Технологическая карта урока
рабочая программа по истории

Фирсова Наталия Владимировна

Технологическая карта урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

История

Класс

7 б

Тема

Распад Древнерусского государства

Цель

Повторить, обобщить, систематизировать  знания обучающихся  по теме «Распад государства Русь».

.

Задачи

Коррекционно - обучающие:

- систематизировать исторический материал о Древней  Руси;

- продолжить работу по формированию умения анализировать информацию, сравнивать  и обобщать, делать выводы;

- проконтролировать знания основных событий, дат, исторических личностей.

Коррекционно – развивающие:

- способствовать  проявлению активности каждого ученика;

- закрепить навыки работы с историческими понятиями;

- развивать логику мышления,

- развивать коммуникативные умения и навыки при работе в группах,

- формировать грамотную речь;

- формировать умение быстро ориентироваться в смене видов  деятельности;

Коррекционно- воспитательные:

- способствовать развитию у обучающихся интереса к истории,

- приобщать их к историческому культурному наследию прошлого,

- развивать способности к сотрудничеству и умению работать в коллективе.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

этап  (1-2 минуты)

Цель:

- содействовать возникновению межличностных коммуникаций,

- обеспечить позитивный настрой к началу урока,

- разгрузить эмоциональную напряжённость

(АМО).

«Улыбнемся друг другу и пожелаем УДАЧИ!!»

Создание благоприятного психологического климата

Ребята, говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны.

А еще мы изучаем ее потому что…

Все мы хотим получать хорошие отметки.

Как нам работать, чтобы получить хорошую оценку?

- Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

Обучающиеся настраиваются на работу на уроке.

 (хором) …хотим все знать!

Ответы обучающихся

2. Мотивационный этап (3-5 минуты)

Цель:

-подведение обучающихся к формулированию темы и цели  урока

Объяснительно-иллюстративный  метод (знания предлагаются в готовом виде).

Диалоговый метод

Подвести обучающихся к теме и цели урока, с помощью наводящих вопросов.

Начнем наш урок с небольшой разминки.

Экспресс опрос

Кто из вас скажет, когда образовалось Древнерусское государство? (в 9 веке)

-Как оно называлось? (Древняя Русь)

-Кого называли великим князем? (Владимира)

-Какое важное событие произошло во время правления князя Владимира? (крещение Руси)

-Какой город служил постоянным яблоком раздора?(Киев.)

- Почему? (борьба за титул «Великого князя»)

Внимание на экран!

- для того, чтобы узнать тему нашего урока посмотрите видео ряд и прослушайте ваших одноклассников

Вопросы:

Что мы увидели на экране?

Из какого памятника древнерусской литературы эти строки?

– Да, это летопись «Слово о погибели Русской земли…..»

Отвечают на вопросы.

Осуществляют восприятие, осмысливают знания и фиксируют их в памяти через наглядное восприятие информации.

Читают отрывок из летописи "Слово о погибели Русской земли"

"О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками чистыми, горами крутыми, холмами высокими, полями чудными, зверьми различными и птицами различными.

Дивишь: городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными, боярами честными и князьями грозными!

Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угор, до ляхов и чехов  все то покорил бог народу христианскому, все страны — великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали.

А теперь беда приключилась христианам, от великого Ярослава и до Владимира, и до брата его Юрия".

Ответы обучающихся

.

3. Этап актуализации знаний (2-3 минуты)

Диалоговый метод

Беседа — вопросно-ответный способ овладения знаниями.

Сегодня у нас заключительный урок в большой исторической теме.

Что мы изучали на предыдущих уроках?

Подумайте и  самостоятельно назовите тему урока

 «Распад Древней Руси».

Ребята, скажите, а зачем мы проводим такой урок ?

Попробуйте сформулировать цель урока.

Совершенно верно целью нашего урока является повторение и закрепление, изученного материала по теме:

Формулируют  тему урока,

Определяем  основную цель урока

 Отвечают на вопросы.

Примерные ответы обучающихся:

чтобы знать историю, просто интересно поучаствовать в таком уроке, уважать историю своего государства. Знать основные этапы формирование государства.

4. Этап систематизации знаний (10-15 минуты)

Цель:

- обеспечить восприятие, осмысление и усвоение обучающимися изученного материала

Частично-поисковой  метод.

Давайте с вами вспомним

- В каком веке произошел распад Древней Руси?

Найдите и покажите на «Ленте времени».

- Какие же причины привели к раздробленности Руси?   Назовите причины распада Руси.

- Сколько самостоятельных земель образовалось в результате раздробленности  Руси?

Сравнить две карты: 

- Какие изменения произошли?

- сделать вывод

 Что это значит?

Выполнения следующего задания поможет нам вспомнить и охарактеризовать княжества.

РАБОТА В ГРУППАХ

Задания:

1)Вам надо  определить по контуру и цвету княжество и назвать его.

А сейчас возьмите конверты с заданием.

2)  Составить сообщение по плану.

3)  Подготовить информационный лист о княжестве.

4)  Защитить свою работу.

Должны быть отмечены следующие особенности.

  1. Киевское княжество: сильное боярство, могло быть два князя одновременно, почетно быть киевским князем.
  2. Владимиро-Суздальское княжество: сильная власть князя, дворянство- опора князя.
  3. Новгород: республика, развиты ремесла и торговля.

Отвечают на вопросы

Причины:

- Деление княжеств на более мелкие уделы

- Междоусобицы между князьями

- Набеги кочевников.

- 15 (14 княжеств +1 республика)

Работают с картой в учебнике.

(показывают, называют княжества)

Выполнение творческого

задания.

Работают в группах (на партах лежат вырезанные контуры княжеств). Определяют какое княжество, готовят сообщение по плану; подбирают иллюстрации,)

Расположение

Столица

Власть

Занятия

Ремесла

Культура

Выступление групп обучающихся: рассказ и демонстрация информационного листа о Киевском княжестве, Владимиро- Суздальском, Новгородской земле, ).

5. Этап обобщение и закрепление (5-7 минут)

Цель; контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Репродуктивный метод - (достигается путем  выполнения  различных заданий, упражнений, работ).

Проверяем заполнение информационного листа урока

Переход к следующему этапу работы (дифференцированные задания)

Мы закончили изучать один из самых сложных периодов истории нашей страны. Попытаемся систематизировать и проверить свои знания с помощью теста.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА,

 РАБОТА С ДАТАМИ,

РАБОТА ПО СООТНЕСЕНИЮ ПОНЯТИЙ

 в течении 5 минут вы должны выполнить задание

Вывод: Владимиро - Суздальское княжество, Новгородская земля-  являлись главными политическими центрами Руси периода раздробленности.

Киевское княжество, подвергавшееся опасности не только со стороны кочевников, но и постоянные набеги князей из соседних княжеств потерял прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути " из варяг в греки".

 Новгородская земля была стала  центром торговли Руси.

Одним из страшнейших последствий раздробленности явилось ослабление обороноспособности Руси. А это привело к нашествию со стороны Востока и  Запада

Обучающиеся выполняют различные виды заданий.

Обучающиеся  отвечают на вопросы .

Обучающиеся выполняют работу по карточках+ задания для обучающихся «Березка».

6. Этап рефлексии учебной деятельности

( 2-3 минуты)

Индивидуальная форма. Осмысление результатов работы.

Ребята, я считаю, что цель сегодняшнего урока достигнута. При выполнении различных видов заданий вы закрепили знания по теме урока и развили умения выделять главное, выявлять связи между историческими явлениями.

Какова была цель урока? Достигли ли вы ее? Докажите. Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.

ИЛИ

Рефлексия «Мишень»

Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Возьмите цветные карандаши и отметьте на нашей «Мишени» цвет вашего настроения в конце урока, свою работу в группе, интерес во время урока.

-Если у вас все получилось, то сделайте отметку в «Мишени» Красным цветом;

 -Если у вас все получилось, но вам кажется, то необходимо еще немного потренироваться, то сделайте отметку в «Мишени» желтым  цветом;

Если у вас настроение спокойное,  и вы ничего не открыли для себя нового, то сделайте отметку в «Мишени» синим  цветом;

Если у вас настроение, плохое, но работа на уроке вам понравилась, то сделайте отметку в «Мишени» зеленым  цветом;

-А если у вас сегодня ничего не получилось или плохое настроение, то сделайте отметку в «Мишени» черным  цветом

Оценивают свою деятельность

Обучающиеся  делают самоанализ и анализ работы в группе, оценивают свою работу  по четырем секторах по 5 бальной системе.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 минуты)

Изучить информационный лист урока и подготовиться к историческому диктанту. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...