Одаренные дети. Мир моих способностей
учебно-методический материал

Елена Николаевна Пенькова

Одаренные дети. Мир моих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_moih_sposobnostey.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Учитель русского языка и литературы

Пенькова Елена Николаевна

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в  конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих качеств учащихся через предмет «Русский язык и литература», создание условий для самореализации способностей обучающихся

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
  2. создание организационных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
  3. расширение возможности участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах; развитие исследовательских способностей;

4. создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала обучающихся;

 5.  регулярное отслеживание процесса достижения планируемых результатов обучения;

  6. использование данных диагностики для планирования работы с учащимися с различными уровнями творческих способностей;

  7.  выявление одаренных детей для организации их участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;

Основные направления реализации программы

  • выявление  творческих способностей учащихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс  современных педагогических технологий для развития  способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов организации образовательного     процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах  различного уровня.

 

    Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию коммуникативных  и организаторских способностей учащихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • предметные олимпиады, конкурсы
  • работа в малых группах;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • конкурсы   различного уровня.

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

  • Развитие научно-исследовательских навыков и  творческих способностей;

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика: 

  1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся  по определению творческих качеств; банка данных талантливых детей. 
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
  4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
    II.Развитие творческих качеств: 
  1. привлечение  обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад. 
  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
  • проекты по русскому языку и литературе; 
  • выполнение проблемных поисковых работ; 
  • выступления в лекторских группах; 
  • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ; 
  • приобщение (в различных формах) к работе учителя; 
  • повышение степени сложности заданий; 
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей физической  деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления). 
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.  

План мероприятий по выполнению программы

№ п/п

Наименование мероприятия

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

1 Разработка программы работы с одаренными детьми

+

+

+

Разработка и утверждение документальной базы

+

+

+

Участие в школьных, районных и региональных олимпиадах

+

+

+

Участие в школьных, районных и региональных конкурсах

+

+

+

Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей

+

+

+

Участие в «Живой классике»

+

+

+

Участие в конкурсах исследовательских работ

+

+

+

Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей

+

+

+

Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей

+

+

+

Подведение итогов реализации программы за уч. год

+

+

+

План работы с одарёнными детьми

мероприятия

сроки

1

Составление и уточнение списков учащихся

сентябрь

2

Создание банка данных одарённых детей

В течение года

3

Организация системы дополнительного образования

сентябрь

4

Организация и проведение I тура школьной олимпиады по русскому языку и литературе

В течение года согласно плана

5

Подготовка учащихся к участию во II туре олимпиады по русскому языку и литературе

В течение года согласно плана

6

Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) олимпиад по русскому языку и литературе

В течение года согласно плана

7

Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися

Октябрь

8

Организация работы одарённых учащихся

В течение года

9

Методическая помощь учителям русского языка в работе с одарёнными учащимися

В течение года

10

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

11

Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей

Декабрь

12

Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми

В течение года

13

Пополнение накопительной папки достижения обучающихся «Портфолио»

В течение года

14

Подведение итогов работы с одарёнными детьми

Апрель-май

Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одарёнными обучающимися;
  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей.
  • -выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одарённых детей школы.
  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
  • повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
  • изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;
  • нормативное и методическое обеспечение            деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми;

- повысить ожидаемый результат нетрадиционной оценки успехов обучающихся на конкурсной основе разных уровней (олимпиад, игр, проектной деятельности программ, защиты учебно-исследовательских работ, творческих конкурсов, спортивных соревнований и т.п.);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуальных способностей одаренных детей в работе этнографического музея

Особенности организации внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми на основе школьного этнографического музея....

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"

Причины изучения одарённости -  сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,-  умеющие искать новые пути решения предложенных задач,-  находить выход из проблемной ситуации....

Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"

Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...