Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.
методическая разработка
Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются различные образовательные, развивающие, воспитательные педагогические задачи, используются разнообразные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_irina_vasilevna.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся».
Хохлова Ирина Васильевна, методист, педагог.
В наше непростое время воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека особо актуально. Для достижения этой цели решаются следующие образовательные, развивающие, воспитательные педагогические задачи:
-развитие гражданской идентичности личности подрастающего человека;
-формирование умения вести диалог в современном социально-культурном пространстве;
-достижение личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны, своего родного края;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики и учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
создание условий для сохранения преемственности поколений.
Используются разные формы работы:
-социальное партнёрство – взаимодействие с учреждениями культуры и образования города: Домом ученых им. М. Горького, народным музеем культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали...» школы №235 им.Д.Д. Шостаковича, Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музеем истории Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, ГБУ ДО «Правобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДО «Левобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга, ГБУ «Дом культуры «Рыбацкий», ГБУ «Рыбацкая библиотека № 6»;
участие в городской комплексной краеведческой программе «Наследники великого города», в проекте «Юный исследователь-краевед»;
-участие в творческих конкурсах, конференциях, направленных на формирование патриотического сознания: Открытых Рыбацких чтениях, районных и городских конференциях «Война. Блокада. Ленинград», «Старт в науку», «Музей открывает фонды»;
Сл.5-в конкурсах-фестивалях патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», «Душой рождённые песни», «Юные дарования», «Суворовский фестиваль»;
-празднование памятных дат: литературно-музыкальные композиции ко Дню Победы и Дню снятия блокады;
-социально-культурные проекты: общешкольный проект «Битва хоров».
Исследовательская историко-краеведческая деятельность позволяет формировать национальную и гражданскую идентичности учащихся, дает возможность познакомить обучающихся с музыкальной культурой города определённого периода, развить у них чувство ответственности за сохранение культурного наследия, получить опыт самореализации.
Сл.6. Темы исследовательских работ в первую очередь связаны с военным блокадным временем: «Одухотворенные люди. Агитвзвод 55-й армии Ленинградского фронта», «Изобразительные документы из блокадного «Ленинградского альбома», «Высокая миссия. Художник В.В. Милютина», «Несломленное поколение. А.С. Розанов», «Письма, ставшие песней» (неизвестное сочинение композитора А.С. Розанова 1942-1943 гг.)».
Сл.7. Предметом исследования стали биографии музыкантов Д.Ф. Бессонова, А.С. Розанова, художника В.В. Милютиной, балетмейстера А.Е. Обранта и участников его ансамбля, а также их письма, фотографии, ноты, рисунки. Работы связаны с определённым периодом их жизни – годы блокады Ленинграда, Великая Отечественная война.
Сл.8. Перед вами круг вопросов, затронутых в учебных исследованиях:
-роль музицирования в быту жителей 20 века («Музыкальное Рыбацкое»);
-назначение искусства в годы Великой Отечественной войны («Одухотворенные люди. Агитвзвод 55-й армии Ленинградского фронта», «Несломленное поколение. А.С. Розанов»),
- необходимость сохранения культурного наследия Ленинграда, созданного в годы войны («Высокая миссия. Художник В.В. Милютина», «Изобразительные документы блокадного «Ленинградского альбома»)
Сл.9. В процессе работы используются следующие методы исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, собеседование, описание; изучение литературы и других источников информации, анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Например, интервьюирование блокадницы О.В.Сахаровой, собеседование с сотрудниками музея «А музы не молчали» О.Г. Прутт и З.Б. Коргановой позволило ребятам понять лучше характер героев исследования, ощутить живую связь с прошлым.
Сл.10. При описании художественных документов - нотных рукописей, изобразительных рисунков, фотографий, писем - мы опирались на методические рекомендации по работе с разными видами документов, разработанные сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, что помогло взглянуть на документы как музейные экспонаты.
К примеру, исследуя историю создания блокадного инструментального сочинения А.С.Розанова «Ленинградская поэма», учащаяся, описывая нотную рукопись, выполняет пошаговые действия, перечень которых вы видите на слайде.
Сл.11. В работе над исследованием используется технология «Многоканальной модели освоения культурного наследия» (Л.Н. Ванюшкиной): ребята погружаются в многомерное пространство культуры города, используют материал экспозиций музеев - Эрмитажа, Русского музея, Музея обороны и блокады Ленинграда, школьного народного «А музы не молчали», музея истории Аничкова дворца, краеведческого зала Рыбацкой библиотеки;
библиотек - РНБ, библиотеки Филармонии; архивов - Кабинета рукописей Российского Института Истории Искусства, Центрального Государственного Архива Литературы и Искусства, Музея истории Санкт-Петербурга, личные архивы.
Сл.12. Исследуя смежные области культуры, ребята получают более детальное представление о предмете исследования, учатся самостоятельно добывать необходимую информацию из разных источников и рассматривать её с разных аспектов.
Сл.13. Обратимся к материалу исследования: «Несломленное поколение. А.С. Розанов».
Сл.14 Объекты исследования- музыкальные, письменные и художественные источники, экспонаты музейного пространства- отражают блокадное время, передают мысли, чувства, мировоззрение жителей блокадного города и героя исследования- музыканта А.С. Розанова. Учащейся Пашинской Анастасии предстояло увидеть, услышать и получить объемный образ блокадной эпохи.
Остановимся подробно на каждом из источников.
Сл.15 «Музыкальные источники».
Знакомство с историей создания малоизвестного инструментального сочинения, посвященного блокадному Ленинграду: «Ленинградской поэмой» А.Розанова (1943 г.); просмотр видео-исполнения произведения (запись сделана в малом зале Филармонии им. М.И.Глинки); анализ музыкального языка, характера сочинения; описание эмоционального воздействия музыки на слушателя. Из полученной информации исследователь формирует представление о музыке блокадного Ленинграда.
Сл.16. «Письменные и художественные источники».
Это мемуары участников блокады и тексты художественной литературы из библиотек: блокадные воспоминания А.С. Розанова и В.В. Милютиной из книг А.Розанова «Вера Милютина и о ней» и О.В. Сахаровой «Они жили просто и возвышенно. А. Розанов и В. Милютина», рассказ «Тачанка. Киндер-лейтенант и его дети» об участниках танцевального ансамбля Обранта из книги Т.А. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает». Учащаяся-исследователь составляет представление о том, как искусство в годы блокады спасало ленинградцам жизнь.
Сл.17. «Музейное пространство».
Знакомство с экспонатами выставки «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду» в Музее обороны и блокады Ленинграда и двух разных выставок «Ансамбль А.Е. Обранта» в музее истории ГДТЮ и зале краеведения Рыбацкой библиотеки:\.это фотографии военных лет основателя ансамбля А.Е.Обранта, аккомпаниатора А.С.Розанова, художника В.В. Милютиной, ребят- участников танцевального ансамбля Обранта; эскизы танцевальных костюмов В.В. Милютиной, и другие источники.
Исследователь ищет ответы на вопросы: какие экспонаты отобраны для выставок и почему; как они размещены в пространстве, на какие тематические блоки разделена выставка.
Составляет представление о блокадном периоде музыканта А.Розанова; танцевального ансамбля в стенах Дворца пионеров, о роли балетмейстера А.Обранта, музыканта А.Розанова, художника В.В. Милютиной в танцевальном коллективе.
Подготовительная работа заканчивается анализом своих наблюдений,чему помогает заполнение таблицы, в которую записаны результаты исследования.
Сл.18. Таблица «3 взгляда на блокадный Ленинград»
Музыкальные источники | Письменные и художественные источники | Музейное пространство | |
Что узнали о Героях блокадного времени | |||
Какие чувства, настроения вызвали у нас документы и экспонаты | |||
Какой вывод сделали |
Анализируя таблицу отмечаем, всё ли узнали? Ставим задачи исследовательской работы на перспективу, намечаем дальнейшие маршруты.
Анастасия пришла к выводу, что каждый источник информации отображает и воплощает блокадное время по-своему, на своем художественном языке. В сравнение различных источников мы увидели и услышали характерные черты времени, получили образ эпохи.
Сл. 19 Переработанный, систематизированный, интерпретированный через свои ориентиры материал исследования учащаяся представила в форме презентации.
Сл.20 Исследовательские работы приносят и социальную пользу, материалы публикуются в городских краеведческих журналах и сборниках: «Рыбацкая слобода», «Из истории Приневской окраины», «Война. Блокада. Ленинград», «Музей открывает фонды».
Таким образом, историко-краеведческое исследование воспитывает гражданскую идентичность учащихся, позволяет сделать лично значимым для ребят-исследователей опыт людей, живших много лет назад, сформировать представления об истории и музыкальной культуре родного города, ощутить «живую любовь к родному краю», быть гражданами и патриотами России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-краеведческие экспедиции как форма патриотического воспитания учащихся школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С.Харченко Санкт-Петербурга
Проведение военно-исторических экспедиций в Партизанский край, по местам боев 2 ЛПБ....
Гражданская идентичность учащихся
модель формирования гражданской идентичности учащихся...
Нравственно -патриотическое воспитание и развитие гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Статья по нравственно -патриотическому воспитанию...
Поликультурное воспитание и формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе
В статье рассматриваются особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликул...
Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей
Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей...
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Доклад секция историков.6 Республиканская конференция "Ельмеевские чтения"...
Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознания учащихся
Методическая разработка «Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознаная учащихся" представляет систему уроков русского языка и л...