Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
статья по теме

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_formy_obucheniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И       ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

                                                 Учение без размышления бесполезно,

                                        Но и размышление без учения опасно.

                                                                                        Конфуций

XXI век….  Идет активный процесс формирования  информационного общества, в котором  выпускник школы должен обладать высокой информационной культурой поведения. Внедрение в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий позволят обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность  в обучении. Интерактивные методы сполна  отвечают этим требованиям.

История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Ученикам, как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.

 Обучение и учение взаимообусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связанные между собой: один пришел, чтобы научиться, а другой – чтобы поделиться своими знаниями и сделать этот процесс интересным. Самое главное заключается в том, что учитель и ученик ощущают себя носителями активного начала, организаторами и преобразователями процесса совместного познания. Интерактивное обучение,  по сравнению с другими методами, меняет процесс взаимодействия: активность учителя уступает место активности учащихся, задача учителя – создавать условия для их инициативы. Учитель не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Именно такой подход  в работе с детьми  мне интересен.

Роль учителя в процессе интерактивного обучения постоянно меняется. В позиции лектора – эксперта, излагает новый материал, демонстрирует наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника – консультанта, учитель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Таким образом, моя задача, организуя интерактивное обучение, моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения.

Каким же образом, я пытаюсь строить  обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога и для учащихся?

 В русле этих поисков, примерно десять лет назад, в пространстве педагогики начало разрабатываться новое направление – учебный диалог. Сегодня это уже не новый подход, мы называем его интерактивным обучением.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих -  на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности.

Использование интерактивного подхода в обучении – это вариант далеко необлегченной педагогики. Результаты такого обучения проявляются не сразу, они зависят от решения  основных задач организации групповой формы обучения.  

При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного психологического климата микрогруппы.

Формирование групповой общности я начинаю с о своеобразной разминки. Предлагаю учащимся два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?» «Подберите эпиграф к уроку»; историческая разминка  в форме блиц – вопросов, исторического лото и т.д.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе.

Он включает несколько ступеней:

  • усвоение учебной задачи;
  • процесс поиска лучшего решения;
  • суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
  • презентация группового решения.

Опыт показывает, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по-разному воспринимается учащимися. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия школьников. Содержание учебного задания должно отличаться нестандартной постановкой проблемы, вынуждающей школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения. Задание может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, явление, историческое лицо т.д.

В процессе поиска решения задачи происходит столкновение различных точек зрения учащихся, поэтому очень важно научить различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы (инициатор, контролер, критик, оппонент).

Учебное сотрудничество и взаимодействие, я организую в двух формах кооперации «Учитель - учащийся» и «учащийся – учащийся».

Обеспечение сотрудничества и взаимопонимания в процессе обучения основано на ряде педагогических техник: «Мозговой штурм», «Мозаика», «Аквариум», «Опорный конспект», «Хоровод», создающих условия для эффективного общения между всеми участниками учебного процесса по поводу изучаемого материала.

Особое внимание уделяю организации учебного пространства, так как взаимодействие предполагает, что собеседники обращены лицом к лицу. В зависимости от количества групп определяю оптимальные расстановки учебных мест. Изменение привычной организации учебного пространства дает возможность решать поставленные вопросы сообща, подготавливает учащихся к нетрадиционным формам обучения, таким образом, внутренняя готовность позволяет сокращать время, необходимое для настройки  на форму и содержание интерактивного обучения.

Для того, чтобы организовать работу групп их четырех, пяти или шести учеников, я предлагаю четыре последовательных этапа деятельности, в технике «Мозаика» и «Опорный конспект».

I этап: Индивидуальная работа.

Мной предлагается задание: изучить тему и составить конспект, продумать вопросы для обсуждения темы. На подготовку и выполнение этого задания дается 20 минут (это может быть и домашнее задание).  

Важно, чтобы к концу контрольного времени, каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

II этап: Работа в парах по горизонтальным связям.

Я предлагаю каждому участнику выбрать себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 10 минут.

III этап: Работа в парах по вертикальным связям.

Я предлагаю парам поменяться. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения – 10 минут.

Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

IV этап: Принятие группового решения.

Я предлагаю членам группы собраться вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, таблицы, презентации и т.д.).

В результате такой работы, мои ученики накапливают опыт общения, отрабатывая умения и навыки организации конструктивного диалога.

Однако педагогика взаимодействия методом интерактивного обучения является только одним из средств обучения в системе моей работы, основой которой является доверительный, эмоционально-положительный фон и атмосфера взаимосотрудничества между мной и учениками.

Стремление к высокой мотивации в обучении, я добиваюсь также через актуализацию знаний, подводя учащихся к осознанию важности получаемой информации.

Использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств обучения позволяет добиваться мне стабильных результатов в процессе обучения.

В процессе освоения технологий интерактивного обучения у учащихся вырабатываются определенные правила взаимодействия. Успех и результативность занятия обусловлены:

  • правильной постановкой учебной задачи;
  • организацией учебного пространства для поиска решения этой задачи;
  • подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.);
  • готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);
  • соблюдения правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать»;
  • использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;
  • навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходила беседа, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем.

 Моим ученикам очень нравятся активные и интерактивные формы работы. В своих отзывах об уроках они пишут: «На таких уроках повышается настроение», «Нет обычного урока, где мы только слушаем учителя и быстро-быстро записываем за ним», «Эти уроки похожи на игры. А на самом деле нас учат получать информацию не только по предметам, но и из своего опыта», «Диалог положительно влияет не только на знания но и на всю обстановку в классе»….  

В качестве примера использования интерактивной методики в обучении, хочу предложить конспект урока истории в 9 классе, оформленный в форме  диалогового общения между учителем и учеником.

Цель моего конспекта – показать методику организации конструктивного диалога между учителем и учеником, применяя интерактивные формы обучения.

(Учебное пособие: «Истории России, ХХ- начало ХХI» под редакцией А.А. Данилова, 9 класс, М: Просвещение,  2011)  

Тема урока:

«Сталинградская битва: причины победы советского

                     народа»

Дана тема урока рассматривается,  после изучения раздела: «Великая Отечественная Война 1941-1945гг.», как урок повторения и обобщения, в форме исторического исследования.

Урок педагогического сотрудничества и взаимодействия.

Цели урока:

Обучающие:

                          охарактеризовать значимость Сталинградского

                           сражения, как коренного перелома в второй мировой

                           войне,

                           раскрыть причины победы советского народа в

                           битве на Волге.

 Развивающие:

                        развивать

                         навыки работы с документами, дополнительной

                      литературой;

                        умения отбирать, оценивать, анализировать

                         изучаемый материал;

                         умение общаться, отстаивать

                         собственную позицию.  

Воспитательные:

                          на примере событий Сталинградской битвы показать

                      мужество и стойкость советской армии, тружеников

                       тыла.

Оборудование урока: карта второй мировой войны,

                      книжная     выставка на тему:

                      «Подвиг Сталинграда»; фрагменты компьютерного

                      учебника «История России  XX век» под редакцией А.А.

                      Данилова, мультимедийный проектор; кадры хроники

                       времен второй мировой войны.

Раздаточный материал: документы архивов музея-панорамы

                 «Сталинградская битва», дидактический материал для урока

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Распределение учащихся по четырем рабочим группам, равным по уровню подготовленности.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

 В истории человечества есть события по истине решающего и поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся почти 70 лет назад ВОВ.

Историческая победа – результат совместных усилий 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть войны выпала на долю советского народа.

Именно на советско-германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения Второй мировой войны, именно здесь благодаря стойкости и массовому героизму нашего народа был определен исход битвы с фашизмом.

Предыстория войны, ее ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях, тысячах книг и брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало проблемных вопросов.

В ходе изучения основных сражений ВОВ, мы особое внимание уделили Сталинградской битве (демонстрируется кинофрагмент, посвященный Сталинградской битве).

3. Постановка проблемы и осмысление.

Чем дальше мы от этих событий, тем больше дискуссий о причинах победы советского народа в этой великой битве.

Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причина поражения гитлеровской армии являются следующее: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.

Можем ли мы с этим согласиться?

Предполагаемые ответы учеников: «да» или «нет».

Учитель: Поэтому нам сегодня необходимо определиться по теме нашего разговора на уроке.

(называется тема урока)

Что вы предлагаете обсудить. Какие ассоциации возникли, изучая Сталинградскую битву и анализируя ее результаты.

В процессе дискуссии определяются три блока: значимость; причины; память.

Задачей нашего урока – найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов.

IV. Организация групповой работы на уроке    

Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства.  А самым ярким доказательством могут быть документы.

Анализировать документы вы будите по группам, которые уже сформировались по известным вам памяткам, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов. Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать участие групп в обсуждении, если нужно задавать им вопросы.

Предлагаются следующие документы и познавательные задания:

1 группа: высказывания историков Англии и США (решение познавательной задачи).

Задание. А. Многие западные историки утверждают, что исход Второй мировой войны решался на западном фронте, в Северной Африке и т.д.

                 !Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Задание. Б.  Историки США считают «решающими битвами» Второй мировой войны сражения за острова Мидуэй (июнь 1942) и Гуадалканал (август 1942) на Тихом океане, а также операция у Эль-Аламейна (ноябрь 1942 г.) и в Тунисе (май 1943 г.)

Иногда в этот перечень включается еще Сталинградская битва, но другие сражения на советско-Германском фронте, как правило, не упоминаются вообще.

? Какие выводы можно сделать о значимости Сталинградской битвы, опираясь на мнения историков Англии и США?

2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом.

Рассмотрите данные о боевых действиях на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий:

  • в морском сражении у о. Мидуэй

 японские потери составили 4 авианосца, 1 тяжелый крейсер; 332 самолета;

американские потери – 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов;

японский флот вынужден был отступить

  • в районе Эль-Аламейна английским войскам  противостояли 12 немецких и итальянских дивизий численностью около 80 тысяч человек; эта группировка была разбита, часть ее отступила, избежав плена;  
  • во время боевых действий в Тунисе англо-американские войска разбили германо-итальянскую группировку, взяв в плен по подсчетам английских историков, около 130 тысяч человек  (в последних отчетах эта цифра выросла до 250 тысяч человек).

? Какие выводы можно сделать по результатам боевых действий на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий?

? Достаточно ли для оценки значения той или иной военной операции данных о количество ее участников и потерь? Какие еще факты следует учитывать?

Группа 3: таблицы характеризующие советско-германском фронте в битве за Сталинград.

Соотношение сил на советско-германском фронте (ноябрь 1942 г.)

Линии сравнения

Советские войска

Войска Германии и ее союзников

Личный состав (млн. чел.)

6,6

6,2

Орудия и минометы (тыс.)

77,8

51,7

Танки (тыс.)

7,3

5,1

Самолеты

4,5

3,5

 Общее соотношение сил на Сталинградском направлении к моменту начала контр наступления советских войск.

 

Линии сравнения

Советские войска

Войска противника

Личный состав (тыс. чел.)

1103

1011

Орудия и минометы

15500

10290

Танки, штурмовые и самоходные орудия  

1465

675

Боевые самолеты

1350

1215

 ? О каких коренных изменениях на советско – германском фронте свидетельствуют данные таблиц?

Основное задание группам: анализируя документы сделать вывод о значимости Сталинградской битвы в ходе второй мировой войны.

Идет работа с документами – 2- 3 минуты.

Ответы учащихся : От каждой группы выступает по одному ученику.

1 группа:  предлагаемые источники позволяют сделать вывод, о том, что английские и американские историки приравнивают значимость Сталинградской битвы к действиям союзников в северной Африке и на Тихом океане.

2 группа:     статистические данные о потерях воюющих сторон в Северной Африке и на Тихом океане не могут идти ни в какое сравнение с потерями в битве на Волге. Битва под Сталинградом отличается большим кровопролитием и огромной напряженностью.

3 группа:   анализ таблиц, показывающий соотношение сил, позволяет сделать выводы, что со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава и боевой техники в несколько раз больше, чем …..

        Учитель обращается к группе экспертов с целью подведения итога работы групп по анализу документов

Экспертная группа:   Работа групп с документами позволяет сделать выводы, что Сталинградская битва по своим масштабами, по задействованному количеству войск, боевой техники, кровопролитности превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами.

Учитель: Итак, грандиозность и масштабность Сталинградской битвы не вызывает сомнения. В начале урока, мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение и объяснение. Вот теперь давайте воспользуемся архивными документами.

Работа с раздаточным материалом ( рабочими листами)

Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков. Используя  архивные документы,  укажите основные причины победы Советского народа в битве за Сталинград (рабочие листы прилагаются)

Работа с документами (время: 5 минут).

Ответы учащихся:

1 группа:  В качестве аргумента использует воинское мастерство, талант военачальников, разработанные ими операции: «Уран»; «Кольцо», тактические и стратегические новшества.

2 группа:      В качестве аргумента – работа жителей города в помощь армии    (рабочие ополчения, деятельность заводов города, городского комитета обороны). Материал основанный на документах.

3 группа:       Доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость советских солдат                   (привлекается краеведческий материал).

Группа экспертов рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа и воли.  Используются пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий.

Учитель: Итак, в первой части урока мы определили значимость Сталинградской битвы. Вы сумели доказать, что данные, предлагаемые западными историками и немецкими военачальниками,  являются необоснованными. Главная их цель – принизить значение Сталинградской битвы и исказить исторические причины победы советского народа.

Исследовательско- поисковые задания

А может и вы в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблеме нашего урока (проверяется выполнение поисковых заданий по теме: «Цена победы под Сталинградом для моей семьи»).

Вторая часть урока показала, на основе официальных документов, истинные причины победы советского народа и тружеников тыла в битве под Сталинградом.

Эксперты делают выводы:

Основные причины, определившие исход битвы на Волге;

  • военное искусство и талант советских военачальников;
  • мужество и стойкость советских солдат и тружеников тыла;
  •  воля к победе, сила характера русского народа.

Учитель: Спасибо всем за работу в группах! Но хотелось бы услышать от вас итоги работы групп.

V. Поведение итогов урока.

Цель урока достигнута или нет?

Что нового мы узнали, чему научились?

Подчеркнуть важность и ответственность исследовательской работы       историков.

         Таким образом, через  интерактивное обучение я выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и  рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности,  причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

          Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

статья"Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателям...

Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания

В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее  оптимальные формы обучения, методы и при...

"Использование интерактивных методов обучения на уроках истории"

    Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и поли...

Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания"

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов  обучения на уроках истории и обществознания.Задачи мастер-класса:- познакомить учителей с интеракт...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...