Задания по истории
учебно-методический материал по истории
тестовые и контрольные задания по истории России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_n_17_veka.docx | 406.91 КБ |
zadaniya_dvor_perev.docx | 17.97 КБ |
zadaniya_rf_2000-2013.docx | 13.62 КБ |
zadaniya_rf_v_1990-2000_gg.docx | 15.1 КБ |
petr_iii_zadaniya.docx | 15.82 КБ |
test_po_reformam_petra_velikogo.docx | 393.57 КБ |
zadaniya_ekaterina_vtoraya.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания н.17 века
Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) на фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича
2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа
3) парсуна создана в XVII в.
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.
5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове — держава
- Позднее других произошло событие
1) восстание под руководством Ивана Болотникова
2) начало проведения церковной реформы патриарха Никона
3) восстание под руководством Хлопка
4) Деулинское перемирие
2. В XVIIв. в России появилась форма организации промышленного производства
1) фабрика
2) монополия
3) мануфактура
4) верфь
3. Основные положения Соборного уложения
1) создание Монастырского приказа
2) введение бессрочного сыска беглых крестьян
3) освобождение ремесленников, принадлежавших монастырям, от уплаты налогов
4) признание за дворянами права передачи поместья по наследству
4. Название «ясачные люди» относится к
1) сибирским и амурским казакам
2) черносошным крестьянам Севера
3) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель
4) нерусскому населению Сибири и Дальнего Востока, выплачивавшему натуральные подати мехом
5. Появление мануфактур в XVIIв. свидетельствовало о
1) господстве феодальных отношений
2) зарождении капиталистических отношений
3) продолжении процесса закрепощения крестьян
4) превращении России в передовую промышленную державу
6. Прочтите отрывок из труда историка В. О. Ключевского и укажите, с именем какого монарха связана деятельность названных в источнике лиц.
«Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие... Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора».
1) Михаил Федорович
2) Алексея Михайловича
3) Бориса Годунова
4) Василий Шуйский
7. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
8. Расположите следующие исторические документы в хронологическом порядке их создания.
А) «Новоторговый устав»
Б) Судебник Ивана III
В) Судебник Ивана IV
Г) Соборное уложение
9. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3.
Из постановления Собора (январь 1682 г.).
«...Мы, великий государь, потому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим и думным и ближним и всяких чинов людем на Москве в приказех и у росправных, и в полках у ратных и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находами не возноситься».
С1. Определите, что отменяется данным постановлением.
С2. Объясните, в интересах какого слоя населения было принято данное постановление. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение
С3. Как повлияло принятие постановления на положение различных слоев населения?
10. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но Собор 1666–1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший «собинный друг» царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провел в заточении.
- В чем заключались противоречия между царем и патриархом? (Укажите не менее двух причин.)
- Почему стало возможным отстранение Никона от власти? (Укажите не менее двух причин.)
11. Сравните положение крестьянства согласно Судебнику 1550 г. с положением крестьянства согласно Соборному уложению 1649 г. Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух положений), а что – различным (не менее трех различий).
12. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
«При Алексее Михайловиче не происходило крупных преобразований, Россия оставалась замкнутой, закрытой страной, отгороженной от влияния Западной Европы, слабо участвующей в мировой экономике».
13. В середине XVII столетия в Российском государстве были проведены важные преобразования в сфере законодательства. Был принят новый свод законов — Соборное уложение. Укажите не менее трёх положений, содержавшихся в Соборном уложении.
14. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
15. Известно, что в XVII в. в России всё большее число людей овладевали иностранными языками. Назовите два из наиболее распространённых тогда иностранных языков и укажите причины важности владения ими в тот период.
16. В.О. Ключевский охарактеризовал XVII в. как «новый период русской истории». Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).
17. Период, когда страной управлял Алексей Михайлович, отличался от предшествующего. Какие изменения в области внутренней политики произошли (приведите не менее трёх объяснений)?
18. Назовите нормативный акт, окончательно закрепостивший крестьян за землевладельцами, и год выпуска данного документа. Приведите не менее 3-х причин данного процесса.
19. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Из челобитной царю
«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.
И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»
- Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.
- Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.
- Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.
Предварительный просмотр:
Задания
«Дворцовые перевороты»
1.Кто из названных правителей пришёл к власти в результате дворцовых переворотов?
1) Алексей Михайлович, Пётр II
2) Пётр I, Павел I
3) Екатерина I, Пётр III
4) Елизавета Петровна, Екатерина II
2.Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. характеризовалась
1) расширением привилегий дворянства
2) смягчением сословных различий
3) созданием военных поселений
4) ослаблением крепостничества
3.С эпохой дворцовых переворотов связано появление понятия
1) опричнина
2) зубатовщина
3) верховники
4) аракчеевщина
4.В 1726 г. Екатерина I учредила
1) кабинет министров
2) Негласный комитет
3) Верховный тайный совет
4) Уложенную комиссию
5.При императрице Елизавете Петровне
1) была издана «Жалованная грамота городам»
2) помещики получили право на создание дворянских собраний
3) государство отобрало у церкви земли с крепостными крестьянами
4) были отменены внутренние таможенные пошлины
6.Одним из направлений внешней политики России в первой четверти XVIII в. являлась борьба за
1) Волжский торговый путь
2) выход в Балтийское море
3) Левобережную Украину
4) освобождение от ордынского владычества
7.С чьим вступлением на престол связана попытка членов Верховного тайного совета ограничить власть монарха?
1) Екатерины II
2) Павла I
3) Александра I
4) Анны Иоанновны
8.Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?
1) В. В. Голицына
2) А. Д. Меншикова
3) Ф. Я. Лефорта
4) С. С. Уварова
9. Что из перечисленного было одной из причин разрыва «кондиций» Анной Иоанновной в 1730 г.?
1) массовые народные выступления против принятия «кондиций»
2) страх перед распространением в России революционных идей под влиянием Великой французской революции
3) выступление дворянства против ограничения самодержавной власти
4) требование разорвать «кондиции» со стороны Верховного тайного совета
10.В декабре 1761 г. на российский престол вступил внук Петра Великого — Пётр III. Как и его предшественники, заинтересованный в поддержке дворянства, новый император издал Манифест о вольности дворянства, освобождавший их от службы. Но царствование продлилось лишь несколько месяцев, непопулярный император был свергнут и вскоре погиб. Назовите две причины непопулярности императора в России. В чью пользу был совершён приведший к его свержению переворот?
11. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы
Из труда С. М. Соловьева.
«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.
Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.
(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
- Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.
- О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
- Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.
12.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы
Из документа 1741 г.
«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.
Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского
Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…
И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:
1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?
2. Что он сам взял казанного… и в которое время?
3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?
4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?».
- Как называлась историческая эпоха, в которую происходили события? Какие черты эпохи отразились в данных событиях (укажите не менее двух черт)?
- Кому предъявляются обвинения? От кого из правителей России исходили обвинения и вопросы? О каких событиях идёт речь в документе?
- В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?
13. Кто из русских монархов отменил этот указ? Используя знания по истории, укажите, какие законы, принятые в первой четверти XVIII в., определяли обязанности дворянства в интересах государства?
Из документа XVIII в.
«…1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.
2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследии и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследниках будет… То же разумеется и о дочерях».
Предварительный просмотр:
Задания РФ 2000-2013
- Привести 2 аргумента в подтверждение и 2 аргумента в опровержение точки зрения о том, что «Внутренняя политика РФ в 2000-2013 гг. характеризовалась нараставшим кризисом социально-экономической системы».
- Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, непосредственно связаны с реформой управления, начатой в 2004 году. Найдите «лишнее».
- новый порядок избрания губернаторов и депутатов Государственной Думы;
- создание Общественной палаты;
- борьба с терроризмом
- борьба с коррупцией;
- реформа укрупнения регионов;
- создание национальных приоритетных проектов
- Прочтите отрывок из выступления президента РФ перед Федеральным Собранием РФ и укажите его фамилию.
«Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма. Хочу особо подчеркнуть: с созданием округов федеральная власть не удалилась, а приблизилась к территориям».
- Какие события произошли в период 2000-2004 гг.? Выберите три ответа.
- Образование партии «Единая Россия»
- Учреждение 7 федеральных округов
- Вступление РФ в ВТО
- Проведение первых выборов в Государственную Думу
- Начало работы Федерального Собрания
- Учреждение Государственного Совета
Предварительный просмотр:
Для тех, кто сдает ЕГЭ по истории |
- в отношениях с развитыми странами Запада - в отношениях с бывшими республиками СССР - в отношениях с бывшими социалистическими странами - в отношениях со странами «третьего мира» |
Для тех, кто не сдает ЕГЭ по истории |
(А)__________________ 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР. Политический кризис 1993 г. привел к снижению доверия населения политикой Б.Н.Ельцина и вице-президентом был назначен (Б) _____________________. Сторонники Съезда народных депутатов РФ и (В) ____________________ в октябре 1993 г. находились в здании (Г) _________________________, где и были взяты штурмом и отстранены от власти. Президент страны – (Д) __________________ провёл референдум и 12.12.1993 г. появился новый закон, определявший его широкие полномочия – (Е) ________________________. Этот кризис власти привел к тому, что положение в стране ухудшалось, возрос госдолг до 430 млрд.долларов, с 25 на 68 место опустилась Россия по уровню жизни, были закрыты 250 оборонных предприятий, уничтожено сельское хозяйство страны. Это стало следствием реформ 1990-х годов, таких как (Ж) «_____________________» Е.Гайдара, (З) ________________, инициированная А.Чубайсом по передаче госсобственности в руки частных лиц.
А. Внешняя политика РФ до 1999 г. была направлена на: 1) защиту национальных интересов 2) укрепление отношений со странами запада 3) сохранение социалистического содружества стран 4) оказание материальной помощи странам «третьего мира» Б. Международная организация, основанная в 1997 г. лидерами Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии: 1) НАТО 2) Совет Европы 3) «Шанхайская шестерка» 4) «Большая восьмерка» В. Какое решение было принято Б.Ельциным по вопросу долгов СССР перед странами Запада? 1) отдать долги 2) не отдавать, так как теперь новое государство – РФ 3) взять новые кредиты на погашение внешних долгов Г. С этой страной были натянутые отношения в связи с передачей ей части нашего флота и военных баз 1) Белоруссия 2) Молдавия 3) Украина 4) Грузия Д. Какой министр иностранных дел РФ не поддержал политику США по «гуманитарной помощи», а на самом деле насильственному вмешательству в делах других стран в 1999 г.? 1) Э.Шеварнадзе 2) А.Козырев 3) Е.Примаков 4) И.Иванов |
Предварительный просмотр:
Правление Петра III
- Посмотрите небольшой видеофрагмент про личность и правление Петра III
- Дополните интервью, вставив пропущенные слова и фразы, (в некоторых местах есть подсказки – два варианта ответа – осталось выбрать верный или вставьте свой вариант), которое могли бы вы взять у императора, оказавшись в 1762 г. рядом:
Интервью с императором Петром Федоровичем (Петром III).
- Петр Федорович, позволите задать Вам несколько вопросов?
- Соизвольте, а не то я тороплюсь отобедать.
- Спасибо. Скажите, как Вы относитесь к реформам, которые провела ваша тётя ___________________ (Елизавета Петровна или Анна Иоанновна)?
-Убежден, что реформы моей тетушки были ______________ (ошибкой или великими).
- Они привели к ________ (росту мануфактур, победам против Пруссии и укреплении нашего мирового авторитета или росту правительственной бюрократии, тяжелому материальному положению крестьянства, экономическому кризису). Я мечтаю ____________________ (сделать Россию по западному, прусскому образцу или вернуть Россию к старым боярским порядкам). Убежден, что это единственный путь возврата страны к процветанию. Очень печально, что не все министры разделяют мои взгляды.
- Что Вы уже предприняли для того, чтобы вернуть Россию к процветающей и нормальной жизни?
- Я тружусь каждый день над этим. Так, я издал Манифест о ________________________. Благодаря чему они теперь ____________________________________________. На днях подписал указ о ликвидации __________________________________ - надоел мне этот орган власти.
- Планируете ли решать проблемы, которые касаются церковных земель?
- Я уже решил этот вопрос, приказав произвести ________________________________.
- Скоро 24 сентября – наверное вы готовитесь? Будете отмечать праздник?
- Вот еще – для меня этот день _____________________________________________.
Разрешите задать несколько вопросов о вашей семье?
- Я ___________ (не люблю или люблю) говорить о своей семье.
- Какие отношения складываются в вашей семье?
- Жену свою _____________________________ (Екатерину или Елизавету Воронцову) я ________________ (не люблю или очень люблю).
- Скажите, чем вы любите заниматься в свое свободное время?
- Люблю ________________ и _______________________, увлекаюсь ________________________. Коллекционирую ______________________.
- И последнее. Каким вы видите будущее России?
- Я постараюсь сделать все, чтобы не позволить России _____________________________________________________. Нужно _____________________________________
- Спасибо, вы многое разъяснили. До свидания.
- И вам- не хворать.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ по реформам Петра Великого
- Расположите в хронологической последовательности исторические события периода правления Петра I
- проведение денежной реформы, появление копейки
- основание Санкт-Петербурга
- начало правления Петра I
- создание «Табели о рангах»
- Отметьте высшее правительствующее учреждение в годы правления Петра I
- Боярская дума
- Совет приближённых
- Непременный совет
- Правительствующий Сенат
- Вставьте пропуски в схему государственных органов при Петре I
- Запишите термин, о котором идёт речь. «Воины, набиравшиеся в регулярную российскую армию по повинности, введённой Петром I.» __________________________________
- Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям истории России первой половины XVIII века.
- стрельцы
- подушная подать
- посессионные крестьяне
- мануфактур-коллегия
- заповедные лета
- Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, когда произошло событие, которому посвящена медаль?
- Основание Санкт-Петербурга.
- Крымские походы В.В. Голицына.
- Основание Синода.
- Начало эпохи дворцовых переворотов.
- В 1708 г. в России были введены новые административно-территориальные единицы. Как они назывались?
- земли
- края
- губернии
- районы
- Что было одной из главных целей административных реформ Петра I?
- централизация власти в стране
- передача властных полномочий местным органам
- сокращение военных расходов
- передача важнейших полномочий государственного управления под церковный контроль
- Указ, принятый Петром I в 1714 г. и запрещавший дробление дворянских имений, назывался указом о
- наследниках первой очереди
- единонаследии
- приоритетах
- помещиках
- Каков был новый принцип прохождения службы, введённый Табелью о рангах?
- в зависимости от знатности рода
- в зависимости от преданности государю
- назначение на должность по решению церковной комиссии
- в зависимости от выслуги лет
Предварительный просмотр:
Задания «Правление Екатерины II»
1.Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.
«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.
Всех поселян, возвращённых сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашей императрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их — отданы в рабство, а земли — во владение в верности пребывшим всегда к Её императорскому Величеству подданным и помещикам...»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Приказ был издан в первой половине XVIII в.
2) Самозванцем, выдававшим себя за Петра III, был С. Т. Разин.
3) На подавление бунта, о котором идёт речь в отрывке, был отправлен А. В. Суворов.
4) Бунт, о котором идёт речь в отрывке, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.
5) Одним из последствий подавления бунта, о котором идёт речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.
6) Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.
2.Соотнесите имена монархов и годы их правления.
1740-1741гг | Анна Ивановна |
3.Отметьте причины дворцовых переворотов в период 1725-1762гг.:
а)отсутствие четкого порядка престолонаследия
б)народные волнения
в)высокая роль гвардии при дворе
г)мятеж в армии
д)недовольство дворян петровскими реформами
е)борьба за власть среди высшей знати
ж)ограничение дворянских привилегий
4.Какой орган хотел ограничить власть Анны Иоанновны?
5. Дайте определение:
1. Смена власти, совершавшаяся дворцовыми группировками и руками гвардейских полков
2. Условия правления, которые были предложены верховниками Анне Иоанновне
3. Собрания – балы с участием женщин в домах российской знати
4. Приближенный к царю человек, пользующийся его благосклонностью
5. Музей диковинных чудес при Петре I
6. Основной прямой налог, введенный в 1724 г.
7. Экономическая политика, которая поощряла экспорт отечественных товаров и ограничивала импорт зарубежных товаров
8. Крепостные крестьяне, ставшие собственностью владельцев заводов
9. Переписи населения, введенные Петром I для лиц податного сословия
10. Высший государственный орган, учрежденный Петром I в 1711 г.
6. О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»
3. В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».
7. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её
- «Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно... Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол».
- Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.
- «Сословная политика Екатерины II имела исключительно продворянский характер».
8. В XVIII веке в России правили два великих императора — Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения).
9. В 1762 г., свергнув Петра III, на престол вступила Екатерина II. Но политика свергнутого мужа была во многом продолжена новой императрицей. Проиллюстрируйте это положение тремя примерами.
10. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова.
«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории» чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...
Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.
...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...
Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.
...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основной российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
- Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырёх положений).
- О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период?
- Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырёх реформ).
11. Ответьте на вопросы к историческому источнику.
«Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.
...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...
И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...
Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»
- Укажите время (с точностью до четверти века), когда появился данный документ. Какой царь его издал? Какой новый орган управления городами этот документ вводил?
- Кто до появления этого указа обладал судебной и административной властью в городах? Что случилось с введенными данным указом органами управления городами впоследствии? Какой указ во второй половине того же столетия, в котором появился данный документ, определил права горожан и городского самоуправления?
- Какие новые формы объединения горожан вводил данный указ? Укажите не менее двух форм. Чем поощрялась служба в органе городского управления?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...