Технологическая карта урока по истории в 8 кл.
план-конспект урока по истории (8 класс)
Тема урока: Начало правления Петра I. ( 8кл. )
Цель урока: исследование основных задач, стоявших перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков; мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления;качества и черты, приобретенные Петром I в детстве.
Задачи урока:
- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных); знание хронологии изучаемого периода; знание исторических фактов изучаемого периода; соотнесение исторических фактов и общих явлений. -создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать вывод. - формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii_v_8_klasse.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в 8 классе
Тема урока: Начало правления Петра I. Цель урока: исследование основных задач, стоявших перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков; мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления;качества и черты, приобретенные Петром I в детстве.
Задачи урока: - изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных); знание хронологии изучаемого периода; знание исторических фактов изучаемого периода; соотнесение исторических фактов и общих явлений. -создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать вывод. - формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.
Планируемые результаты: предметные: определять исторические процессы событий во времени; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; описывать детские годы Петра I; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей) при составлении исторического портрета Петра I;
метапредметные УУД: коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; личностные УДД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к историческому наследию; формировать российскую гражданскую идентичность. Техническое обеспечение урока: ИКТ ресурсы, учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Эпиграф к уроку
«Народ собрался в дорогу; ждали вождя; вождь появился».
С.М. Соловьев
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
1.Рассказ пункта «Усиление западного влияния на Россию». Слайд 1.
Метод монологического изложения
2. Фронтальный опрос:
Метод диалогического изложения
- Что такое Немецкая слобода?
- Чем прославились Симеон Полоцкий, Ордин-Нащокин, Голицын?
- Вспомним, каким был государственный строй в России в конце XVII в?
- Что это значит? Кому принадлежала власть?
- Могли ли цари выступать инициаторами реформ?
Вывод: Бояре и дворяне принадлежали к высшему сословию России, но в то же время они являлись слугами государя, и без его участия ничего изменить не могли. России нужен был царь-реформатор.
III. Мотивационно-целевой этап.
Метод постановки проблемы
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Отгадайте, про кого говорил историк С.Ф. Платонов: «____________ как реформатор созрел за границей».
Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить, о чем сегодня будет наш урок? Тема урока: Начало правления Петра I. С.М. Соловьев говорит о Петре I. Эту мысль историк развивает в цикле лекций, посвященных 200-летию Петра, которые он прочел в Благородном собрании в 1872 г. По мнению Соловьева великий человек есть сын своего времени и своего народа, а деятельность его есть результат предшествовавшей истории народа. Задумайтесь над словами историка и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Слайд 2. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со словом Петр I? Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру, какое бы прозвище дали вы? Что Вы знаете об этом правителе и его делах? Нам необходимо определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления. В течение многих уроков вам придется изучать эти многочисленные обстоятельства и ответить на вопрос, который красной нитью пройдет через всю изучаемую тему. Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России. Почему Петра I называют необычным царём? Вопросы урока:
- Детство Петра I.
- Двоецарствие. Царевна Софья.
- Начало царствования Петра.
- Азовские походы.
- Великое посольство 1697 – 1698 гг.
Словесный метод
Учитель: Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Слайд 3. Каким же он был, этот противоречивый русский царь? IV. Работа по теме урока. 1. Детство Петра I. Учитель: Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого. Высказывание на доске: «Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…». С.М. Соловьев. Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка? Эпоха Петра связана с преобразованиями в России. Мы еще не изучали реформы Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, но суть реформ, их идея зарождалась в детстве Петра и в начале его правления. Слайд 4. Задание 1 ( с. 11 рабочая тетрадь): Привлекая содержание пунктов 1,2,5 § 3, составьте характеристику образования, полученного Петром I. Слайд 5-6 Задание 3 ( с. 12-14 рабочая тетрадь): Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Сравните содержание текста с фрагментом работы историка С.М. Соловьева (с.24 учебника). Чем тексты взаимно дополняют друг друга? Слайд 7-8 2. Двоецарствие. Царевна Софья. Учитель: XVII век в истории России – время новых явлений в экономике, политике, культуре. Но это с одной стороны, а с другой…Век – «бунташный». Итоги этого века были очень противоречивы. Да и в царских хоромах было неспокойно…
Задание 2. ( с. 12 Рабочая тетрадь): Заполните схему, опираясь на содержание пунктов 1 и 2 §3. 3.Начало царствования Петра. Учитель: Юный царь пришел к власти. Но наследство Петру досталось незавидное. Беседа по вопросам: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления. К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря. Удобно ли было вести торговлю через эти моря? Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией. Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря? Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря. Что нужно для осуществления завоеваний? Что представляла собой русская армия XVII века? Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником. Слайд 9-10
Работа по группам.
1 группа учеников получает карточку №1. Азовские походы (с. 21-22 учебник). 1.Назовите даты Азовских походов? 2.С кем воевала Россия? 3.Какова цель этих походов? 4.Каков результат 1Азовского похода? 5. Каков результат 2 Азовского похода?
2 группа учеников получает карточку №3. «Великое посольство» (с. 22-23 учебник). 1.Когда состоялось «Великое посольство»? 2.Состав «Великого посольства». 3.Цели «Великого посольства». 4.Каким был маршрут «Великого посольства». 5.Итоги «Великого посольства».
Метод наглядности
Стрелецкий бунт. Расправа Петра I со стрельцами. Задание 12 (с.15 рабочая тетрадь). Рассмотрите репродукцию картины художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (с. 21 учебника) и устно ответьте на вопросы.
Презентация результатаов работы групп.
V. Закрепление. Заполнение таблицы «Деятельность Петра I», работа над которой будет продолжена на ряде следующих уроков.
Дата | Событие | Результат |
VI.Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы узнали о том, как юный царь пришел к власти, о первых шагах во внешней политике знаменитого российского императора – Петра Алексеевича. Слайд 11- -Ну что же, сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол? - развитие экономики («Великое посольство»); - создание флота; - завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море Петр I мечтал о превращении России в великую державу. Очень ярко и образно передал его мысли А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн, По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам, Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам, В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен, Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам, Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
Проблемный вопрос: Роль Петра 1 в истории России. Почему Петра I называют необычным царём? И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой. Выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия. Сегодня на уроке мне открылись: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных чувства: Три самых важных качества:
- Домашнее задание.
1. Параграф 3. Ответить на вопросы.
2. Выполнить задание из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 25 учебника (на выбор).
3. Выполнить задание 13 на с. 16 в рабочей тетради на печатной основе к параграфу № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...
Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)
Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...
Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл
Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...