. Церковный раскол
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.
Основные знания: положение Русской православной церкви после Смуты; личность патриарха Филарета и новые отношения высшей государственной и церковной властей при нём; личность и церковная реформа патриарха Никона; причины усиления разногласий между церковной и светской властями; основные решения церковного Собора 1666—1667 гг.; личность и жизненный путь протопопа Аввакума.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, экран, карты, учебник.
Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
Ключевые понятия: самодержавие, церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы, протопоп.
Даты и событие: 1653—1655 гг. — церковная реформа патриарха Никона.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий самодержавие, церковный раскол, старообрядцы, церковная реформа, протопоп; раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Основные сведения.
Смута стала суровым испытанием для Русской православной церкви. Однако, несмотря на трудности и потери, она не только выстояла, но и сыграла большую роль в восстановлении российской государственности.
Церковная реформа 1653—1655 гг. стала явлением, сходным с западноевропейской Реформацией. Неизбежное следствие реформы — церковный раскол.
Особая роль церкви в жизни общества и значение патриарха Филарета в политической жизни России повлекли за собой усиление напряжённости в отношениях между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в условиях нараставшего и усиливавшегося с каждым годом самодержавного характера царской власти.
План изучения нового материала: 1. Церковь после Смуты. 2. Патриарх Филарет. 3. Реформа патриарха Никона. 4. Усиление разногласий между церковной и светской властью. 5. Церковный Собор 1666—1667 гг. 6. Протопоп Аввакум.
Обсуждению нового материала предшествует беседа с учениками, актуализирующая их знания.
Вопросы для учащихся: 1. Когда и почему в России было учреждено патриаршество? 2. Какую роль церковь сыграла в событиях Смутного времени? 3. Кого из деятелей Русской православной церкви периода Смуты вы знаете?
Учитель рассказывает о последствиях Смутного времени для Русской православной церкви, опираясь на материалы учебника и ставя перед учащимися вопрос: в чём вы видите причины усиления роли церкви после Смуты?
Учитель проводит с учениками беседу по портрету патриарха Филарета (с. 62 учебника), отмечая особенности его личности и характера.
Вопросы для учащихся: 1. Почему значение и роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при патриархе Филарете? 2. Каков главный результат государственной деятельности патриарха Филарета? 3. Какие вопросы ему так и не удалось решить в годы патриаршества? Почему?
Рассмотрение этого пункта плана урока учитель начинает с обсуждения личных качеств патриарха Никона, плавно переходя к вопросу о реформах.
Раскрывая содержание церковной реформы, учитель комментирует каждое её положение, фиксирует внимание учеников на изменениях в церковной жизни.
Вопросы для учащихся: 1. Почему была необходима церковная реформа? 2. Какие из её положений вы считаете главными? Почему? 3. В чём были главные причины массового протеста верующих против церковной реформы? 4. Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?
Усиление разногласий между церковной и светской властью рассматривается учителем посредством сравнения деятельности двух патриархов — Филарета и Никона.
Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить тот факт, что, обладая сильными личными качествами и поставив задачу, усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Филарет и Никон добились в этом разных результатов? 2. В чём была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне? 3. Каков был результат противостояния царя и патриарха? Чем можно объяснить поражение Никона в этом противостоянии?
Для ответа на вопросы учащиеся могут воспользоваться отрывком из воспоминаний Ж. Маржерета о религии и вере в России (с. 66—67 учебника).
Свой рассказ о церковном Соборе 1666—1667 гг. учитель сопровождает вопросами для учащихся: в чём была необходимость созыва церковного Собора? Какие задачи он должен был решать? Какие решения принял Собор, какое значение они имели? Каковы были итоги и последствия церковного Собора?
При изучении данного пункта плана учащиеся заполняют таблицу:
Принятое решение | Значение |
Рассказ учителя о протопопе Аввакуме иллюстрируется репродукцией картины М. П. Боткина «Старовер» и отрывками из «Жития протопопа Аввакума». Затем следует беседа с учащимися.
Вопросы для учащихся: 1. Какие факты биографии мятежного протопопа показались вам самыми яркими и почему? 2. Почему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев? 3. Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений? 4. Какое значение имела казнь «неистового протопопа» для старообрядчества и всей церкви?
Рефлексия: Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:
- Сегодня на уроке я…
- Самым полезным и интересным для меня было…
Я встретился с трудностью при…
- У меня хорошо получилось…
Выводы. Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времён Смуты. После неё положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внёс патриарх Филарет. К середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провёл патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за «старую» веру стала одной из форм протеста народа против гнёта властей.
Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—5 к § 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Власть и церковь. Церковный раскол
Конспект урока по ситории - 7 класс...
Власть и церковь. Церковный раскол
Презентация по истории России...
Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.
Урок разработан по сингапурской системе....
Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким образом, чтобы усвоение материала было проще и интереснее. Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...
открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Власть и церковь. Церковный раскол"
Конспект урока по истории России в 7 классе....