Открытый урок по истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов – государств Греции.

2. Развивать у учащихся умение работать с текстом учебника, анализировать исторические факты, иллюстрации и делать самостоятельные выводы.

3. Воспитание патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни на примере жизнедеятельности древних греков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов – государств Греции.

2. Развивать у учащихся умение работать с текстом учебника, анализировать исторические факты, иллюстрации и делать самостоятельные выводы.

3. Воспитание патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни на примере жизнедеятельности древних греков.

Оборудование к уроку
1. Интерактивная доска.
2. Учебники
3. Карточки с заданиями.
4. Тесты.

Ход урока

I. Организационный момент
а) эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке
б) сообщение темы, цели урока

Учитель
- Здравствуйте, ребята! 
Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…
И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…(слайд 1)
Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов. 
Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.

Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?
А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры. 
Сегодня только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности.
Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром.
Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке.

Приложение 
Тема нашего урока: Олимпийские игры в древности.

План урока:
1.Подготовка к Олимпийским играм 
2.Ход Олимпийских игр
3.Значение Олимпийских игр
(тема, план, эпиграф с помощью компьютера показывается на интерактивной доске)(слайд 2,3,4)

Учитель
Ребята, подумайте, что мы должны, выяснить, изучая тему «Олимпийские игры в древности».
Правильно, ребята. Мы должны выяснить: 
1. Когда и где состоялись первые Олимпийские игры?
2. Как проходили игры?
3. Каковы цели и значение Олимпийских игр?

Учитель
-Вот над этими вопросами мы и будем работать. В этом цель нашего урока.

II. Изучение нового материала
1. Работа с понятийным аппаратом.

Учитель
- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов. (слайд 5)
(Слова с помощью компьютера показаны на интерактивной доске), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их.
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. (слайд 6)
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

2. Учитель
Любимым зрелищем всех греков были Олимпийские игры. В год проведения Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги морские и сухопутные становились безопасными и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии, где проходили эти спортивные состязания. Вот перед вами карта Древней Греции, где в южной части
Греции и расположена Олимпия.
(учитель показывает на интерактивной доске г. Олимпию на карте) (слайд 7)

Учитель
О возникновении Олимпийских игр нам известно лишь из мифов и легенд. Давайте познакомимся с ними. (слайд 8)
Ученики знакомят с версиями об основателях Олимпийских игр.
Первые Олимпийские игры состоялись, кто знает в каком году?

Ученик
В 776 г. до н.э.
Учитель А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции. (слайд 9)

Приложение
Ученик
Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

Учитель
Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр?
(Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами). (слайд 10)
А почему эти пять колец разного цвета? (слайд11)
А потому, что они символизируют пять континентов:
чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, зелёный – Австралия, синий – Европа. 
А вы хотели бы стать участниками олимпийских игр?
Только ли в спорте можно показать свои способности?
Ученик
В знаниях тоже
Учитель
Давайте померяемся силами на Олимпиаде знаний. (слайд 12)
Для оценивания мы будем использовать четыре цвета: красный, желтый, зеленый, синий. За правильный ответ по одному жетону.
Учитель
У нас есть 4 команды. Прежде, чем мы приступим к выполнению первого задания, прошу капитанов представить свои команды и девиз.
Представление команд. 
Учитель 
Прежде, чем приступить к выполнению, внимательно его прочитайте. Начинаем с первого задания.
Поднимите руку у кого есть вопросы. Приступаем к выполнению задания. На выполнение задания даю вам десять минут.

Задание №1 для I команды

1. В состязаниях могли участвовать все свободные греки, но почему-то участниками игр обычно становились зажиточные (богатые) люди, выясните, почему только зажиточные?

2. Кому и почему запрещалось присутствовать на Олимпийских играх?

См. стр. 150 2. Подготовка к играм – 1 и 2 абзац

Задание № 1 для II команды

1. Представьте, ваша группа получила задание составить программу проведения Олимпийских игр в Древней Греции. Используя учебник с. 149 1 абзац и с. 150 3 абзац, составьте программу проведения Олимпийских игр, придумайте девиз этих игр.

Программа

I. Участники………
II. Девиз Олимпиады…….
См. с.149 1 абзац
III. 1 день -
2 день- соревнование
3 день – соревнование
4 день – соревнование
5день –

Приложение
См. с. 150 - 152 3. Пять незабываемых дней.

Задание №1 для III команды

Участвовали в гонках на колесницах только богатые греки, но при этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Почему богатый владелец колесницы не участвовал лично сам в гонках, но если его кони побеждали, именно он получал награду?
См. с.152 3-5 абзац

Задание № 1 для IV команды

1. Перечислите все виды состязаний древних греков на Олимпийских играх.
См. с.151 3-8 абзац

2.Какие награды получали победители состязаний? Как относились горожане к победителю, когда он возвращался домой родной город?
См. с.153 2 абзац, с.154 5. Возвращение в родной город - 1 абзац.

Ребята, на выполнение задание вам давалось 2 минуты. Осталось 30 секунд.
Всё, время вышло. Положите все свои ручки на парты. Слушаем ответы. 
Итак, начинает группа, которая первая справилась с заданием.

А теперь переходим к заданию № 2.

Задание № 2 для I команды

Крупнейший греческий историк Геродот, прозванный «отцом истории» написал историю греко-персидских войн. Он решил познакомить с этим сочинением греков, прочитав вслух некоторые главы. Куда он решил отправиться, чтобы выполнить это решение?

Учащиеся

Геродот отправился на Олимпийские игры в Олимпию, куда съехались сотни участников игр и тысячи зрителей, поскольку в Олимпии во время игр наряду с атлетами выступали музыканты, поэты, писатели.

Задание № 2 для II команды

Каково значение Олимпийских игр для самих греков? Откройте с. 154, последний абзац, прочтите высказывание древнего писателя об отношении греков к Олимпийским играм и ответьте на вопрос.

Учащиеся
Судя по высказыванию, грекам приходилось часто воевать, поэтому они стремились воспитать своих юношей мужественными защитниками родины, поэтому они и уделяли огромное значение спортивным занятиям. Кроме того Олимпийские игры способствовали установлению мира и сближению населения городов – государств.

Задание № 2 для III команды
1.Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам 


Приложение
запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешали участвовать?



Ученик
В пяти, потому что запрещены военные действия во время Олимпийских игр

Задание № 2 для IV команды 
Когда и сколько лет тому назад состоялись первые Олимпийские игры?
(776 +2008) = 2784

Учитель
Древние греки уделяли огромное значение гимнастике, спорту. Последуем примеру древних греков - у нас физминутка. 
Встали. Проговариваем слова и выполняем движения.
Физминутка

1, 2 – выше голова
3, 4 – руки шире
5, 6 – тихо сесть
7, 8 – лень отбросим 


Учитель
Третье задание одинаковое для всех групп, при его выполнении можно пользоваться учебником или теми знаниями, что вы получили на уроке. Задание заключается в том, что в предложениях пропущены слова, их надо вставить. Приступайте к работе. 
(учащиеся выполняют, а затем вместе с учителем подводят итоги)

Задание – тест № 3

1.Олимпийские игры проводились один раз в __________ года.
Они устраивались в _________________, расположенной в _____________________________________________________________________________ 

Перед играми атлеты должны были тренироваться в своём родном городе ________ месяцев, а затем ещё ______ месяц продолжать тренировки поблизости от _____________________________
Олимпийские игры продолжались ________ дней. 
Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _______________________ (1), затем атлеты состязались в _______________________________ (2), ______________________ (3) 
__________________________________ (4).
Последним состязанием в пятиборье была _____________________________(5) .
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были _____________________________________________________________________________
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были 
_____________________________________________________________________________

Учитель 
Ребята! Закончили работу. Поменяли задание - тест по кругу, то есть передали свою работу: 1 – 2 , 2 -3 , 3 - 4, 4 -1 группам. Внимание на экран! Перед вами правильные ответы. За правильный 

Приложение 
ответ ставим «+», а за неправильный «- . Подсчитываем результат. (после подсчёта результатов – возвращаем работы в свои группы). (слайд 13)


Учитель



Выполнение задания № 4.
Это игра. Логическая цепочка (установить последовательность событий) (слайд 14)

1. Тренировка атлетов
2. Пятиборье
3. Прекращение войны
4. Клятва судей честно судить
5. Награждение победителей
6. Гонка на колесницах
7. Атлеты приносили жертву богам
8. Жители города встречают своего победителя

 →→→→→

Закончили работу. Представитель от каждой группы со своим заданием выходит к доске и проставляет ответы. Спасибо, ребята, садитесь на свои места. А теперь, мы вместе с вами проверим задание.
Внимание проверяем! Смотрим на экран. (слайд 15)
(подведение итогов)

III. Закрепление
Учитель
Скажите, а чем современные Олимпийские игры отличаются от Олимпийских игр Древней Греции. Кто назовёт хотя бы несколько отличий?

Ученик
1. Сегодня участниками Олимпийских игр являются и женщины.
2. Много других видов состязаний, например в зимних Олимпийских играх такие виды соревнований, которых не было в Греции – это фигурное катание, хоккей, лыжные гонки и др.
А в летних Олимпийских играх появились следующие спортивные состязания – это……
3.Олимпийские игры проводятся по очереди в разных государствах.

Учитель
А что общее?
1. Общее – это то, что они происходят 1 раз в 4 года.
2. Каждый спортсмен также упорно занимается и старается вести здоровый образ жизни.
3. Победителей также награждают, только сегодня не венки из ветвей оливы, а медали.
4. Многие виды состязаний такие же, как и в Древней Греции.
Учитель
Ребята, чтобы стать хорошим спортсменом, что для этого нужно?

Учитель
Какую роль играют Олимпийские игры в жизни людей? 

Приложение 
Последние Олимпийские игры в древности состоялись в 392 г. н.э. через два года, в 394 г. н.э. римский император Феодосии I отменил их, как проявление язычества. (слайд 16)
В конце XIX в. французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования", будут способствовать культурному сотрудничеству народов. (слайд 17)
Годом 1-й Олимпиады стал 1896 г. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии. (слайд 18)

Посмотрите на экран о чём вам говорят эти предложения. Кто догадался?
(записи на интерактивной доске) (слайд 19,20)

1.Летом 2008 г. в Китае состоялись______________________________________________
2. В 2014 году в Сочи (Россия) состоятся ________________________________________



IV. Итог урока
Подводим итог урока.
О чём мы узнали сегодня на уроке, изучая тему «Олимпийские игры в древности».
Посмотрите на план нашего урока. (слайд 21)
Мы узнали, когда и где состоялись первые игры, рассмотрели ход игр. Мы, знаем, какие виды состязаний были у греков и какое значение имело всё это для них. 
Подводим результаты работы в командах
Итак 1 группа - общая оценка ____
2 группа –
3 группа –
4 группа –

Ребята! Сегодня вы были участниками умственной олимпиады. А так как спортсмены Греции за свою победу получали лавровые венки, то и у нас победитель получает свой венок.
Спасибо за урок.(слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - проект урока в 8-ом классе по теме:"Олимпийские игры".

План урока, посвященного истории Олимпийских игр. Создан на основе материала учебника В.П.Кузовлева - Анггийский язык для 8-го класса....

План - проект урока в 8-ом классе по теме:"Олимпийские игры".

План урока, посвященного истории Олимпийских игр. Создан на основе материала учебника В.П.Кузовлева - Анггийский язык для 8-го класса....

Конспект интегрированного урока математики в 5 классе по теме: «Олимпийские игры и десятичные дроби»

Презентация превысила допустимый оъем. Ее и печатную основу можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/tMidLHpSex3zD...

Урок в 5-м классе по теме: "Олимпийские игры"

Автор предлогает разработку открытого урока в 5-м классе по теме "Олимпийские игры"...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Олимпийские игры в древности» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности».Используется краеведческий материал.  Используется ИКТ технология....