Предмет | История |
Класс | 7 б |
Тема | Распад Древнерусского государства |
Цель |
Повторить, обобщить, систематизировать знания обучающихся по теме «Распад государства Русь». . |
Задачи |
Коррекционно - обучающие: - систематизировать исторический материал о Древней Руси; - продолжить работу по формированию умения анализировать информацию, сравнивать и обобщать, делать выводы; - проконтролировать знания основных событий, дат, исторических личностей. Коррекционно – развивающие: - способствовать проявлению активности каждого ученика; - закрепить навыки работы с историческими понятиями; - развивать логику мышления, - развивать коммуникативные умения и навыки при работе в группах, - формировать грамотную речь; - формировать умение быстро ориентироваться в смене видов деятельности; Коррекционно- воспитательные: - способствовать развитию у обучающихся интереса к истории, - приобщать их к историческому культурному наследию прошлого, - развивать способности к сотрудничеству и умению работать в коллективе.
|
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап (1-2 минуты) Цель: - содействовать возникновению межличностных коммуникаций, - обеспечить позитивный настрой к началу урока, - разгрузить эмоциональную напряжённость |
(АМО). «Улыбнемся друг другу и пожелаем УДАЧИ!!» | Создание благоприятного психологического климата
Ребята, говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…
Все мы хотим получать хорошие отметки. Как нам работать, чтобы получить хорошую оценку?
- Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.
| Обучающиеся настраиваются на работу на уроке.
(хором) …хотим все знать!
Ответы обучающихся |
2. Мотивационный этап (3-5 минуты) Цель: -подведение обучающихся к формулированию темы и цели урока
| Объяснительно-иллюстративный метод (знания предлагаются в готовом виде).
Диалоговый метод
| Подвести обучающихся к теме и цели урока, с помощью наводящих вопросов.
Начнем наш урок с небольшой разминки. Экспресс опрос Кто из вас скажет, когда образовалось Древнерусское государство? (в 9 веке) -Как оно называлось? (Древняя Русь) -Кого называли великим князем? (Владимира) -Какое важное событие произошло во время правления князя Владимира? (крещение Руси) -Какой город служил постоянным яблоком раздора?(Киев.) - Почему? (борьба за титул «Великого князя»)
Внимание на экран!
- для того, чтобы узнать тему нашего урока посмотрите видео ряд и прослушайте ваших одноклассников
Вопросы: Что мы увидели на экране?
Из какого памятника древнерусской литературы эти строки? – Да, это летопись «Слово о погибели Русской земли…..»
|
Отвечают на вопросы.
Осуществляют восприятие, осмысливают знания и фиксируют их в памяти через наглядное восприятие информации.
Читают отрывок из летописи "Слово о погибели Русской земли" "О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками чистыми, горами крутыми, холмами высокими, полями чудными, зверьми различными и птицами различными. Дивишь: городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными, боярами честными и князьями грозными! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Отсюда до угор, до ляхов и чехов все то покорил бог народу христианскому, все страны — великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали. А теперь беда приключилась христианам, от великого Ярослава и до Владимира, и до брата его Юрия".
Ответы обучающихся
.
|
3. Этап актуализации знаний (2-3 минуты)
| Диалоговый метод Беседа — вопросно-ответный способ овладения знаниями.
| Сегодня у нас заключительный урок в большой исторической теме. Что мы изучали на предыдущих уроках?
Подумайте и самостоятельно назовите тему урока «Распад Древней Руси».
Ребята, скажите, а зачем мы проводим такой урок ?
Попробуйте сформулировать цель урока.
Совершенно верно целью нашего урока является повторение и закрепление, изученного материала по теме:
| Формулируют тему урока, Определяем основную цель урока
Отвечают на вопросы.
Примерные ответы обучающихся: чтобы знать историю, просто интересно поучаствовать в таком уроке, уважать историю своего государства. Знать основные этапы формирование государства. |
4. Этап систематизации знаний (10-15 минуты) Цель: - обеспечить восприятие, осмысление и усвоение обучающимися изученного материала
| Частично-поисковой метод. | Давайте с вами вспомним - В каком веке произошел распад Древней Руси? Найдите и покажите на «Ленте времени». - Какие же причины привели к раздробленности Руси? Назовите причины распада Руси.
- Сколько самостоятельных земель образовалось в результате раздробленности Руси?
Сравнить две карты: - Какие изменения произошли? - сделать вывод Что это значит?
Выполнения следующего задания поможет нам вспомнить и охарактеризовать княжества.
РАБОТА В ГРУППАХ
Задания: 1)Вам надо определить по контуру и цвету княжество и назвать его.
А сейчас возьмите конверты с заданием. 2) Составить сообщение по плану. 3) Подготовить информационный лист о княжестве. 4) Защитить свою работу.
Должны быть отмечены следующие особенности. - Киевское княжество: сильное боярство, могло быть два князя одновременно, почетно быть киевским князем.
- Владимиро-Суздальское княжество: сильная власть князя, дворянство- опора князя.
- Новгород: республика, развиты ремесла и торговля.
|
Отвечают на вопросы
Причины: - Деление княжеств на более мелкие уделы - Междоусобицы между князьями - Набеги кочевников. - 15 (14 княжеств +1 республика)
Работают с картой в учебнике. (показывают, называют княжества)
Выполнение творческого задания.
Работают в группах (на партах лежат вырезанные контуры княжеств). Определяют какое княжество, готовят сообщение по плану; подбирают иллюстрации,)
| Расположение | Столица | Власть | Занятия | Ремесла | Культура |
Выступление групп обучающихся: рассказ и демонстрация информационного листа о Киевском княжестве, Владимиро- Суздальском, Новгородской земле, ). |
5. Этап обобщение и закрепление (5-7 минут) Цель; контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
| Репродуктивный метод - (достигается путем выполнения различных заданий, упражнений, работ). | Проверяем заполнение информационного листа урока
Переход к следующему этапу работы (дифференцированные задания) Мы закончили изучать один из самых сложных периодов истории нашей страны. Попытаемся систематизировать и проверить свои знания с помощью теста. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА, РАБОТА С ДАТАМИ, РАБОТА ПО СООТНЕСЕНИЮ ПОНЯТИЙ
в течении 5 минут вы должны выполнить задание
Вывод: Владимиро - Суздальское княжество, Новгородская земля- являлись главными политическими центрами Руси периода раздробленности. Киевское княжество, подвергавшееся опасности не только со стороны кочевников, но и постоянные набеги князей из соседних княжеств потерял прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути " из варяг в греки". Новгородская земля была стала центром торговли Руси.
Одним из страшнейших последствий раздробленности явилось ослабление обороноспособности Руси. А это привело к нашествию со стороны Востока и Запада
|
Обучающиеся выполняют различные виды заданий.
Обучающиеся отвечают на вопросы .
Обучающиеся выполняют работу по карточках+ задания для обучающихся «Березка».
|
6. Этап рефлексии учебной деятельности ( 2-3 минуты) | Индивидуальная форма. Осмысление результатов работы. | Ребята, я считаю, что цель сегодняшнего урока достигнута. При выполнении различных видов заданий вы закрепили знания по теме урока и развили умения выделять главное, выявлять связи между историческими явлениями.
Какова была цель урока? Достигли ли вы ее? Докажите. Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.
ИЛИ
Рефлексия «Мишень» Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Возьмите цветные карандаши и отметьте на нашей «Мишени» цвет вашего настроения в конце урока, свою работу в группе, интерес во время урока. -Если у вас все получилось, то сделайте отметку в «Мишени» Красным цветом; -Если у вас все получилось, но вам кажется, то необходимо еще немного потренироваться, то сделайте отметку в «Мишени» желтым цветом; Если у вас настроение спокойное, и вы ничего не открыли для себя нового, то сделайте отметку в «Мишени» синим цветом; Если у вас настроение, плохое, но работа на уроке вам понравилась, то сделайте отметку в «Мишени» зеленым цветом; -А если у вас сегодня ничего не получилось или плохое настроение, то сделайте отметку в «Мишени» черным цветом | Оценивают свою деятельность
Обучающиеся делают самоанализ и анализ работы в группе, оценивают свою работу по четырем секторах по 5 бальной системе. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 минуты) |
| Изучить информационный лист урока и подготовиться к историческому диктанту.
|
|