"В греческом театре" урок истории Древнего мира в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Нетрадиционный урок истории "В древнгреческом театре"  в 5 классе раскрывает не только умения учащихся запомнить материал, но и показать свои творческие способности. конспект содержит и материал для проверки изученного материала и материал для закрепления новых знаний, а так же развивает интерес детей к театральному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_istoriya_5_klass_v_grecheskom_teatre.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Нехай  Елена  Петровна,

учитель истории и обществознания  

Муниципального образовательного учреждения « Сычёвская средняя общеобразовательная школа»  

  п. Сычёво, Волоколамский  район,  Московская  область.

Технологическая карта урока

 по учебному предмету « История Древнего мира» в 5 классе  на тему        « В Древнегреческом театре ».

Тип урока

Урок открытия новых знаний.      Комбинированный.

Авторы УМК

А.А. Вигасин

Цели  урока

Образовательная:    познакомить учащихся с древнегреческим театром, историей его возникновения, устройством; познакомить с игрой актеров.

 Развивающая:      продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, составлять связный рассказ, умения решать проблемные задания, умение сравнивать культурные явления прошлого и настоящего, письменно отвечать на вопросы, делать самостоятельно выводы.

Воспитательная:    воспитание интереса к античной  культуре, формирование культурных взглядов, развитие нравственных качеств личности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

овладевать целостными  представлениями о греческом театре,  описывать памятники истории и культуры.

Метапредметные: 

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;  определять собственное отношение к  явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения.

Личностные:

Обрести мотивацию к изучению нового материала; осознать значение и роль театра в человеческом обществе.

Оборудование и образовательные русурсы

- А.А.Вигасин учебник «История Древнего мира»   5 класс, М.: Просвещение, 2012 г.,

-  Г.И.Годер рабочая тетрадь по истории Древнего мира;

- компьютер; экран,    мультимедийная презентация;   карточки с заданиями,  маски для спектакля, костюмы, выставка книг о театре, словари.

 

Организационная  структура  урока

Название

Этапа урока

Длитель

ность

задачи

Функции и виды

деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Организационный момент

2 мин

Создание благоприятного психологического климата

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Здравствуйте, ребята.    Сегодня наш урок необычный .  Желаю вам сегодня получить только отличные оценки.

Приветствуют учителя,

 проверяют готовность,

настраиваются на работу.

Мотивационно-целевой этап

Актуализация знаний

1 мин

Актуализация опорных знаний учащихся  и подготовка к восприятию материала.

Ведёт рассказ.

Ребята, мы с вами уже познакомились с культурой древних египтян, жителей Двуречья, Китая, Индии. Кое-что мы знаем уже о  жизни и культуре древних греков. Например, как возникли и проходили Олимпийские игры, какая система воспитания существовала в Спарте, какие города строили греки. Однако многое о культуре греков нам еще предстоит узнать. Ведь понятие «культура» объединяет самые разные вещи и явления: прекрасную статую, каменный топор и то, как человек ведет себя в повседневной жизни.

Хотите отправиться в путешествие в Древнюю Грецию? Посетить   интересные места и посмотреть  настоящее театральное представление.

Слушают учителя. Принимают решение

отправиться в  Грецию и посетить  новые  исторические места.

Опрос учащихся, повторение изученного

5мин

промежуточный контроль.

Мы порой совсем не знаем, что Древняя Греция совсем рядом - стоит только оглянуться вокруг. Возьмем хотя бы наши имена. В каждом классе найдутся Александры, Андреи, Денисы, Дмитрии, Елены,Анастасии и др. Все они носят древнегреческие имена. : Мы встаем утром и делаем ГИМНАСТИКУ.  Идём  в ГИМНАЗИЮ, ЛИЦЕЙ, АКАДЕМИЮ -  и это древнегреческие  названия .

Давайте  проверим наши знания о Греции.

Перед вами листы с опорными ( словарными) словами по древним цивилизациям. Отберите те из них, которые помогут вам рассказать о греческой цивилизации, о жизни древнегреческого народа. Подумайте и ответьте, почему вы выбрали именно эти слова.

Содержание конвертов – карточки со словами

горы, Сидон, Тир, Библ, торговля, ремесло, лес, пурпур, стекло, пираты, рабы, колонии, Карфаген, Азия, алфавит, Африка, иероглифы, Нил, папирус, земледелие, пустыня, Красное море, кораблестроение, Тигр, Вавилон, шумеры, глина, тростник, Хаммурапи, Инд, Ганг, ил, Хуанхэ, Янцзы, Европа, снег, Мемфис, фараон, пирамиды, клинопись, Евфрат, финиковая пальма, Персидский залив, Средиземное море, мореплаватели.

Задание дополнительное:

 Какие свои опорные слова по древнегреческой цивилизации вы бы предложили и почему?

 Я предлагаю вам  ещё одно опорное слово –

Попробуйте отгадать его,  о чём идёт речь

Уж полон зал. Вот-вот начало,
Надет костюм, наложен грим.
И ты готов, к восторгу зала,
К нему прийти совсем уже другим!

Оваций шум и крики "Браво!"
Приятны, что уж там таить?!
Но всё же главное - не слава,
Когда выходишь ты на сцену жить!

Да, это слово театр

Кто из вас был хоть один раз в театре? Для чего предназначен театр?

Многие любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся  работают в 4 группах по 5чел.

впоминают все, что знают о Греции из СМИ, из своего опыта

Усно обьясняют слова

Диалог с учителем,  работа с понятиями,

 (демократия, оливы, виноград и т.д.)

Анализ текста, поиск ответа

3мин

Создает условия для построения плана достижения поставленной цели.

 Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?

Запишите, пожалуйста,  в тетрадях число, классная работа, тема урока

 « В древнегреческом театре ».

Составим вместе план работы на уроке.

План  нашего урока ( после ответов учащихся учитель читает( записан на слайде)

  1. Возникновение театра  в Древней Греции.
  2. Здание театра, актёры и хор.
  3. Комедия и трагедия

Диалог с учителем,

поиск  необходимого,

отбор материала

Проблемный вопрос

1 мин

Греки называли театр школой жизни, школой мудрости, а так же школой мужества.

 Почему? Что они имели  в виду?

В конце урока мы попробуем  с вами ответить на  эти вопросы.

А так же сравним  театр сегоднешнего дня и Театр Древнней Греции.

Слушают вопрос

Изучение  нового

материала

Сообщение нового материала

5мин

Диалог учителя с учащимися.

Ребята, мы с вами недавно познакомились  с богами Древней Греции.   Назовите их.

Как вы думаете, какой бог был самым весёлым?

Сегодня  этот бог  у нас в гостях.

Диалог с учителем,

отвечают на вопросы.

 Инсценировка.

Бог Дионисий  рассказывает о себе и праздниках в его честь, ведёт диалог с учащимися  (опережающее задание) .

Хайрете,    Калой кай агатой!  Здравствуйте, Прекрасные и совершенные!

Я,  бог Дионис – сын Зевса.

Греческие боги мало чем отличались от людей. Они могли легко менять свой облик. Но богов всё- же можно было распознать.  

Скажите, может кто-то знает как?

 Во –первых боги никогда не моргают,  во-вторых у них не было тени, в-третьих они не отражались в воде и зеркале и конечно-же они были бессмертны.

Я люблю странствовать  по  земле  Эллады, не один, а  в окружёнии своей свиты . Это лесные боги  - сатиры . Они поют  мне хвалебные песни — дифирамбы.В  конце марта  и  декабре в Греции отмечается  праздник -Великие Дионисии.

Скажите,  с  кем  и чем мог  быть связан этот праздник?

 Греки, пришедшие на праздник изображая  сатиров надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из травы и листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие  под звуки флейт  двигалось по улицам города и останавливалось на самой большой площаде. Здесь начинали разыгрывать сцены из жизни богов. Эти  постановки и стали первыми театральными зрелищами.

А слово театр так и переводится с греческого  языка  – зрелище.

Физкультминутка

1 мин

Давайте представим, что мы  идём в театр –учитель показывает движения, дети выполняют:

( раз-два-три- четыри-шагают)пришли в театр, встанем,  посмотрим по сторонам, сколько пришло гостей –( повороты головы). Сели.

Выполнение движений

Изучение нового материала:

 знакомство со зданием театра, актёрами.

3мин

5мин

Беседа учителя с демонстрацией иллюстраций или слайдов презентации.

Кто из вас был в театре?  Скажите, пожалуйста,  как устроен современный  театр.

В Древней Греции   две тысячи пятьсот лет назад в городах стали показывать представления не на площадях, а в специально приспособленных местах. На склонах холма строились каменные ступени – места для зрителей их называли -.театрон.

 Театр вмещал в себя несколько тысяч  зрителей.

Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры театра?

Билеты в театр были сделаны из свинца или глины, на них буквы A, B, C, D – указаны секции. Деньги на билеты для неимущих выделялись государством.

 Места в первом ряду были  бесплатными их занимали  жрецы Диониса, стратеги, победители олимпийских игр, герои…

Задание для групп:

Прочитайте  параграф  пункт2  и найдите определение, что такое Орхестра ( 1 группа) и Скене ( 2 группа) и кто имел право принимать участие в спектакле ( для всех)

Орхестра – круглая площадка, где выступали актеры и хор.

“Скене” – постройка для декораций, хранилище реквизита.

Представления проходили  на третий день  праздника Великих Дионисий , длились с утра до вечера без перерыва. Затем выбирался победитель.

 Актеры в театре – мужчины, лицо спрятано под маской, они играют и женские роли.

 Пьесы -  трагедии и комедии.

Диалог  с учителем, ответы на  поставленные вопросы.

Самостоятельная работа  с учебником,

работа с понятиями.

Запись словарных слов  в тетрадь

Изучение нового материала: трагедия или комедия.

8  мин

Прославленный автор греческих произведений  Аристофан.

Сегодня мы с вами побываем на  театральном представлении.

 Посмотрите, подумайте и попробуйте определить, что это комедия или трагедия.

Инсценировка  отрывка «Птицы».

2 ученика берут со стенда дополнительной литературы словари, находит, объясняют слова «трагедия» и « комедия» ( можно опережающим заданием)

Комедия (от греч. komos, ode — песнь, праздник в честь Диониса) — представления,с весёлым, смешным сюжетом.  в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие-то поступки.

Трагедия - , трагедии, ж. (греч. tragoidia от tragos - козел и ode - песнь).

Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу обычно оканчивающееся гибелью героя.

Знаменитый философ  Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:

герои трагедии — люди высокого положения, комедии — всякий сброд;

предмет трагедии — события великого общественного значения,

 комедии — повседневные происшествия из частной жизни;

трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

1,5 мин

А сейчас я приглашаю вас в современный музыкальный театр

Учащиеся исполняют танец

 « Сиртаки»

3мин

Контроль

Научить  сравнивать культурные явления прошлого и настоящего

Давайте все вмести сравним древнегреческий театр и современный. Перед вами на столах сравнительные таблицы, заполните их, пожалуйста.

Самостоятельная  письменная работа

Вопросы        

Древнегреческий театр        

Современный театр

Где происходят представления?

Как часто происходят представления?

Кто может быть зрителем?

Кто играет представления?

Кто исполняет мужские и женские роли?

Какие представления устраиваются?

Закрепление и осмысление изученного

2 мин

промежуточный контроль.

Рассмотрите план древнегреческого театра.

Я вам прочитаю  стихи, в которых пропущены некоторые  слова, с которыми мы познакомились сегодня. Догадайтесь какие:

На холмах и среди склонов

Сотни местных и гостей.

Театр прославленной  Эллады

Состоял он  из трех частей.

Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – места для зрителей.

Для хора и актеров – специальное место,

Это площадка зовется - Орхестра.

То дворец, то берег моря

Нарисован на стене-

Театральная постройка называется - скене.

Прошло немало зим и лет,

А перед нами греческий билет –

Небольшие с буквами пластины

Из свинца иль обожженной глины.

Мелькают маски и костюмы,

Волнуют публику картины.

Все роли в греческом театре

Играли только лишь – мужчины.

Для умных и не очень,

Низких и рослых.

Театр в то время

Был школой   для взрослых.

Решение проблемного вопроса

1мин

Я думаю, мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока, почему театр был школой жизни?

Делают выводы ( учил  различать добро и зло)

Рефлексия

1мин

Понравился ли вам наш урок?

Было вам интересно? Было много трудных вопросов и заданий.

Перед вами три смайлика, выберети тот, который отражает ваше отношение к сегоднешнему уроку.

Оценка знаний , подведение итогов урока.

1 мин

Выставление оценок

Домашнее задание

1 мин

Учитель выдаёт индивидуальное, дифференцированное задание:

  1. Написать сочинение « За что мне нравиться Древнегреческий театр»
  2. Выполнить задание в рабочей тетради
  3. Нарисовать маску для актёра Древнегреческого театра
  4. Ответить на вопросы в учебнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира (6 класс) 1 глава Древний мир

Представляю вариант контрольной работы в 6 классе по 1 разделу "Древний мир". Содержит тестовые задания, задания по датам и понятиям, кросворд....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

Итоговый тест по истории Древнего Египта (История Древнего Мира, 5 класс)

В данном материале представлен итоговый тест по истории Древнего Египта для учащихся 5 классов. Работа может быть использована как для повторения пройденного материала, так и для итогового контроля. 5...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...