Методическая разработка урок-исследование и игра "Средневековая деревня и её обитатели"
методическая разработка по истории (6 класс)
Данная методическая разработка урока истории для 6 классов описывает ход проведения занятия и педагогические приемы, позволяющие познакомить учеников с тремя сословиями средневекового общества и особенностями их жизни методом исследования и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_urok_istorii_22srednevekovaya_derevnya_i_eyo_obitateli22.docx | 635.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока истории в 6 классе
«Средневековая деревня и её обитатели»
(урок в форме исследования и игры)
Учителя истории ГБОУ СОШ №575 г. Санкт-Петербург
Лёшева В.А.
Цель данной разработки – создание условий для лучшего усвоения материала учащимися 6 классов по теме «Средневековая деревня и её обитатели».
Цель урока:
- знакомство учащихся с тремя сословиями средневекового общества и особенностями их жизни методом исследования и игры.
Задачи урока:
- продемонстрировать устройство средневекового общества;
- выяснить причины деления на сословия;
- ознакомить учащихся с жизнью и взаимоотношениями трёх сословий в период развитого средневековья;
- создать условия и атмосферу, позволяющие прожить и исследовать исторический период;
- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;
Основные понятия: сословия, феодализм, духовенство, крестьяне, феодалы.
Оборудование урока: проектор, листы формата А1, цветные фломастеры, ручки и карандаши, карта “Европа в XI веке”, иллюстрации – средневековые миниатюры о жизни сословий, 3D модель средневековой деревни.
Ход урока
I. Тема урока.
Вместе с детьми ставим проблемный вопрос. Вспоминаем какие слои населения средневековой Европы уже встречались на предыдущих уроках (например: священники, монахи, короли, герцоги и графы, крестьяне). Как они жили? Какие у них были взаимоотношения? Анализируем средневековую миниатюру с изображением сословий.
II. Изучение нового материала.
План изучение нового материала
1. Что такое сословия?
2. Какие взаимоотношения сложились между средневековыми сословиями?
3. В средневековой деревне.
4. Игра – жизнь средневекового крестьянина.
- Что такое сословия?
Работая с схемой, стихотворением и вводным текстом учебника описываем сословия, основные занятия представителей разных сословий и их взаимоотношения.
Творческое задание – работая в группах выбрать одно из трёх сословий и придумать иллюстрацию или миниатюру, описывающие жизнь этого сословия.
- Какие взаимоотношения сложились между средневековыми сословиями?
Каждая группа презентует свою работу, затем под руководством учителя группами разыгрываются возможные сюжеты с взаимоотношениями разных сословий.
- В средневековой деревне.
В ходе сценок выясняется, что крестьяне были самым большим сословием, без труда которых невозможно было существование всего общества.
Проблемные вопросы: как выглядела жизнь средневекового крестьянина? Каково было его положение? Чем занималась его семья на протяжении года?
Ученики снова делятся на группы и работая с текстом параграфа, иллюстрациями и 3D моделью проводят исследование жизни крестьян. Результаты исследования оформляются на листе формата A1 в виде проекта группы.
Исследовательские задания для групп:
- где жили крестьяне? как выглядела деревня? как выглядели места их работы?
- как крестьяне должны были служить феодалу? что могли отдавать ему?
- как жила и управлялась крестьянская община? как крестьяне трудились? какие у них были орудия труда? каких животных разводили?
- какие продукты производились крестьянами? что крестьяне могли покупать?
Иллюстративные материалы для исследования:
Готовые проекты презентуются на следующем уроке, каждая группа рассказывает об определенной стороне жизни средневековых крестьян. Слушатели задают вопросы. После выступления всех групп подводится итог и проводится игра.
- Игра – жизнь средневекового крестьянина.
На доске показывается схема и даются вводные условия игры.
В центре находится крестьянин и его общий годовой доход в виде 10 единиц. Необходимо распределить эти 10 единиц так, чтобы крестьянин смог прокормить себя и семью, а также не остаться должным никому из других сословий. Каждое решение обсуждается, приводятся аргументы за и против на основе выполненных проектов исследований.
В конце игры подводится итог и делаются выводы о положении крестьянина в средние века на основе распределенных единиц и объяснений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"
Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть". В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"
В разработке представлены полный конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....
Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...
Методическая разработка урока " Исследование закона сохранения механической энергии при решении задач"
16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов в письме математику Леонардо Эйлеру писал: «… все случающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто приб...
Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City/ Город будущего
Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City / Город будущего Тема: «Умный город» урок N 16 в главе I «Россия – моя Родина&ra...