Активизация творческой деятельности обучающихся в процессе работы с историческими источниками и иллюстративным материалом при подготовке к ЕГЭ по истории.
методическая разработка по истории

Балданова Цыцыгма Болотовна

Цели проведения мастер-класса:

  1. повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания;
  2. создание условий для формирования индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.


 

I.Организационно-мотивационный этап.
Выявление актуальности проблемы поэтапной подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по истории.

Основные проблемы в преподавании истории.

В процессе обучения истории учитель обязан выполнить существующий образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории.

 

 

Увеличение объёма изучаемого материала.

 

История – предмет особенный. В отличие от обществознания, где может выручить широкий кругозор и общая информированность о социальных процессах, подготовка к ЕГЭ по истории требует твердых знаний дат (а это память!), событий (а это чтение большого объема материала!), умения их описывать (а это гуманитарный склад мышления!).
Кроме того, термины, ориентация на исторической и географической карте, визуализация памятников искусства, иллюстрирующих события разных периодов истории России. Материал ЕГЭ по истории усложнен введением в тестовые задания блока Всемирной истории, которая в обычной школе в старших классах практически не преподается.

 

  1. Одна из главных проблем - проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Перед учителями стоит важная дилемма: как учить?

Учащийся не только должен освоить огромный объем учебного материала, но и досконально знать процедуру тестирования и уметь решать тесты быстро и правильно.

 

Третья и главная проблема - воспитание настоящего гражданина России, в условия мощнейшего наступления, по «промывке мозгов» молодежи, со стороны западных стран.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx158.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для учителей истории

Тема: Активизация творческой деятельности обучающихся в процессе работы с историческими источниками и иллюстративным материалом при подготовке к ЕГЭ по истории.

Цели проведения мастер-класса:

  1. повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания;
  2. создание условий для формирования индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.


I.Организационно-мотивационный этап.
Выявление актуальности проблемы поэтапной подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по истории.

Основные проблемы в преподавании истории.

В процессе обучения истории учитель обязан выполнить существующий образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории.

Увеличение объёма изучаемого материала.

История – предмет особенный. В отличие от обществознания, где может выручить широкий кругозор и общая информированность о социальных процессах, подготовка к ЕГЭ по истории требует твердых знаний дат (а это память!), событий (а это чтение большого объема материала!), умения их описывать (а это гуманитарный склад мышления!).
Кроме того, термины, ориентация на исторической и географической карте, визуализация памятников искусства, иллюстрирующих события разных периодов истории России. Материал ЕГЭ по истории усложнен введением в тестовые задания блока Всемирной истории, которая в обычной школе в старших классах практически не преподается.

  1. Одна из главных проблем - проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Перед учителями стоит важная дилемма: как учить?

Учащийся не только должен освоить огромный объем учебного материала, но и досконально знать процедуру тестирования и уметь решать тесты быстро и правильно.

Третья и главная проблема - воспитание настоящего гражданина России, в условия мощнейшего наступления, по «промывке мозгов» молодежи, со стороны западных стран.

2 этап. Презентация опыта педагогической техники педагога.

Практика показывает, что успешно освоить предмет история и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.

Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ. Наша задача — научить оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.

При работе с текстом:

1.Необходимо научиться выделять ключевые мысли, имена, даты – все, что может помощь распознать событие, период о котором идет речь или его о его создании.

2.Работать необходимо прямо в КИМе, не теряя время по его переписыванию в черновике.

3. Без спешки и внимательно прочитать задание, определить, что требуется и сколько элементов ответа нужно дать.

4. В письменной части необходимо показать знания и эрудицию, применяя правильно исторические термины

5. Четко формулировать ответы и нумеровать элементы ответа, если это указано в задании.

При работе с историческими источниками очень важно, по возможности, использовать документы, газеты, книги реальные, в оригинале.

Вот какие рекомендации можно дать для обучающихся при работе с историческим источником:

1. Внимательно прочти текст документа

2. Выдели ключевые мысли, имена, даты – все, что может помощь распознать событие, период о котором идет речь или его о его создании.

Я уже сказала, что крайне важно, по мере возможности использовать исторические источники настоящие, реальные. Когда ученик видит действительно реальный исторический документ, у него просыпается настоящий, неподдельный интерес к работе с ним. Вот перед вами газета «Товарищъ», она издавалась в С.-Петербурге в 1905-1907 г.г. Это номер газеты за 13 ноября 1907 года.

Давайте поработаем по этому историческому источнику.

Читаем 1 абзац, отвечаем на вопросы:

  1. Какой период в истории России освещает статья газеты? ( Русской революции 1905-1907 г.г.)
  2. Кто был Председателем Совета Министров России в это время? (П.А.Столыпин)
  3. Как в народе прозвали виселицы?

(«столыпинские галстуки»)

Читаем 2 абзац, отвечаем на вопросы:

  1. С деятельностью какой партии связан данный террористический акт? (Социалистов -революционеров)
  2. Как называлась эсеровская террористическая организация, назовите лидеров (Боевая органицация эсеров: Г. Гершуни, Е. Азеф, Б. Савинков)
  3. Какие виды террора применяемые эсерами упомянуты в тексте? (политический и экономический)

Сообщения о еврейских погромах:

  1. Какая партия упомянута в тексте? («союзники» - «Союз русского народа»)
  2. Почему по распоряжению из Петербурга были освобождены участники еврейского погрома? («черносотенцы» помогали правительству в подавлении революции, отсюда – «союзники»)
  3. Назовите лидеров «СРН». (А.И.Дубровин, В.М. Пуришкевич)

Какова еще одна особенность Русской революции 1905-1907 г.г., тревожившая царизм? (по тексту):

Ответ: Участие в революции солдат и матросов.

Работа с иллюстрациями

Денежные знаки Советской России – СССР 1921 г.,1938 г.,1947 г., 1961 г.

hello_html_m21832ec0.gifhello_html_7f587af0.gifhello_html_m701df4f6.gifhello_html_m5d26bcc1.gif

Вопросы: 1. Все эти денежные знаки появились в годы денежных реформ в Советской России и СССР. Укажите лишнее. (3 рубля 1938 г.)
2. Какой денежный знак появился когда у власти находился руководитель страны изображенный в фотографии 1?
3. Какие денежные знаки появился когда у власти находился руководитель страны изображенный в фотографии 2?
4. Кто был руководителем СССР, когда появилась банкнота стоимостью в 25 рублей в данном перечне? Напишите фамилию этого руководителя СССР.

hello_html_m763ad1d1.gifhello_html_1c1dc2be.gif

Как домашнее задание можно дать составление краткого рассказа по иллюстрации.

Например: Составить рассказ о событиях в истории России, связанных с изображенной ценной бумагой.

hello_html_644c9c99.gif

Следует обратить внимание на еще одно новое «трудное» задание по истории – историческое сочинение. Невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию. Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности.

Готовясь к выполнению задания необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания.

1. Указать годы жизни.

2. Сформулировать направления деятельности.

3. Дать характеристику каждому из направлений.

4. Указать результаты деятельности.

Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап.

Заключение.

Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы: "Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"

"Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"...

Методы активизации творческой деятельности обучающихся объединения "Мягкая игрушка"

В данном материале содержатся задания для обучающихся на развитие творческих способностей через изготовление мягких игрушек....

Обобщение опыта работы по теме «Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы (ФГОС ООО)».

Обобщение опыта работы по теме "Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы ФГОС ООО". В материале представлены основные приемы работы с обучающимися, разработки уро...

Доклад на тему «Активизация творческой деятельности детей в процессе трудового обучения »

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж» XVIII Региональные педагогические чтения по теме ...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...