Проблемный метод обучения на уроках истории и обществознания
статья

Зурмаева Елена Юрьевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проблемный метод обучение на уроках истории и обществознания»

                                                «Тысяча учителей – тысяча методов»

                                                                        Китайская пословица

«Любое исследование, любое творчество

начинается с постановки проблем»

Г. Лейбниц

        Особенностью преподавания истории в настоящее время является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Обществознание формирует опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, познавательной, коммуникативной, семейно – бытовой деятельности.

        Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.

        Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

 Этапы проблемного обучения

I. Разработка проблемных вопросов

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • предполагающим научный спор;
  • создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

 Примеры проблемных вопросов по истории

  • Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
  • Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
  • Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
  • XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
  • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию

  • Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
  • Сильная президентская власть в России: за и против».
  • Независимость судебной власти: миф или реальность?»
  • Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»

II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию

  • Через углубление проблемного вопроса
  • Через поиск разных граней его решения
  • Через сопоставление разных вариантов ответов

III. Формы решения проблемных ситуаций

  • Дискуссия
  • Научный спор
  • Проблемная лекция
  • Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления

Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»

(История России 11 класс.)

Проблемный вопрос к уроку: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию

  • В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917  г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

 Результаты поисково – исследовательской работы

1 группа

Факты:

  • Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году
  • «Кровавое воскресение», 1905 год
  • Людские жертвы во время русско – японской и первой мировой войны

2 группа

Факты:

  • Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального
  • Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии
  • Неизлечимая болезнь долгожданного сына
  • Расстрел царской семьи

Подведение итогов дискуссии, выводы

Николай II – последний император из династии Романовых

  • Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия
  • Многие считали его слабым правителем
  • Многие считали его идеальным семьянином

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

        

Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события.

Например, одни историки говорят о внезапном

нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

2. Задачи на противоположные высказывания одного человека. 

Так, В.И. Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

3. Задачи на оценку конкретной личности. 

Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».

4.  Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных   аналогов.

Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы:

  • «Демографические взрывы и катастрофы»
  •  «Сила права или право силы?» и т. д.

Блок проблемных уроков по истории

Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности

Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?

Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV?

Урок 2. Реформы 50-х гг.

Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?

Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?

Урок 3. Опричнина

Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?

Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?

Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV

Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?

Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV?

Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время

Оценки современников, историков.                                                         Разрешение проблемного вопроса         к теме.

                                Вопросы:

  1. Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
  2. Ваше отношение к личности Ивана IV.
  3. Альтернативные пути развития России при Иване

Основные приемы проблемного изложения учебного материала:

1 . Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения  полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.

2. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.

Например, на уроке истории в 9 классе по теме «Столыпинская реформа» решаем задание:

«Ниже приведены две точки зрения на аграрные преобразования  П.А.Столыпина.

  1. Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревни.
  2. Преобразования П.А. Столыпина только усугубили социальные проблемы в России.

Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения».[1]

        Тема «Отечественная война 1812 г.»

        При изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями о результатах и последствиях этого сражения:

а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.

б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова.

в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны позднейшие успехи русской армии.

        Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в  Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.

        Заканчивая данный урок, определяем коллективно причины победы России в войне  1812 года.

-Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так ли это?

-Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».

Учащиеся должны аргументировать свой вариант ответа.

        Тема – «Внешняя политика России. Русско-японская война».  9 класс

 Обосновать или опровергнуть следующие утверждения:

- Портсмутский договор был национальным позором России.

- Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии

Учащиеся должны:

- выбрать убедительную для себя версию;

- привести факты и аргументы вы пользу своего выбора.

4. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Например, при изучении особенностей  развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа - труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки:

  • Как ни мечи, а лучше на печи.
  • От безделья и то рукоделье.
  • Кто много лежит, у того и бок болит.
  •  От работы не будешь богат, а будешь горбат.
  • Труд человека кормит, а лень портит».

5.  Сознательный выбор эффекта бумеранга. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.

        6. Рассматривание явления с различных позиций.

        Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании  противоречий.

Берётся важное историческое положение. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым.

На основе обоих положений формулируется проблемная задача.

(большевики знали, что проиграют выборы в Учредительное собрание, но, тем не менее,  приняли в них участие. Почему?).

При обобщении знаний, на мой взгляд, постепенно необходимо приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Если репродуктивные вопросы начинаются на слово как, когда, кто, что и т.д., то продуктивно-познавательные вопросы отвечают на вопросы почему, докажите, в чем, обобщите, сформулируйте и т.д. Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по-другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»

        Провожу и  уроки, не требующие деления на группы, где на протяжении всего урока все вместе работаем над проблемным вопросом  (Например,  «Почему 20-30-е годы 20 века стали временем формирования фашистских режимов в Европе?»)

В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации:

- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю  им самим найти способ его разрешения  («В ходе гражданской войны, имея первоначальный численный перевес, неплохую материальную базу, поддержку интервентов, прекрасный офицерский состав, «белые» проиграли. Почему?»– проблемный вопрос на уроке истории в 11 классе);

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос  («События  14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?» – проблемный урок по истории в 10 классе);

- предлагаю учащимся рассмотреть общественное явление, исторический факт с различных позиций («Смертная казнь: за или против?» – проблемный урок обществознания в 9 классе)

- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), побуждая учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (« Устарели ли в наши дни категории нравственности?» - проблемный урок обществознания в 8 классе)

Ведущими методами на таких уроках становятся:

- Диалогический метод (обучающийся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);

- Эвристический метод (обучающиеся  сами решают проблему, поставленную учителем);

- Исследовательский метод (обучающиеся  самостоятельно ставят и решают проблему).

        Не последнюю роль играет правильный подбор методических приемов, используемых учителем на проблемных уроках.

Работая на протяжении многих лет в классах основной и старшей школы, провела много проблемных уроков, поняла, что они вызывают намного больший интерес, чем традиционные уроки, поскольку ученик воспринимает себя на таком уроке не объектом обучения, а равноправным участником решения проблемы, понимает, что и его мнение играет не последнюю роль.

Особенно привлекают ребят проблемные занятия по обществознанию.  Работа в старших классах предполагает  ряд резервных часов после изучения каждого блока. Предлагаю учащимся самим определить те темы, вопросы, которые их волнуют – в результате рождаются интереснейшие семинары или дискуссионные проблемные уроки. («Современная семья – кризис или поиски счастья?»,  «Интернет: его плюсы и минусы»). При этом данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, в том числе постановлений правительства, других нормативно-правовых актов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и ключевые компетентности, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции.

          Учащиеся сами  ставили проблемные вопросы и создавали мини-исследования.

В результате идет формирование одной из важнейших компетенций учебно-познавательной деятельности – компетенции исследовательской деятельности.

Итак, проблемное обучение позволяет на основе создаваемых в ходе занятия проблемных ситуаций активизировать познавательную деятельность учащихся, состоящую в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. К тому же проблемные задания «заставляют» учащихся постоянно обращаться к дополнительной литературе, другим источникам знаний. Несколько лет работы по данной системе дают мне возможность воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, культуру чувств и эмоций.

Результативность

Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:

  1. учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  2. развивается логическое мышление;
  3. развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
  4. развивается способность к самоконтролю;
  5. формируется устойчивый интерес к предмету;
  6. активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.


[1] Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

статья"Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателям...

Образовательный проект «Продуктивное использование дистанционных методов обучения на уроках истории и обществознания»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования дистанционных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению истории ...