Мир моих способностей
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Фоменкова Галина Алексеевна

Программа  работы с одаренными детьми по истории и обществознанию на 2019-2024 учебный год                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_moih_sposobnostey_fomenkova_g.a.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  работы с одаренными детьми по истории и обществознанию

2019-2024 уч. год                                             

Фоменкова Г.А., учитель истории, обществознания первой квалификационной категории

Цели: создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования

Задачи: Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;

Использование на уроках истории и обществознания дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по  истории и обществознанию.

                                 Этапы реализации

1 этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одаренности

Создание: банка данных по одарённым детям; банка творческих работ обучающихся;

 банка заданий повышенной сложности

Организация: внеурочной деятельности «Честь и доблесть Отечества», элективного и курсов по выбору; творческих конкурсов, олимпиад; внеклассной работы по предметам

2 этап. Деятельностный:

- составление индивидуальной долгосрочной программы с учётом профориентации;

- организация активной внеурочной деятельности обучающихся по истории и обществознанию;

3 этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;  внедрение в практику рейтинга обучающихся.

                          Функции учителя истории и обществознания:  

Выявление одарённых детей;

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности и разного уровня;

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

Подготовка обучающихся  к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня и областного уровня.

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. 

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом обучающихся , которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. 
Далее я попытаюсь более подробно описать эти три этапа как методы выявления и одновременно формы работы с одаренными детьми. 
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;

Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; 
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);

Урок с элементами игры;

Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие «Тайны египетских пирамид», предназначен для обучающихся  5 класса, предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся);

Урок - конференция. 

Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

На уроках обществознания я использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где обучающиеся  выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широко использую групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся  в самостоятельную познавательную деятельность. 

Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые я провожу на уроках в классах среднего звена. 

Наиболее ярко дети проявляют себя во внеурочной деятельности. Мною составлена программа внеурочной деятельности для юнармейского 7 класса «Честь и доблесть Отечества», «Изучаем Конституцию РФ» в 10 классе.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, выставках, творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету.

План работы с одарёнными детьми

              Мероприятие

Сроки

 Результат работы

1.


Формирование банка данных обучающихся имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

Сентябрь

анкетирование

2.

Расширение количества обучающихся

вовлеченных в работу курсов по выбору и во внеурочную деятельность  с учетом  их

способностей и запросов

Сентябрь

Составление расписания курсов по выбору и занятий внеурочной деятельности

3.

Организация  индивидуальной работы с одаренными детьми

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки обучающихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

Сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

4.

 Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию  

Октябрь-ноябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию  

Декабрь

Самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

6.

Подготовка обучающихся к участию в школьных, районных и областных  конкурсах    

В течение  года

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной  недели по истории      

май

Викторины, игры, конкурсы

8.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам истории и обществознания

В течение года

  Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

9.

Анализ работы с одаренными обучающихся, перспективы в работе.

Май, июнь

Анализ работы.

 Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию

5-6 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

7 класс

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.  Внеклассная работа.

Предметные недели.  Олимпиады.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов.

Внеурочная деятельность «Честь и доблесть Отечества», элективный курс «Имею право»

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок. Внеклассная работа.

Предметные недели.  Олимпиады.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Курсы по выбору «Трудные вопросы истории» и «Человек. Общество. Государство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей...

Программа по выявлению способностей обучающихся «Мир моих интересов»

Цель: выявление и развитие познавательных и творческих способностей обучающихся , создание условий для самореализации способностей обучающихся. Задачи: 1. Формирование мотивации приоб...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...

Работа по развитию способностей моих студентов

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:- равные возможности для всех студентов;- профессиональная культура педагога;- создание ситуации успешности;- мотивация обучающихся;- качество обра...

Одаренные дети. Мир моих способностей

Одаренные дети. Мир моих способностей...

программа Мир моих способностей

Мир моих способностей...