Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»
методическая разработка по истории (5 класс)
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Корнеева Наталья Юрьевна, учитель истории
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс
«Различия греческих полисов: Афины и Спарта»
Педагогические цели:
способствовать ознакомлению с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции; содействовать формированию представлений о том, как в Аттике сплоченная борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства;
способствовать подведению обучающихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью; содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчиненной военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства; создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах; способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей.
В содержание учебного предмета «История Древнего мира» 5 класса входит глава «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием», где показаны предпосылки возникновения самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет), вводится понятие «полис».
При сравнении двух крупнейших древнегреческих полисов Афины и Спарта можно увидеть огромное количество политических и культурных различий. Во многом это связано с особенностями зарождения этих городов-государств.
Почти всю историю Афинского полиса можно охарактеризовать, как борьбу народа (демоса) с родовой аристократией, в которой, в конечном счёте, побеждает демос, сформировав особый политический строй, получивший название - «демократия». Процесс демократизации Афин происходил постепенно, в основном благодаря реформаторам, которые представляли интересы народа.
Совсем другая ситуация была в Спарте. Там основополагающим политическим строем стала олигархия. Чтобы понять причины установления именно того строя, нужно обратиться к истории зарождения Спартанского полиса. Спарта представляла собой скорее военный лагерь, нежели город-государство, что во многом сказалось на нравах и культуре его обитателей. Образ жизни спартанцев не предполагал внутреннего развития, а был направлен лишь на обогащение за счёт военных походов.
В Афинах каждый гражданин мог быть не только воином, но и заниматься хозяйством. Помимо всего этого, за счёт последовательных и правильных реформ, экономическая, политическая и культурная жизнь Афинян достигла небывалого расцвета в сравнении с другими Греческими полисами.
Проверить понимание материала обучающимися можно, предложив задание, на выполнение которого потребуется немного времени, если провести программированный опрос по вариантам.
Определите, что из перечисленного Вы бы увидели только в Афинах, а что в Спарте?
- Пышные храмы.
- Тяжелые железные бруски вместо денег.
- Множество купцов.
- Золотые и серебряные монеты.
- Публичные военные упражнения.
- Жители одеты в одинаковую одежду.
- Театральные представления.
- Совет старейшин.
- Народное собрание.
- Статуи богов.
- Говорит кратко.
- Считает общественную деятельность главным делом в жизни.
- Любит встречаться с друзьями за пиршественным столом.
- До старости закаляет душу и тело.
- Всякий ручной труд презирает.
- Ценит ораторское искусство.
- Жестокость к рабам считает недостойной свободного человека.
- Не знает роскоши, зависти, наживы.
- Дисциплинирован и послушен.
- Ценит красоту, гармонию духа и тела.
- Не могли выехать за пределы полиса
- Все свободные граждане участвовали в управлении государством.
- Вышедшего живым из проигранного сражения, презирали.
- Среди них было много знаменитых художников и философов.
- Среди них не было прислужников, богатых и бедных.
- Единственным их занятием было военное дело.
- Свободное время отводили общению с людьми и совершенствованию себя.
- Признавали настоящими людьми только «своих».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"
Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
Цель урока: 1) Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...
Методическая разработка урока истории Древнего мира. 5-й класс.
Методическая разработка урока написана в помощь учителям, которые в этом учебном году будут работать по ФГОС. Урок представлен в виде технологической карты, в которой представлены личностные, предметн...
методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.
Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...
Методическая разработка по истории Древнего мира
Помощь в подготовке учителя к уроку...
Методическая разработка по истории Древнего мира"Своя игра" (5 класс)
Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы ...
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...