Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.
методическая разработка
Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются различные образовательные, развивающие, воспитательные педагогические задачи, используются разнообразные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_irina_vasilevna.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся».
Хохлова Ирина Васильевна, методист, педагог.
В наше непростое время воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека особо актуально. Для достижения этой цели решаются следующие образовательные, развивающие, воспитательные педагогические задачи:
-развитие гражданской идентичности личности подрастающего человека;
-формирование умения вести диалог в современном социально-культурном пространстве;
-достижение личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны, своего родного края;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики и учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
создание условий для сохранения преемственности поколений.
Используются разные формы работы:
-социальное партнёрство – взаимодействие с учреждениями культуры и образования города: Домом ученых им. М. Горького, народным музеем культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали...» школы №235 им.Д.Д. Шостаковича, Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музеем истории Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, ГБУ ДО «Правобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДО «Левобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга, ГБУ «Дом культуры «Рыбацкий», ГБУ «Рыбацкая библиотека № 6»;
участие в городской комплексной краеведческой программе «Наследники великого города», в проекте «Юный исследователь-краевед»;
-участие в творческих конкурсах, конференциях, направленных на формирование патриотического сознания: Открытых Рыбацких чтениях, районных и городских конференциях «Война. Блокада. Ленинград», «Старт в науку», «Музей открывает фонды»;
Сл.5-в конкурсах-фестивалях патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», «Душой рождённые песни», «Юные дарования», «Суворовский фестиваль»;
-празднование памятных дат: литературно-музыкальные композиции ко Дню Победы и Дню снятия блокады;
-социально-культурные проекты: общешкольный проект «Битва хоров».
Исследовательская историко-краеведческая деятельность позволяет формировать национальную и гражданскую идентичности учащихся, дает возможность познакомить обучающихся с музыкальной культурой города определённого периода, развить у них чувство ответственности за сохранение культурного наследия, получить опыт самореализации.
Сл.6. Темы исследовательских работ в первую очередь связаны с военным блокадным временем: «Одухотворенные люди. Агитвзвод 55-й армии Ленинградского фронта», «Изобразительные документы из блокадного «Ленинградского альбома», «Высокая миссия. Художник В.В. Милютина», «Несломленное поколение. А.С. Розанов», «Письма, ставшие песней» (неизвестное сочинение композитора А.С. Розанова 1942-1943 гг.)».
Сл.7. Предметом исследования стали биографии музыкантов Д.Ф. Бессонова, А.С. Розанова, художника В.В. Милютиной, балетмейстера А.Е. Обранта и участников его ансамбля, а также их письма, фотографии, ноты, рисунки. Работы связаны с определённым периодом их жизни – годы блокады Ленинграда, Великая Отечественная война.
Сл.8. Перед вами круг вопросов, затронутых в учебных исследованиях:
-роль музицирования в быту жителей 20 века («Музыкальное Рыбацкое»);
-назначение искусства в годы Великой Отечественной войны («Одухотворенные люди. Агитвзвод 55-й армии Ленинградского фронта», «Несломленное поколение. А.С. Розанов»),
- необходимость сохранения культурного наследия Ленинграда, созданного в годы войны («Высокая миссия. Художник В.В. Милютина», «Изобразительные документы блокадного «Ленинградского альбома»)
Сл.9. В процессе работы используются следующие методы исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, собеседование, описание; изучение литературы и других источников информации, анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Например, интервьюирование блокадницы О.В.Сахаровой, собеседование с сотрудниками музея «А музы не молчали» О.Г. Прутт и З.Б. Коргановой позволило ребятам понять лучше характер героев исследования, ощутить живую связь с прошлым.
Сл.10. При описании художественных документов - нотных рукописей, изобразительных рисунков, фотографий, писем - мы опирались на методические рекомендации по работе с разными видами документов, разработанные сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, что помогло взглянуть на документы как музейные экспонаты.
К примеру, исследуя историю создания блокадного инструментального сочинения А.С.Розанова «Ленинградская поэма», учащаяся, описывая нотную рукопись, выполняет пошаговые действия, перечень которых вы видите на слайде.
Сл.11. В работе над исследованием используется технология «Многоканальной модели освоения культурного наследия» (Л.Н. Ванюшкиной): ребята погружаются в многомерное пространство культуры города, используют материал экспозиций музеев - Эрмитажа, Русского музея, Музея обороны и блокады Ленинграда, школьного народного «А музы не молчали», музея истории Аничкова дворца, краеведческого зала Рыбацкой библиотеки;
библиотек - РНБ, библиотеки Филармонии; архивов - Кабинета рукописей Российского Института Истории Искусства, Центрального Государственного Архива Литературы и Искусства, Музея истории Санкт-Петербурга, личные архивы.
Сл.12. Исследуя смежные области культуры, ребята получают более детальное представление о предмете исследования, учатся самостоятельно добывать необходимую информацию из разных источников и рассматривать её с разных аспектов.
Сл.13. Обратимся к материалу исследования: «Несломленное поколение. А.С. Розанов».
Сл.14 Объекты исследования- музыкальные, письменные и художественные источники, экспонаты музейного пространства- отражают блокадное время, передают мысли, чувства, мировоззрение жителей блокадного города и героя исследования- музыканта А.С. Розанова. Учащейся Пашинской Анастасии предстояло увидеть, услышать и получить объемный образ блокадной эпохи.
Остановимся подробно на каждом из источников.
Сл.15 «Музыкальные источники».
Знакомство с историей создания малоизвестного инструментального сочинения, посвященного блокадному Ленинграду: «Ленинградской поэмой» А.Розанова (1943 г.); просмотр видео-исполнения произведения (запись сделана в малом зале Филармонии им. М.И.Глинки); анализ музыкального языка, характера сочинения; описание эмоционального воздействия музыки на слушателя. Из полученной информации исследователь формирует представление о музыке блокадного Ленинграда.
Сл.16. «Письменные и художественные источники».
Это мемуары участников блокады и тексты художественной литературы из библиотек: блокадные воспоминания А.С. Розанова и В.В. Милютиной из книг А.Розанова «Вера Милютина и о ней» и О.В. Сахаровой «Они жили просто и возвышенно. А. Розанов и В. Милютина», рассказ «Тачанка. Киндер-лейтенант и его дети» об участниках танцевального ансамбля Обранта из книги Т.А. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает». Учащаяся-исследователь составляет представление о том, как искусство в годы блокады спасало ленинградцам жизнь.
Сл.17. «Музейное пространство».
Знакомство с экспонатами выставки «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду» в Музее обороны и блокады Ленинграда и двух разных выставок «Ансамбль А.Е. Обранта» в музее истории ГДТЮ и зале краеведения Рыбацкой библиотеки:\.это фотографии военных лет основателя ансамбля А.Е.Обранта, аккомпаниатора А.С.Розанова, художника В.В. Милютиной, ребят- участников танцевального ансамбля Обранта; эскизы танцевальных костюмов В.В. Милютиной, и другие источники.
Исследователь ищет ответы на вопросы: какие экспонаты отобраны для выставок и почему; как они размещены в пространстве, на какие тематические блоки разделена выставка.
Составляет представление о блокадном периоде музыканта А.Розанова; танцевального ансамбля в стенах Дворца пионеров, о роли балетмейстера А.Обранта, музыканта А.Розанова, художника В.В. Милютиной в танцевальном коллективе.
Подготовительная работа заканчивается анализом своих наблюдений,чему помогает заполнение таблицы, в которую записаны результаты исследования.
Сл.18. Таблица «3 взгляда на блокадный Ленинград»
Музыкальные источники | Письменные и художественные источники | Музейное пространство | |
Что узнали о Героях блокадного времени | |||
Какие чувства, настроения вызвали у нас документы и экспонаты | |||
Какой вывод сделали |
Анализируя таблицу отмечаем, всё ли узнали? Ставим задачи исследовательской работы на перспективу, намечаем дальнейшие маршруты.
Анастасия пришла к выводу, что каждый источник информации отображает и воплощает блокадное время по-своему, на своем художественном языке. В сравнение различных источников мы увидели и услышали характерные черты времени, получили образ эпохи.
Сл. 19 Переработанный, систематизированный, интерпретированный через свои ориентиры материал исследования учащаяся представила в форме презентации.
Сл.20 Исследовательские работы приносят и социальную пользу, материалы публикуются в городских краеведческих журналах и сборниках: «Рыбацкая слобода», «Из истории Приневской окраины», «Война. Блокада. Ленинград», «Музей открывает фонды».
Таким образом, историко-краеведческое исследование воспитывает гражданскую идентичность учащихся, позволяет сделать лично значимым для ребят-исследователей опыт людей, живших много лет назад, сформировать представления об истории и музыкальной культуре родного города, ощутить «живую любовь к родному краю», быть гражданами и патриотами России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-краеведческие экспедиции как форма патриотического воспитания учащихся школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С.Харченко Санкт-Петербурга
Проведение военно-исторических экспедиций в Партизанский край, по местам боев 2 ЛПБ....
Гражданская идентичность учащихся
модель формирования гражданской идентичности учащихся...
Нравственно -патриотическое воспитание и развитие гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Статья по нравственно -патриотическому воспитанию...
Изучение региональной истории как условие формирования социально-культурной и гражданской идентичности учащихся
презентация опыта на учительской конференции...
Поликультурное воспитание и формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе
В статье рассматриваются особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликул...
Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей
Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей...
Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках биологии
В данной статье представлен опыт работы по формированию гражданской идентичности на уроках биологии....