из опыта работы: "Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"
статья по теме
"Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности обучающихся
в процессе преподавания математики»
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Цель современной школы – создать образовательную среду, которая способствовала бы тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект современной жизни, деятельности и общения. Великим ученым ребенок может и не быть, а вот научиться быть самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовать себя в окружающей жизни, ему необходимо.
Учитывая цели и задачи программы развития МБОУ Алгасовской СОШ, где я работаю шестой год, проектирую свою педагогическую деятельность с учётом личностных особенностей каждого ребенка, направляя свои усилия на развитие его творческих способностей, создание атмосферы сотрудничества, комфортной педагогической среды, которая способствует вовлечению каждого ученика в учебно-воспитательный процесс.
В своей работе руководствуюсь целью: создание условий для получения качественного образования по математике.
Поэтому мои основные задачи как учителя могут быть сформулированы следующим образом:
- применять эффективные методы обучения (разноуровневое обучение, личностно-ориентированный подход, средства ИКТ и др.);
- развивать познавательную активность обучающихся;
- обеспечить мотивацию учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;
- организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы;
- прививать навыки научно-исследовательской деятельности;
- развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
- стать разработчиком программ обучения, координатором и проектировщиком учебного процесса, в рамках которого обучающиеся должны научиться приобретать новые знания, самостоятельно ориентироваться в окружающем информационном пространстве;
- быть для обучающихся не основным источником информации, а организатором их познавательной деятельности.
В последнее время работаю над методической темой «Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики». Она позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интеллектуальными возможностями, а обучающимся достичь успехов в учебе и реализации своих жизненных планов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что используемые технологии обучения математике способствуют активному усвоению учащимися программного материала, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях, развитию самостоятельности, творческой активности, логического мышления.
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами обучения применяю современные развивающие адаптивные образовательные технологии, которые мне позволяют идти в ногу со временем. Это проблемный подход, разноуровневое обучение, личностно–ориентированный подход, компетентностный подход, проектно-исследовательская деятельность, применение компьютерных технологий, КСО.
Также мною используются поисковые методы обучения, укрупнение дидактических единиц, актуализация познавательных возможностей учащихся.
В процессе работы с детьми я пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления продуктивной деятельности, достижения поставленных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, - говорил французский писатель Анатоль Франс. В преподавании математики в этом плане особенно значительные результаты дает проблемное обучение. На личном опыте я смогла убедиться, что ситуация затруднения школьника в решении предложенной задачи приводит к явному пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых знаний. Для активизации познавательной деятельности обучающихся в своей работе использую проблемное обучение. Особое внимание уделяю созданию на уроках проблемных ситуаций типа «Что бы это значило?», «Как решать?», «Почему не видим решения?» Совместно с учениками в течение урока стараемся ответить на вопрос, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей учащихся.
Проанализировав структуры основных типов уроков, пришла к выводу, что всегда должен присутствовать этап мотивации учебной деятельности. Задачи этого этапа:
- раскрыть значимость изучения данного материала;
- привлечь внимание учащихся;
- пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.
Для успешной реализации данного этапа урока я применяю следующий материал:
- Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.
- Использование презентаций, например на тему «Математика в лицах» (биографии великих математиков).
- Задачи с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.
- Проведение исследовательских и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.
- Задачи, решение которых требует расширения знаний по теме.
- Математические фокусы, задачи занимательного характера.
- Использование средств мультимедиа.
Разноуровневое обучение – основополагающая педагогическая технология, которую я использую в своей работе. Считаю, что основной целью моей работы является обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития. Задания составляю таким образом, чтобы ученик обязательно с ними справился. Это позволяет ему совершенствовать и развивать свои индивидуальные способности. Ученик сам выбирает уровень, на котором он может работать, он должен реально оценить свои возможности: не завысить и не занизить их. Внимательно слежу за развитием ученика, чтобы вовремя перевести на следующий уровень, в зону его актуального развития. В результате применения разноуровневого обучения мне удается достичь следующих результатов:
- развивается самостоятельность (то, что ученик может изучить самостоятельно – это нужно сделать), знания, добытые учеником, более глубоко усваиваются. Лев Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретается усилием своей мысли, а не памяти»;
- возрастает интерес к предмету;
- в результате стремления ученика перейти на более высокий уровень
активизируется его познавательная деятельность.
В целях активизации познавательной деятельности обучающихся часто использую коллективные формы организации урока. Они характеризуются тем, что дети работают внутри небольших групп, взаимодействуя друг с другом. Такое обучение приводит к гораздо более полному развитию возможностей каждого обучающегося, увеличивает его самостоятельность в добывании и отработке новых знаний и общеучебных умений и навыков.
Для повышения эффективности занятий использую дифференцированный подход в процессе обучения математике. Для этого часто определяю две рабочие группы:
- Группа обучающихся с высокой познавательной мотивацией.
- Группа обучающихся с неустойчивой и несформированной мотивацией.
На этой основе строится индивидуальная работа по формированию познавательных потребностей учащихся. В центре образовательного процесса находится ученик и его личностные характеристики: мотивы, потребности, цели, интересы, стремления, критичность, гибкость ума, умение конструировать свой путь решения учебных задач, прогнозировать результаты самостоятельной познавательной деятельности.
В последние годы возросла актуальность применения личностно-ориентированного подхода, который основан на знаниях возрастных и индивидуальных особенностей ученика, его уникальности и неповторимости.
С помощью этого метода я стараюсь создать на своих уроках атмосферу заинтересованности, активности. В результате организуется сотрудничество учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимоконтроль, организация групповой формы работы), повышается степень самостоятельности в учебной деятельности, создается ситуация успеха, проявляются гуманные качества личности – развиваются коммуникативные способности, снижается уровень нагрузки, что позволяет избежать перегрузок учащихся. Использование личностно-ориентированного подхода в организации учебных занятий помогает мне создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в личностном росте и в работе класса в целом, стимулирует обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Учебно-исследовательская деятельность способствует углублению и расширению спектра познавательных потребностей школьников, организации самоконтроля, выработке индивидуальных режимов работы, свободе выбора способов выполнения математической задачи, что является высшим проявлением самостоятельности. Метод проектов позволяет группе учеников с высокой познавательной мотивацией проявить свои творческие способности, повысить уровень учебно-познавательной компетентности. Ученики показывают умение анализировать и выделять главное, выявлять проблемы, исследовать их, аргументировать свою точку зрения, анализировать решения, предложенные другими учениками, выбирать наиболее рациональные.В ходе организации уроков большое значение придаю использованию информационно-коммуникационных технологий: учебных дисков, средств мультимедиа, компьютерных презентаций и т.д.
Главным условием формирования познавательной активности школьников, по моему мнению, являются содержание и организация урока. Поэтому свой урок планирую во всех деталях, чтобы один его этап вливался в другой, а ребята понимали, что и зачем они делают на уроке. Моё негласное правило – на уроке должно быть интересно. Стараюсь «заразить» учеников эмоциональностью, передать им свой положительный настрой, который помогает вдохновить ребят для деятельности, т.к. моя задача – не только научить определённым действиям, а развить мышление ребенка средствами своего предмета (т. е. развивать быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д.).
Прежде чем использовать ту или иную педагогическую технологию, необходимо знать психосоциотип каждого ученика и учитывать его в процессе преподавания. В зависимости от него человек по-разному принимает информацию, решения, мыслит. Именно поэтому ученики отдают предпочтение разным стилям обучения и общения.
Необходимым условием эффективности урока я считаю создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания. Я стараюсь, чтобы ученик видел во мне открытого человека, способного поддержать, заметив даже малые успехи или корректно исправить допущенные ошибки. Поэтому мои ученики не боятся выражать свою точку зрения и чувствуют себя на уроке открыто и свободно. Я обязательно выслушиваю мнение ученика и анализирую высказанные идеи. Особенно удачными я считаю уроки, где ребята находят свои способы решения, а класс обсуждает предложенные варианты и затем совместно делает вывод о рациональности того или иного способа. В подобной обстановке я имею возможность изучить индивидуальные особенности ученика, его способность к принятию самостоятельного решения и умение защитить свою позицию.
В работе использую демократический стиль общения, стараюсь относиться к каждому ученику с неподдельным уважением, осознавая, что передо мной – личность. Простота общения, умение найти общий язык с учениками, знание условий жизни ребят и их психологических особенностей позволяет мне избегать конфликтных ситуаций.
Проблемное обучение стараюсь сочетать с элементами педагогики сотрудничества. Данная методика привлекает меня тем, что в процессе обучения осуществляется гуманно-личностный подход к ребенку
Важным средством формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся в моей педагогической практике является «обучение через открытие», в результате чего ученики испытывают удовольствие от осознания «собственного» субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой!»)
Грамотное использование современных педагогических технологий позволило мне повысить результативность преподавания математики.
На представленной диаграмме видна положительная динамика качества знаний обучающихся за 3 года.
Выявление одаренных детей, содействие развитию их способностей, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности – важнейшая задача, на решении которой базируется формирование интеллектуальной элиты общества. А это один из основных приоритетов образовательной политики России.
В процессе своей преподавательской деятельности я уделяю особое внимание одаренным детям. Необходимо систематически поддерживать их повышенный интерес к предмету, создавать благоприятную обстановку для развития способностей. Этому способствуют дискуссии, обсуждение дополнительной литературы по тем или иным вопросам, исследовательская деятельность. Большое значение придаю организации дополнительных занятий по математике, которые проводятся отдельно для «сильных» учеников и учеников со средними способностями. Это позволяет мне рассматривать материал различного уровня сложности в каждой группе. При этом ребята имеют возможность перейти в группу «сильных» при достижении необходимого уровня подготовки или по своему желанию. Такой подход позволяет мне оптимизировать свою работу по подготовке учащихся 9 классов к ГИА и 11 классов к ЕГЭ.
Ежегодно в школе проводятся предметные олимпиады. Мои ученики активно включаются в эту работу.
Одним из компонентов учебного плана нашей школы являются элективные учебные предметы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, их творческой активности и самостоятельности и обеспечивают переход от обучения к самообразованию.
Мною разработана и используется программа элективного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики».
Уровень познавательного интереса обучающихся определяется по их работоспособности, степени их активности на уроках. Чтобы заинтересовать учащихся, применяю элементы занимательного изложения материала, знакомлю с биографиями ученых-математиков, их научной деятельностью. Особая роль здесь принадлежит организации внеклассной работы по предмету. Провожу мероприятия в рамках школьной недели математики. Мои ученики занимают здесь активную позицию: проводят под моим руководством исследовательские работы, оформляют материал в форме презентаций, а затем в рамках математического лектория знакомят обучающихся других классов с материалами своей деятельности.
В последнее время применяю на уроках компьютерные технологии. Источником демонстрационных материалов служат мультимедийные диски, информация, полученная из сети Интернет. Большая часть материалов готовится при активном участии учеников: это отсканированные схемы, графики и рисунки из обычных, научных, учебных и энциклопедических изданий. Благодаря применению информационно-коммуникационных технологий в моей педагогической работе обеспечивается постоянная мотивация ученика на активную познавательную деятельность, что позволяет успешно решать образовательные задачи наряду с общей задачей формирования информационной компетенцией школьника.
Одной из современных образовательных технологий является проектно- исследовательская деятельность обучающихся, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть и решить проблему.
Исследовательской деятельности обучающихся уделяю большое внимание. Я заранее планирую темы исследований, затем включаю их в перспективное планирование по предмету. Создаются рабочие творческие группы для работы над проблемой. Итогом успешной работы является презентация материала в ходе урока или внеклассного мероприятия.
В индивидуальном подходе особенно нуждаются дети с пониженной обучаемостью. Учитывая это, я разрабатываю индивидуальные задания, карточки, организую взаимопомощь этим ученикам. Поддерживаю, поощряю небольшие успехи в их работе. Систематически провожу индивидуальные консультации, составляю дифференцированные тесты.
Моя педагогическая деятельность, как и любого педагога, невозможна без сотрудничества с родителями. Ведь они - первые помощники учителя. Я посещаю родительские собрания в классе, где преподаю математику. В начале учебного года знакомлю их с методами и технологиями, применяемыми при изучении моего предмета, приглашаю на свои уроки. Родители и ученики знают, что я всегда готова им помочь. В ходе индивидуальных бесед информирую родителей об успехах или неудачах детей. В последнее время наше сотрудничество становится наиболее тесным, так как и родители, и ученики, и я заинтересованы в успешной сдаче экзамена по математике в форме ГИА и ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся
рассматривается проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ, метод проектов....
Методические рекомендации по теме «Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики» 10.02.14
статья содержит рекомендации по применению различных пед.технологий в преподавании математики...
Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"
Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике.
Данная презентация раскрывает основные приннципы и методы активизации познавательной деятельности....
«Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ».15.10.15
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образов...
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии" 2019 г
laquo;Учение должно быть с увлечением , требовательность без принуждения»Ян Амос Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главныхпутей создания...