Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
опыты и эксперименты по теме
Опубликовано 11.10.2014 - 14:41 - Хабарова Лариса Вячеславовна
Доклад на РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения | 1023.93 КБ |
Подписи к слайдам:
Задачи
учителя
:
С
делать урок интересным;
А
ктивизировать деятельность учащихся на уроке;
Н
е только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий;
В
оспитать потребность узнавать все больше и больше.
Дискуссии
Дискуссии – это упорядоченный обмен мнениями. Часто помним только о второй части этого определения
(«обмен мнениями»
), но забываем о первой
(«упорядоченный»).
«Голоса»
Э
тот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных.
К
аждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов».
О
дна карточка – одно высказывание.
В
ысказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.
Конспект «
п
о следам»
Учитель делит лекцию на несколько небольших частей и просит ребят ничего не записывать во время объяснения. После каждой части он останавливается и просит составить конспект (сделать записи) по памяти.
После этого можно попросить кого-то из добровольцев прочитать свои записи и обсудить их с классом.
Как вариант, можно попросить участвующих быстро соединиться в четверки (по две парты), обсудить свои конспекты и составить лучший вариант на основе имеющихся записей.
Затем какая-то из групп показывает результат своей работы, и его комментируют учитель и остальные ученики.
Ученик - послушный
Учитель –
контролирущий
орган
Низкое качество обучения
Проблема современной школы
Оценка учащимися проведенной дискуссии:
1. Довольны ли вы дискуссией?
2. Что было в ней удачно?
3. Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?
4. Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
5.Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?
Колесо истории
Составила
:
учитель
истории
Хабарова Л.В.
Что такое АМО?
Активные методы обучения
– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на:
использовании знаний и опыта обучающихся,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном
подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии,
движении.
Примеры демонстрации
Карточки с описанием
«обстоятельств жизни».
Девочка. Отец – военный, офицер. Мать – безработная. Живут в Мурманске.
Мальчик. Отец – журналист. Мать – редактор журнала. Живут в Москве.
Мальчик. Родители – беженцы из Афганистана. Живут в общежитии под Москвой.
Девочка. Умственно отсталая. Отец оставил семью, мать – учительница в сельской школе.
Правила, предложенные американским педагогом
Ф.Тибитс
:
С
лушать того, кто говорит;
Г
оворит только один человек;
Е
сли хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
Н
ельзя прерывать того, кто говорит;
К
огда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
Н
ельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
Н
адо вовлекать в обсуждение всех.
Приемы активизации внимания
при слушании лекции
«Выборочное конспектирование»
Вначале занятия преподаватель объявляет, что предстоящая лекция будет состоять из пяти смысловых частей.
Он разбивает слушателей на пять групп и дает каждой группе порядковый номер – от одного до пяти.
Задача каждой группы – слушая всю лекцию, уделить особое внимание той части, которая соответствует ее порядковому номеру.
Первая группа концентрируется на первой части лекции, вторая – на второй и т.д. Однако лектор не говорит, когда закончилась одна часть и началась другая, – задача слушателей определить это самостоятельно.
После окончания лекции члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части.
Представители групп кратко отчитываются перед остальными слушателями.
Герои Отечественной войны.
1812 год.
Урок памяти
Из опыта работы:
«Реализация требований ФГОС второго поколения
через активные методы обучения
на уроках истории и обществознания».
Учитель истории и
обществознания
Хабарова Л.В.
2013-2014 учебный год.
Опасности:
Д
искуссия вырождается в диалог учителя с отдельными учениками
Д
искуссия не складывается из-за пассивности учащихся
Д
искуссия перестает быть упорядоченной
У
читель не успевает фиксировать высказывания всех детей
К
то-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной проблемы;
В
ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на личности.
«Микрофон, или жезл оратора»
Маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, у кого «жезл».
Сказал – и передал следующему.
Соответственно нужно стараться, чтобы голос звучал громче, как в настоящем микрофоне.
Парламентский час
«Молодежь и выборы»
Изменение роли учителя
Модератор, консультант, наставник, старший партнер
«контролирующий орган»
Высокое качество обучения
«Проблемы по кругу»
1. Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме.
К
аждая проблема записывается на отдельном листе бумаги.
2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.
3. Каждая группа получает лист с формулировкой одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.
4. По сигналу учителя листы с названиями проблем передаются по кругу следующим группам.
5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.
6. Второй сигнал – листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам.
О
ни знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.
7. Ораторы групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.
«Кластер»
Кластер – графический прием систематизации материала.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Суть этого приема :
выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.
Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
Конкретизировать фактами и мнениями.
От первобытности к цивилизации
Составил учитель
истории и
обществознании
Хабарова Л.В
2008-2009 учебный год
урок - путешествие
Изменение роли ученика
Ученик – архитектор и строитель
Ученик – послушный исполнитель
АМО (активные методы обучения)
Кроме того, ребята должны
думать над тем:
как убедительно изложить информацию;
как обосновать и аргументировать свою точку зрения;
как рассмотреть все подходы к проблеме;
как попробовать решить ее.
«Градусник»
Для нее нужно выбрать вопрос, на который можно дать два противоположных ответа.
Например: «Согласны ли вы с утверждением, что жестокость наказаний не способствует уменьшению количества преступлений?». Каждому ученику предлагается определиться и занять свое место на шкале гигантского «градусника» – от полюса «положительный» к полюсу «отрицательный». По тому, как встанут ребята, можно будет примерно разбить их на несколько групп и предложить новое задание.
«Градусник» можно модифицировать, подобрав вопрос с несколькими однозначными вариантами ответа. Школьникам предлагается разойтись по разным концам класса, соответствующим разным вариантам ответа. Чтобы ребятам было проще ориентироваться, ответы можно заранее написать на листах А4 и разложить их в нужных местах.
Холокост- это путь к экстремизму, насилию, или это путь к толерантности?
Современная семья – кризис или поиск счастья?
Классификация проектов:
1. По содержанию проекта.
Монопредметные
.
Межпредметные
(интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
Надпредметные
(выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте. Творческие, исследовательские.
3. По включенности проектов в учебные планы. Текущие . Итоговые.
4.По характеру контактов. внутренние (региональные), международные
5. По продолжительности выполнения проекта. Мини-проекты, (несколько недель); Средней продолжительности (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года)
6. По количеству участников проекта. Коллективные
, индивидуальные
, групповые
Семья в
современном
обществе
Мотивация
П
ростые игры,
Примеры
демонстрации,
Опросники,
Классическая дискуссия
,
Притчи
,
Отрывки из письма
,
Фрагмент фильма ит.д.
«Карточки-сигналы»
Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому.
Можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.
МКОУ «Ункурдинская СОШ»
Международный Комитет Красного Креста (МККК)
Выполнила
: Холкина Е.П. ученица 11 класса
Проверила: Хабарова Л.В. учитель
истории и обществознания
Нязепетровский
р-он
, село
Ункурда
2012-2013 учебный год
Стандарты второго поколения
www.themegallery.com
4
«Знания только тогда становятся знаниями,
когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».
Л. Н. Толстой
Развитие высокой
мотивированности
,
интерес и желание заниматься
АМО для ученика
игровая форма разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
соревнование команд, азарт,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
Умение самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений
Находить причинно-следственные связи между историческими явлениями,
отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Что́ нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:
ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;
поощрение разных подходов к одному явлению;
сосуществование различных, даже противоположных мнений;
вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.
Работа в микрогруппах
Распределение ролей в группах:
-
организатор работы
– руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
-
протоколист
– записывает идеи и результаты работы;
-
«хранитель времени»
– следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;
- оратор (докладчик)
– рассказывает о результатах работы группы всему классу;
-
наблюдатель («хранитель правил»)
– следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;
- «хранитель материалов»
– получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;
- контролер
– проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;
- связист («хранитель связей»)
– устанавливает связи с другими группами и учителем.
Проектный метод
План:
Подготовка
Планирование
Исследование. Сбор и уточнение информации.
Формулирование результатов или выводов
Защита проекта
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Конференция
старшеклассников
« Твой профессиональный выбор»
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
34
Холокост - путь к...
учителя
:
С
делать урок интересным;
А
ктивизировать деятельность учащихся на уроке;
Н
е только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий;
В
оспитать потребность узнавать все больше и больше.
Дискуссии
Дискуссии – это упорядоченный обмен мнениями. Часто помним только о второй части этого определения
(«обмен мнениями»
), но забываем о первой
(«упорядоченный»).
«Голоса»
Э
тот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных.
К
аждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов».
О
дна карточка – одно высказывание.
В
ысказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.
Конспект «
п
о следам»
Учитель делит лекцию на несколько небольших частей и просит ребят ничего не записывать во время объяснения. После каждой части он останавливается и просит составить конспект (сделать записи) по памяти.
После этого можно попросить кого-то из добровольцев прочитать свои записи и обсудить их с классом.
Как вариант, можно попросить участвующих быстро соединиться в четверки (по две парты), обсудить свои конспекты и составить лучший вариант на основе имеющихся записей.
Затем какая-то из групп показывает результат своей работы, и его комментируют учитель и остальные ученики.
Ученик - послушный
Учитель –
контролирущий
орган
Низкое качество обучения
Проблема современной школы
Оценка учащимися проведенной дискуссии:
1. Довольны ли вы дискуссией?
2. Что было в ней удачно?
3. Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?
4. Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
5.Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?
Колесо истории
Составила
:
учитель
истории
Хабарова Л.В.
Что такое АМО?
Активные методы обучения
– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на:
использовании знаний и опыта обучающихся,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном
подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии,
движении.
Примеры демонстрации
Карточки с описанием
«обстоятельств жизни».
Девочка. Отец – военный, офицер. Мать – безработная. Живут в Мурманске.
Мальчик. Отец – журналист. Мать – редактор журнала. Живут в Москве.
Мальчик. Родители – беженцы из Афганистана. Живут в общежитии под Москвой.
Девочка. Умственно отсталая. Отец оставил семью, мать – учительница в сельской школе.
Правила, предложенные американским педагогом
Ф.Тибитс
:
С
лушать того, кто говорит;
Г
оворит только один человек;
Е
сли хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
Н
ельзя прерывать того, кто говорит;
К
огда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
Н
ельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
Н
адо вовлекать в обсуждение всех.
Приемы активизации внимания
при слушании лекции
«Выборочное конспектирование»
Вначале занятия преподаватель объявляет, что предстоящая лекция будет состоять из пяти смысловых частей.
Он разбивает слушателей на пять групп и дает каждой группе порядковый номер – от одного до пяти.
Задача каждой группы – слушая всю лекцию, уделить особое внимание той части, которая соответствует ее порядковому номеру.
Первая группа концентрируется на первой части лекции, вторая – на второй и т.д. Однако лектор не говорит, когда закончилась одна часть и началась другая, – задача слушателей определить это самостоятельно.
После окончания лекции члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части.
Представители групп кратко отчитываются перед остальными слушателями.
Герои Отечественной войны.
1812 год.
Урок памяти
Из опыта работы:
«Реализация требований ФГОС второго поколения
через активные методы обучения
на уроках истории и обществознания».
Учитель истории и
обществознания
Хабарова Л.В.
2013-2014 учебный год.
Опасности:
Д
искуссия вырождается в диалог учителя с отдельными учениками
Д
искуссия не складывается из-за пассивности учащихся
Д
искуссия перестает быть упорядоченной
У
читель не успевает фиксировать высказывания всех детей
К
то-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной проблемы;
В
ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на личности.
«Микрофон, или жезл оратора»
Маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, у кого «жезл».
Сказал – и передал следующему.
Соответственно нужно стараться, чтобы голос звучал громче, как в настоящем микрофоне.
Парламентский час
«Молодежь и выборы»
Изменение роли учителя
Модератор, консультант, наставник, старший партнер
«контролирующий орган»
Высокое качество обучения
«Проблемы по кругу»
1. Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме.
К
аждая проблема записывается на отдельном листе бумаги.
2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.
3. Каждая группа получает лист с формулировкой одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.
4. По сигналу учителя листы с названиями проблем передаются по кругу следующим группам.
5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.
6. Второй сигнал – листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам.
О
ни знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.
7. Ораторы групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.
«Кластер»
Кластер – графический прием систематизации материала.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Суть этого приема :
выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.
Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
Конкретизировать фактами и мнениями.
От первобытности к цивилизации
Составил учитель
истории и
обществознании
Хабарова Л.В
2008-2009 учебный год
урок - путешествие
Изменение роли ученика
Ученик – архитектор и строитель
Ученик – послушный исполнитель
АМО (активные методы обучения)
Кроме того, ребята должны
думать над тем:
как убедительно изложить информацию;
как обосновать и аргументировать свою точку зрения;
как рассмотреть все подходы к проблеме;
как попробовать решить ее.
«Градусник»
Для нее нужно выбрать вопрос, на который можно дать два противоположных ответа.
Например: «Согласны ли вы с утверждением, что жестокость наказаний не способствует уменьшению количества преступлений?». Каждому ученику предлагается определиться и занять свое место на шкале гигантского «градусника» – от полюса «положительный» к полюсу «отрицательный». По тому, как встанут ребята, можно будет примерно разбить их на несколько групп и предложить новое задание.
«Градусник» можно модифицировать, подобрав вопрос с несколькими однозначными вариантами ответа. Школьникам предлагается разойтись по разным концам класса, соответствующим разным вариантам ответа. Чтобы ребятам было проще ориентироваться, ответы можно заранее написать на листах А4 и разложить их в нужных местах.
Холокост- это путь к экстремизму, насилию, или это путь к толерантности?
Современная семья – кризис или поиск счастья?
Классификация проектов:
1. По содержанию проекта.
Монопредметные
.
Межпредметные
(интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
Надпредметные
(выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте. Творческие, исследовательские.
3. По включенности проектов в учебные планы. Текущие . Итоговые.
4.По характеру контактов. внутренние (региональные), международные
5. По продолжительности выполнения проекта. Мини-проекты, (несколько недель); Средней продолжительности (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года)
6. По количеству участников проекта. Коллективные
, индивидуальные
, групповые
Семья в
современном
обществе
Мотивация
П
ростые игры,
Примеры
демонстрации,
Опросники,
Классическая дискуссия
,
Притчи
,
Отрывки из письма
,
Фрагмент фильма ит.д.
«Карточки-сигналы»
Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому.
Можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.
МКОУ «Ункурдинская СОШ»
Международный Комитет Красного Креста (МККК)
Выполнила
: Холкина Е.П. ученица 11 класса
Проверила: Хабарова Л.В. учитель
истории и обществознания
Нязепетровский
р-он
, село
Ункурда
2012-2013 учебный год
Стандарты второго поколения
www.themegallery.com
4
«Знания только тогда становятся знаниями,
когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».
Л. Н. Толстой
Развитие высокой
мотивированности
,
интерес и желание заниматься
АМО для ученика
игровая форма разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
соревнование команд, азарт,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
Умение самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений
Находить причинно-следственные связи между историческими явлениями,
отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Что́ нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:
ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;
поощрение разных подходов к одному явлению;
сосуществование различных, даже противоположных мнений;
вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.
Работа в микрогруппах
Распределение ролей в группах:
-
организатор работы
– руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
-
протоколист
– записывает идеи и результаты работы;
-
«хранитель времени»
– следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;
- оратор (докладчик)
– рассказывает о результатах работы группы всему классу;
-
наблюдатель («хранитель правил»)
– следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;
- «хранитель материалов»
– получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;
- контролер
– проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;
- связист («хранитель связей»)
– устанавливает связи с другими группами и учителем.
Проектный метод
План:
Подготовка
Планирование
Исследование. Сбор и уточнение информации.
Формулирование результатов или выводов
Защита проекта
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Конференция
старшеклассников
« Твой профессиональный выбор»
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
34
Холокост - путь к...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
В статье описываются цели,принципы и характеристика активных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовкевыпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставитумения применять полученные знания в новых ситуаци...
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы предназначены для учителей истории и обществознания...
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания...