Урок истории в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 5 «Б» класс
Тема: « Древняя Греция. Природа Греции и занятия древних греков»
Главный вопрос (проблема) урока (внеурочного занятия): Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории.
УУД:
Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.
Познавательные УУД: Работать с картой, учебником; сравнивать и находить отличия; работа с таблицей.
Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Задачи:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.
Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий .
Метапредметные:
- регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
- познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
- коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.
Задачи:
Обучающая: определить местоположение Древнейшей Греции, природные условия, определившие занятия населения.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, парах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию истории других стран, воспитание патриотических чувств
Используемые образовательные технологи и (методы обучения (воспитания), методические приемы): словесный метод, эвристический метод, практический метод, наглядный метод , приём «Верю – не верю», ИКТ.
Формы взаимодействия участников образовательных отношений: фронтальная, групповая, работа в парах, практическая, индивидуальная.
Контрольно – оценочные средства (диагностический инструментарий), приемы организации рефлексии: выполнение практического задания, опрос, заполнение таблицы, устный рассказ.
Домашнее задание: Базовый: §24,пересказ.
Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».
Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
(1 мин.)
Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.
II.Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.
(7 мин)
Уметь составлять план урока, определять его задачи, раскрывать понятия и их суть.
- Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями. Сегодня мыс вами познакомимся еще с одной страной, а чтобы узнать с какой, вам нужно ответить на 6 вопросов.
1.Место захоронения фараона (Гробница)
2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)
3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)
4.Первый властелин единого Китая (Цинь)
5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)
6.Имя бога евреев (Яхве).
(Учитель первые буквы отгаданных слов записывает на доске)
Г
Р
Е
Ц
И
Я
- О какой стране идет речь? ( Греция) Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция.
Мотивация учеников на изучение нового материала.
Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции. Знаете ли, вы, что такие слова как тетрадь, школа, ботаника, история тоже имеют греческое происхождение. Отцом истории называют греческого ученого - Герадота. Даже некоторые наши имена произошли от греческих. Например: Ангелина – ангел, вестница;Ксения- гостья, чужестранка; Татьяна – устроительница, Зинаида – из рода Зевса, Ирина – мир.
Определение темы урока: Наша новая тема “Древняя Греция. Природа Греции и занятия древних греков”, учебник на стр. 116.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.
Постановка проблемы: Как вы думаете, с рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Что надо знать о новой стране в первую очередь?
Запись плана урока на доске:
- географическое положение
- климатические и природные условия
- население и культура.
III.Первичное усвоение новых знаний. (10 мин)
Более 3,5 тыс. лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Давайте с вами откроем стр. 115 нашего учебника, и поработаем с картой.
- Условно Древняя Греция делилась на три части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их. ( Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция).
- В Южной и Средней Греции выделялись области. Каким условным значком они
обозначены? (красной линией)
- Назовите эти области ( Средняя Греция - Беотия, Аттика; Южная Греция -
Мессения, Лакония)
-Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите некоторые из
них ( Розовой точкой. Афины, Спарта, Тиринф и т.д.) Почти все крупные города стоят
у моря.
- Назовите: моря, омывающие Грецию; крупнейший остров, расположенный рядом с
Грецией. (Ионические, Средиземное, Эгейское моря; о. Крит.)
- Смотрим, а в чем отличие древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили и греческих? Ваше мнение? Рассмотрите карту. (отсутствие полноводных рек, близость моря, природные возвышенности).
Климат Древней Греции
Самостоятельная работа. Приём «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-».
- | Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями. |
- | В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки. |
- | Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. |
+ | В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. |
+ | В Греции нет полноводных рек. |
+ | Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. |
+ | Почти все греческие города стоят у моря. |
Проверка выполнения задания. Кто не сделал ни одной ошибки?
Рассказ учителя. Послушайте, как описали путешественники Древнюю Грецию. Значительную часть Греции – страны, которые они населяли, покрывали крутые обрывистые горы. Они делали Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, ее омывают моря, поэтому климат был теплый. Дожди в Греции идут зимой, в остальное время года они редки. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы.
Посмотрите на экран,( нем на появляются картинки с изображением рисунков на древнегреческих вазах) попробуйте определить основные занятия древних греков.
Ответы учащихся (земледелие, мореплавание, торговля, различные ремесла)
IV. Первичная проверка понимания. (10 мин)
Посмотрите на карту на стр.115 . Назовите самый крупный остров? (Крит)
Остров Крит возник во II тысячелетии до н.э., это самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы.
-Кто может сказать, а что такое миф? (ответы учащихся)
Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!
Задание. Продуктивное чтение, работа в парах, заполнение таблицы.
Ознакомившись с текстовым источником (учебник с. 116-118,пункт 1 учебника " Миф о Тесее и Минотавре"), работая в парах, заполнить таблицу, которая находится на ваших партах.
Вопросы | Ответы |
1. Кто такой Минотавр? | |
2. Кто такой Эгей? | |
3. А как звали сына царя Эгея? | |
4. Что такое лабиринт? | |
5.Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? | |
6. К кому за помощью обратилась Ариадна? |
Проверка задания. Та пара, которая не сделала ни одной ошибки, им аплодисменты и учитель этим парам раздает смайлики.
Рассказ учителя. Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным
- И так, давайте с вами рассмотрим иллюстрации в нашем учебнике на стр. 119 «Игры с быком», и на стр.118 изображение «Световой колодец во дворце на Крите».
- Представьте себе, как зрители наблюдали такие игры с быком, что вы видите на этой иллюстрации? (ответы учащихся).
- В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.
V. Первичное закрепление. (2 мин)
- Давайте, ребята узнаем, кто сегодня был на уроке самым внимательным? Кто мне ответит, на все мои вопросы получит сегодня оценку пять.
Вопросы:
- Греция расположена в Европе, в южной части какого полуострова? (Балканского?)
- На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них? (Крит)
- На каком море властвовали цари Крита (Эгейском)
- Когда погибло Критское царство? (в XV в. до н.э.)
- Почему погибло Критское царство? (в результате землетрясения и извержения вулкана)
- Откуда ученые узнают об истории Древней Греции? (мифы, раскопки)
VI. Рефлексия. (5 мин)
- Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам составить небольшой рассказ «Древняя Греция», каждая пара должна придумать одно предложения о Греции. Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова. А дальше вы продолжаете сами.
(слушаем ответы учащихся)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин.)
Базовый: §24,пересказ.
Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».
Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - (2 мин).
Давайте подведем итог урока:
- Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?
- Выставление и комментирование оценок за урок.
Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира
Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....