ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по истории (7 класс)

Гребенюк Валентин Николаевич

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

C:\Users\Admin\Desktop\Шапка внеурочка.png

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Социокультурные истоки»

духовно-нравственное направление

7 классы

на 2020-2021 учебный год

                                                                Составитель:

Гребенюк Валентин Николаевич

                                                                учитель истории и обществознания

г. Нижневартовск 2020 год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Истокам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Примерной программы по «Истокам» 5-9 классы и авторской программы под редакцией А.В. Камкин «Истоки. 7 класс», издательство «Истоки», 2012 год.

Программа ориентирована на УМК: предметную линию учебника: Камкин А.В. «Истоки»: учеб. пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2012.

Курс «Социокультурные Истоки» в 7 классе является продолжением цикла многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы (5-9-й классы), но всем своим характеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.

Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения - целостного педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

Главными целями курса «Истоки» в 7 классе являются:

а) в образовательном отношении - продолжить освоение социокультурного и духовно-нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

б) в воспитательном отношении - воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

в) в личностно-развивающем отношении - обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

        Курс «Истоки» проблемно и тематически связан с содержанием предыдущих курсов. Он углубляет и развивает такие раннее представленные темы как «Труд земной» (2 класс), «Надежда» (3 класс), «Традиции дела» (4 класс),  «Соха и топор», «Соловки» (5 класс), «Слово и образ времени» (6 класс).

Цель курса: формирование историческое мышления, гуманизма, толерантности; развитие исторического кругозора, мировоззрения.

Задачи курса:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества;
  • усвоение знаний по «Истокам» и умение применять их в различных ситуациях.

Формы организации внеурочной деятельности

Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина.

Формы организации учебной деятельности: сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий.

Формы представления результатов

Организация тематических выставок, посвященных Дню воинской славы, Дню Защитника Отечества, Дню Победы.

Подготовка и защита проектов среди обучающихся 7 классов по разделам курса внеурочной деятельности.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.

Содержание тем курса внеурочной деятельности

№п/п

Наименование учебной темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Крестьянство

6

3

Мастера – ремесленники

6

4

Купцы и предприниматели

7

5

Воинство

6

6

Священство

6

7

Итоговое повторение

2

Всего

35

Введение        (2 часа)

Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу;  управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. Сословие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.

        

Глава 1. Крестьянство (6 часов)

Крестьянское сословие во все времена - опора  и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.

Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.

Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.

Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.

Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.

Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.

Глава 2. Мастера – ремесленники (6 часов)

Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы.

Важнейшие признаки ремесленника:  собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника.

Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.

Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая.

Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).

Мастера-храмостроители.

Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет  в окружающей природе.

Глава 3. Купцы и предприниматели (7 часов)

Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.

Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми.

Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.

Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей.

Правила чести российского предпринимательства.

Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.

Глава 4. Воинство (6 часов)

        Защищать свою землю - право и долг каждого народа, дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот. 

Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.

Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.

        Атрибуты        воинства. Флаг как знак воинской чести.        Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.

Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.        

Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.

Глава 5. Священство (6 часов)

Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства.

Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.

«Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему.

Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества.

Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Победа над

Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства.

Священство - «соль» Церкви.

Обобщающее повторение (2 часа)

Служение Отечеству и творчество - особые предназначения человека. Их Слово и Дело.

Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

  1. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  2. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  3.  «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, 2008, с.85-165).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

1

Высокий смысл человеческой деятельности.

1

Урок изучения нового материала

2

Предназначение своего дела.

1

Урок изучение нового материала

3

Крестьянское сословие во все времена

1

Комбинированный урок

4

Крестьянское дело

1

Комбинированный урок

5

Великое слово крестьянского дела

1

Изучение нового материала

6

Духовный смысл крестьянского дела

1

Комбинированный урок

7

Традиции земледелия сегодня

1

Урок-экскурсия в прошлое

8

Повторение

1

Викторина

9

Ремесленники

1

Урок изучения нового материала

10

Ремесло и производственный труд

1

Урок-экскурсия в прошлое

11

Смысл ремесла

1

Комбинированный урок

12

Жизненные уроки ремесла

1

Комбинированный урок

13

Слово и дело ремесленника

1

Урок-экскурсия в прошлое

14

Повторение

1

Викторина

15

Купцы и предприниматели

1

Урок изучения нового материала

16

Дело купца и предпринимателя

1

Урок-экскурсия в прошлое

17

Наживать добро или творить добро?

1

Комбинированный урок

18

Деловые люди – в чем их Слово?

1

Комбинированный урок

19

Духовный смысл предпринимательства

1

Урок изучения нового материала

20

Высокий смысл  Труда

1

Урок-экскурсия в прошлое

21

На защите своей земли

1

Комбинированный урок

22

Атрибуты воинства

1

Комбинированный урок

23

Воинские заповеди

1

Урок-экскурсия в прошлое

24

Смысл и предназначение воинского служения

1

Комбинированный урок

25

Смысл и предназначение воинского служения

1

Комбинированный урок

26

Повторение

1

Викторина

27

Тысячелетнее служение Отечеству

1

Урок изучения нового материала

28

Священнослужители и церковнослужители

1

Комбинированный урок

29

Монашество

1

Урок изучения нового материала

30

Священство как сословие

1

Урок изучения нового материала

31

Духовное воинство

1

Комбинированный урок

32

Повторение

1

Викторина

33

Итоговое повторение

1

Викторина

34

Итоговое повторение

1

Викторина

35

Итоговое повторение

1

Викторина



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»C:\Users\Admin\Desktop\Шапка внеурочка.png

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Градоведение»

Социальное направление

5 класс

на 2020-2021 учебный год

                                                        Составитель:

Гребенюк Валентин Николаевич

                                                        учитель истории и обществознания

г. Нижневартовск 2020 год

Пояснительная записка

В последние годы в поисках духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения необходимо вновь обратить интересы к краеведению. В своей методологической основе краеведение является комплексом естественно-научных и общественно-научных исследований, куда входят изучение природы, особенностей хозяйственной деятельности, истории и культуры местного населения.

Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». Градоведение – приоритетное направление в краеведении, так как позволяет глубже всего почувствовать свою причастность к судьбе родного города, в котором родился, вырос и живет человек.

Для жителя любого города свой город – гордость всего региона. Не все выпускники школ сменят место жительства, некоторые останутся в своем городе учиться, работать, растить детей. Поэтому необходимо знать и изучать свою малую Родину, чтобы ориентироваться в её пространстве, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром и людьми, проживающими рядом. Углубленное знакомство с историей, культурой и традициями родного города, а значит отчасти и региона, и страны, его прошлым и настоящим, поможет человеку, развить духовное начало, поможет по- новому взглянуть на привычные вещи.

Изучение особенностей прошлого и настоящего своего населенного пункта как нельзя лучше способствует определению будущей профессиональной деятельности учащегося, т.к. позволяет ориентироваться в проблемах своего города и определять перспективы его развития.

Общая характеристика курса

Название курса - «Градоведение» выбрано в соответствии с целью курса и содержанием – сочетание физико-географического компонента с историческим, социально-экономическим, демографическим, культурологическим и экологическим. Это ориентирует на интеграцию знаний, комплексный подход к изучению родного места.

Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Учебные занятия по данной программе предполагают дальнейшее развитие географического мышления, формируют мировоззренческую позицию будущего гражданина. Изученный материал дополнится и расширится знаниями об историко-культурных особенностях и хозяйственных комплексах родного города. Поможет лучше понять специфику структуры хозяйства, важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, познакомиться с типичными предприятиями по представленным отраслям, проанализировать проблемы и выявить перспективы развития города.

Цель курса - формирование нравственных позиций у учеников, воспитание высокой гражданской позиции через изучение особенностей родного города.

Задачи курса:

- вызвать у учащихся интерес к познавательной деятельности и расширить знания о родном городе;

- сформировать представление об историко-географических процессах становления и существования города;

- сформировать убеждение о важной роли отдельной личности в жизни города.

В настоящее время, кроме фондов архива и музеев города, в муниципальных и школьных библиотеках накоплен богатый библиографический материал. Это статьи в периодических изданиях, отдельные публикации (монографии) и сборники тезисов по краеведению. Все эти издания находятся в свободном доступе для ознакомления. Современное техническое оснащение библиотек позволяет не просто знакомиться учителям и учащимся с материалами в читальных залах, но копировать их, дозировать выбранные данные в электронных (оцифрованных) источниках.

Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий в объеме 35 часов (1 час в неделю).

Формы организации внеурочной деятельности

Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина.

Формы организации учебной деятельности: сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий.

В процессе освоения программы курса каждый учащийся должен приобрести умения и навыки, необходимые ему в жизни. Эти умения и навыки условно разделены на 2 основные группы:

умения и навыки, связанные с изучением географии и культуры родного города;

умения и навыки, связанные с отношением в семье и к семье, к обществу, государству.

Формы представления результатов

Собеседование по изучаемым вопросам, проверка заданий в форме опроса, выступления на семинарах, участие в проектной деятельности.

Планируемые результаты курса

Личностные результаты освоения курса:

формирование всесторонне  образованной,  инициативной  и  успешной  личности,  обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Метапредметные результаты освоения курса: выдвигать  версии  решения  проблемы,  осознавать  конечный  результат  и  подбирать адекватную теоретическую модель; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); в ходе представления проекта давать оценку его результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом  образе  жизни,  правах  и  обязанностях  гражданина,  ценностях  бытия  и  культуры, социального взаимодействия; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения строить  логическое  рассуждение,  включающее  установление  причинно-следственных связей; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения  своих  целей,  уметь  выбирать  адекватные  задаче  инструментальные  программно-аппаратные средства и сервисы.

Предметные результаты освоения курса: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
 

Содержание тем курса внеурочной деятельности

№п/п

Наименование раздела

Краткое содержание раздела

Кол-во часов

1

Где мы живем

Введение в предмет, выявление положения своей малой Родины в составе края, региона, Российской Федерации. Физико-географическая основа городской территории: рельеф, полезные ископаемые, растительный и животный мир города, климатические характеристики, гидрографическая сеть, характеристика почвенного покрова.

9

2

С кем мы живем

Изучение населения города как главного субъекта и объекта градоведения. Основные характеристики: численность, движение и структура населения, особенности расселения.

К особенностям данного раздела относятся вопросы о социальных проблемах города, в частности, проблемы безработицы и вопросы толерантности в многонациональном (поликультурном) населении города. Особое внимание уделяется персоналиям в истории и современности – известные люди города, почетные граждане, вклад отдельной личности в развитии города.

5

3

Как жили до нас

Оособенности географического становления города в историческом контексте, изучение отдельных биографий людей, трудовых подвигов.

8

4

Как мы живем

Современная хозяйственная, социальная и культурная  жизнь города.

7

5

Закрепление материала

Формы текущего контроля

6

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

1. Атлас ХМАО— Югры. Том 2. Природа, экология. Ханты-Ман-сийск— Москва, 2004.

2. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., ЭлертН.Н. География Ханты-Мансийского автономного округа: Учеб. пособие для 5 классов. М., 1996.

3. Большой географический атлас школьника. М., 2001.

4. Красная книга ХМАО: Животные, растения, грибы / Редактор-сос-тавитель: А.М.Васина. Екатеринбург, 2003.

5. Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие запис-ки. Вып. 4—7. Нижневартовск; Тюмень, 2002—2005.

6. Колобова Б.А., Иванова Н.А. Редкие и исчезающие растения Хан-ты-Мансийского автономного округа. Нижневартовск, 2000.

7. Колобова Б.А., Гребенюк Г.Н., Тарасова А.П. Методика преподавания региональной географии: изучение курса «География Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (8 класс)». Нижневартовск, 2006.

8. Отчеты «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском  районе»:  Ежегодник.  Вып.  1—5.  Нижневартовск, 1996—2000, 2002.

9. Пути и средства достижения сбалансированного эколого-экономи-ческого развития в нефтяных регионах Западной Сибири: Труды NDI. Нижневартовск, 1995. Вып. 1.

10.Экология  Ханты-Мансийского  автономного  округа  /  Под  ред. В.В.Плотникова. Тюмень, 1997.11.Экологический  атлас  России.  Географический  факультет  МГУ им.М.В.Ломоносова, 2002.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

1

Знаем ли мы свой город?

1

Урок изучения нового материала

2

Нижневартовск – столица Самотлора

1

Урок изучение нового материала

3

Геология, рельеф и ландшафты города

1

Комбинированный урок

4

Каким воздухом мы дышим?

1

Комбинированный урок

5

Какую воду пьем?

1

Изучение нового материала

6

Что под ногами?

1

Комбинированный урок

7

Растения и животные в городе

1

Урок-экскурсия в прошлое

8

Санитарное состояние и благоустройство

1

Комбинированный урок

9

Урок обобщения знаний и умений

1

Викторина

10

Население Нижневартовска

1

Урок изучения нового материала

11

Традиции и обычаи города

1

Комбинированный урок

12

Нижневартовск – многонациональный город

1

Комбинированный урок

13

Урок обобщения знаний и умений

1

Урок-экскурсия в прошлое

14

История освоения города

1

Викторина

15

Улицы нашего города

1

Урок изучения нового материала

16

Музеи города – хранители истории

1

Урок-экскурсия в прошлое

17

Летопись подвига

1

Комбинированный урок

18

Урок обобщения знаний и умений

1

Викторина

19

Современное хозяйство города

1

Урок изучения нового материала

20

Архитектура города

1

Урок-экскурсия в прошлое

21

Культура города

1

Комбинированный урок

22

Культура города

1

Комбинированный урок

23

Сфера здравоохранения города

1

Урок-экскурсия в прошлое

24

Сфера образования города

1

Комбинированный урок

25

Урок обобщения знаний и умений

1

Викторина

26

Будущее города в твоих руках

1

Комбинированный урок

27

Перспективы развития города

1

Урок изучения нового материала

28

Показатели города на уровне экономики страны

1

Комбинированный урок

29

Урок обобщения знаний и умений

1

Викторина

30

Проектная деятельность

1

Подготовка проектов

31

Проектная деятельность

1

Подготовка проектов

32

Защита проектов

1

Семинар

33

Итоговое повторение

1

Викторина

34

Итоговое повторение

1

Викторина

35

Итоговое повторение

1

Викторина



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

C:\Users\Денис\Desktop\для внеурочки.jpeg

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Социокультурные истоки»

общеинтеллектуальное направление

9 класс

на 2022-2023 учебный год

                                                Составитель: Гребенюк Валентин Николаевич

                                                                                                          учитель  истории

г. Нижневартовск

2022 год


Пояснительная записка

Актуальность настоящей программы внеурочной деятельности заключается в том, что в последнее время проблема патриотического воспитания детей является одой из важных в образовании. Самой большой опасностью, которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Программа внеурочной деятельности нацелена на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

            Главная цель курса – освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду..

Цели курса реализуются посредством решения ряда задач:

— формирование и развитие духовно-нравственных основ образования;

— интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

— формирование гражданской ответственности и осознанного понимания обучающимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

— приобщение в равной степени всех участников образовательного процесса, вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального статуса, к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

— укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации общества.

Задачи на текущий учебный год.

  1. Увеличить на количество уроков с применением элементов  исследовательской деятельности по истории.
  2. Добиться стабильного участия обучающихся в УрФО; увеличить количество участников.
  3. Увеличить количество уроков с патриотической направленностью.
  4. Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию.
  5. Добиться стабильного повышения качества обучения.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. федеральный компонент Государственного образовательного минимума, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. примерные программы, созданные на основе федерального компонента Государственного образовательного минимума;
  3. базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  4. федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. образовательная программа образовательного учреждения;
  6. учебный план на учебный год

Место курса Социокультурные истоки в базисном учебном плане.

     Учебный предмет «Социокультурные истоки» введен в учебный план общеобразовательных учреждений округа в рамках внеурочной деятельности с целью реализации ФГОС.

     Программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю)

     Актуальность курса подкрепляется практической значимостью, что способствует повышению интереса к познанию здорового образа жизни, позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся.

Программа курса построена на следующих принципах:

  1. Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  2. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
  3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  4. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровье сберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  5. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
  6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  7. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
  8. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.
  9. Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  10. Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  11. Принцип всестороннего и гармонического развития личностисодействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
  12. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
  13. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей, за экологию окружающей среды.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.

Развивать исследовательские навыки, умения, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения-воспитания)  - помогает  использование  метода  проектов.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности определены им как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.   Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной  школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность -  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии  «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами.  Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в  которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Формы проведения занятий: беседа, игра, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, тесты и анкетирование, круглые столы, просмотр тематических видеофильмов, экскурсии, дни здоровья, спортивные мероприятия.

Планируемые результаты курса.

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  3. Принимать правила здорового образа жизни;
  4. Развивать морально-этическое сознание;
  5. Получать опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  7. Овладевать начальными формами исследовательской деятельности;
  8. Получать опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

Познавательные УУД:

  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  5. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  6. Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Социокультурные истоки »

9 класс.

Путь к истине: взгляд человеческий.

Различные взгляды на Истину. Истина, как знание, как счастье, как Бог. Два типа культуры – сотериологический («сотерио» – спасение греч.), и эвдемонический «эвдемония» - счастье греч.) Выбор пути к Истине дело совести и свободы каждого. Нагорная проповедь Любовь и влюбленность - где радостный путь к Истине? Семья как подвиг во имя Истины. Как сбиваются с пути к Истине? Малая Церковь. Что такое истинная любовь? Показать отличие современных взглядов на любовь от взглядов Православной Церкви. Истинная любовь, чувственность, платоническая любовь, самопожертвование. Отношение к браку Православной Церкви. Показать отличие отношения к браку в современном обществе от отношения Православной Церкви/. Обряд венчания, блуд, прелюбодейство, глава семьи. "Брак — Божие благословение». Познакомить со взглядами императрицы Александры Федоровны на семейную жизнь.         Показать отношение Православной Церкви к власти. Божия власть. Из глубокой древности дошло до нас утверждение, что власть - это право управлять и повелевать людьми. Для того, кто любит власть, не так уж важно, кем управлять - родом, племенем, целой страной или, скажем, семьей. «Поле власти» могло быть предельно малым предельно большим. Но в любом случае власть воспринималась как осознание своей силы и возможности навязывать другим свою волю, свои решения. Какой бывает власть? Власть над государством.... Власть над сообществом ....Власть над ближними. Власть над собой «Иметь власть над собой, над своими чувствами» «Учитесь властвовать собой». Власть вещей, власть денег – метафоры. Власть выражена в законах, нормах, правилах, запретах, волевых и эмоциональных воздействиях.

Слава, известность в поселении, сообществе, городе, стране, мире. Успех, должности, чины, награды. В чем замысел творца? Как славу и успех может понять человек? Слава по достоинству, успех по заслугам. Добиться славы любым путем. Какие силы и во имя чего тратит человек на путях к славе и успеху? Какие соблазны ждут на этом пути? Куда может привести путь к славе и успеху? Как не сбиться с пути?

Истина - в богатстве. Такое убеждение живет в сознании многих людей. Они уверены, что богатство открывает путь ко всему остальному - к счастью, к славе, к любви, к познанию смысла жизни. И такой человек волей-неволей подчиняет всю свою жизнь стяжанию - собиранию богатства, его сохранению и увеличению. Как богатством распорядиться и не ошибиться. Знание - путь к Истине. Знание - путь к блаженству. София - премудрость Божия.

Пути человеческого познания. Пути к Истине и пути к ложному знанию, к иллюзии. Что требует от человека путь к Истине. Какие соблазны встречают на этом пути? Где можно оказаться, путешествуя по пути к Истине. Как не сбиться на путях к знанию? Человек создан для радости и обладание ею - есть блаженство и Истина. В чем радости мира сего? А в чем замысел Творца? Пути к радости могут стать путем к Истине. Как радость может обернуться в печаль. Что дают человеку радости и что от него отнимают.

Раздел 2 Неотмирные и плененные

Показать, что каждый человек, выбирает по какому пути  к Истине он пойдет.

Заповеди блаженства, 10 заповедей, добродетель, порок, грех.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Нестяжатели и корыстолюбцы. 

Показать чем нестяжатели отличаются от корыстолюбцев. Суть народного понимания нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори». Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуться на них — страшный грех. Развивающее занятие «Чем нестяжатели отличаются от корыстолюбцев»

Нищие духом и самоуверенные. Объяснить, что значит выражение «нищие духом», и чем нищие духом отличаются от самоуверенных.  Ресурсный круг «Как ты понимаешь выражение «нищие духом?».

Кроткие и властные. Показать, чем кроткие отличаются от властных. Ресурсный круг «Плохо или хорошо быть кротким?»

 Плачущие и раскрепостившиеся. Жизнь- дар Божий

  «Блаженны плачущие» означает, что страдание есть реальность нашего мира, и даже более — составляющая полноты человеческой жизни. Жизни без страдания не бывает, потому что такая жизнь была бы уже не человеческой, а какой-то иной. И потому страдание следует воспринимать как данность, как одну из ипостасей удела человеческого. Страдание может быть благотворным, если оно мобилизует внутренние силы человека, и тогда оно становится источником человеческого мужества и духовного возрастания. Человек внутренне вырастает, преодолевая обрушившиеся на него муки и испытания.

Раздел: Деятели и дельцы

Утешители и жестокосердные. Основные понятия по теме. Ресурсный круг «Плохо или хорошо быть жестокосердным?»

Благодетели и угнетатели. Основные понятия по теме. Развивающее занятие «Чем благодетели отличаются от угнетателей»

Миротворцы и сеятели вражды. Идея мира и идея справедливости произрастают из единого корня. Внутренняя соразмерность и гармония интересов в семье, обществе и государстве, равно как и в межгосударственных отношениях, достигаются тогда, когда своими интересами готов поступиться каждый. Именно поэтому миротворчество всегда требует жертв и самоотдачи. В самом деле, если человек не готов принести в жертву другому часть собственных интересов, как сможет он участвовать в создании равновесной системы? Миротворческое служение есть долг и призвание Церкви.

 Труженики и живущие за счет других.

Основные понятия по теме

2 Елисеев традиция и труд философский взгляд

4 Платонов этнологический подход

5 трудовые награды

6 литература о труженике:

Стихи русских поэтов  о труде

А. Кольцов    Песня пахаря

Алексей Михайлович Жемчужников ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И СЕМЕНАХ

ЛАДОНИ, ПАХНУЩИЕ ХЛЕБОМ 1851 

Николай Некрасов ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

В. Маяковский Труд

В. Брюсов ТРУД

М.Е. Салтыков – Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Народ-труженик в творчестве Некрасова

Иван Никитин

Устное народное творчество

Пословицы о труде и тунеядстве:

Былины
Раздел :Подвижники и самодовольные

Чистые сердцем и окаменевшие.  Игнатий Брянчанинов - О чистоте сердечной

Сергий Радонежский. Термины темы. Цитата об окаменевшем сердце

Что такое чистое сердце.

Картина «Боярыня Морозова»

Беспокойные и благодушные.

Благодушие и великодушие

Забалуев Вадим-благодушие

Термины темы

Гонимые за правду и малодушные.  Что значит быть гонимым за правду. Аввакум Петрович

Александр Николаевич Радищев. Борис и Глеб. Георгий Победоносец

Гонимые за правду. – стихи.

Кто есть гонимые за правду? О подвиге мучеников и о нас

Заключение. Вера и рассудок.

        Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Содержание курса

Количество часов

1

Пути к Истине

12

2

Слава и успех

7

3

Власть

6

4

Богатство

9

Итого

34

Календарно-тематическое планирование.

9 класс (34 часа)

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Форма текущего контроля

Дата

(план)

Дата

 (факт)

Примечание/

Причина корректировки

Тема 1. Пути к истине: взгляд человеческий (12 ч.)

1

1.1

Истина как знание

1

Выборочный (устный опрос)

2

1.2

Любовь и семья

1

Фронтальный (устный опрос)

3

1.3

Мужские и женские игры

1

Фронтальный

4

1.4

Мужские и женские игры

1

(устный опрос)

5

1.5

Любовь и влюбленность- где радостный путь к Истине?

1

Фронтальный

6

1.6

Любовь и влюбленность- где радостный путь к Истине?

1

(устный опрос)

7

1.7

Семья как подвиг во имя Истины

1

Фронтальный

8

1.8

Семья как подвиг во имя Истины

1

(устный опрос)

9

1.9

Как сбиваются с пути к Истине?

1

Фронтальный

10

1.10

Как сбиваются с пути к Истине?

1

(устный опрос)

11

1.11

Семья как Малая Церковь

1

Фронтальный

12

1.12

Семья как Малая Церковь

1

(устный опрос)

Тема 2: Слава и успех (7 часов).

13

2.1

Чем привлекают успех и слава?

1

Выборочный (устный опрос)

14

2.2

Чем привлекают успех и слава?

1

Выборочный (карточки)

15

2.3

Слава по достоинству, успех по заслугам

1

Фронтальный (устный опрос)

16

2.4

Слава незаслуженная, эгоистичная.

1

Практическая работа

17

2.5

Слава засуженная

1

Фронтальный (устный опрос)

18

2.6

Слава небесная

1

Практическая работа

19

2.7

Границы и время славы

1

Тестирование

Тема 3: Власть (6 часов)

20

3.1

"Поля власти" и ее возможности

1

Выборочный (устный опрос)

21

3.2

Что соблазняет человека во власти?

1

Выборочный (карточки)

22

3.3

Лики власти

1

Фронтальный (устный опрос)

23

3.4

Лики власти

1

Выборочный (устный опрос)

24

3.5

Власть слова и духа

1

Выборочный (устный опрос)

25

3.6

Власть слова и духа

1

Выборочный (карточки)

Тема 4: Богатство (9 часов)

26

4.1

Богатство дела

1

Практическая работа

27

4.2

Богатство слова

1

Практическая работа

28

4.3

Богатство духа

1

Выборочный (устный опрос)

29

4.4

Знание

1

Выборочный (карточки)

30

4.5

Начало пути к истине

1

Фронтальный (устный опрос)

31

4.6

Испытание на пути к истине

1

Практическая работа

32

4.7

Чистые сердцем

1

Фронтальный

(устный опрос)

33

4.8

Беспокойные

1

Тестирование

34

4.9

Правдолюбцы

1

Практическая работа


Информационно-методическое обеспечение.

1. Алексеев  А.А.Учебник.География. 5 – 6 класс; М.: Просвещение; 2018 г.

2.География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор Баринова И.И.).

3. Никитина Н.А. Поурочные разработки 6 класс. М.: Просвещение, 2003.

4. Нагорная И.И. Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.          

5. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. М.: Просвещение,  2005.

6. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся на уроках географии 6-10 классы. М.: Просвещение,    2000.

7. Задачи по географии / Под редакцией А.Ф.Наумова. М.: МИРОС, 1999.

8. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991.

9. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. М.: Дрофа, 2003.

10. Тесты и вопросы по географии / Под редакцией К.В.Пашканга. М.: Просвещение, 2000.

11. А.П. Кузнецов, Л.Е.Савельев, В.П. Дронов. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник. М.: Просвещение. 2018.

12. Никитина Н.А. Поурочные разработки 7 класс. М.: Просвещение, 2003.

13. . В.П. Дронов, Л.Е.Савельев. География России: природа, население и хозяйство. 8 класс. Учебник. М.: Просвещение. 2018.

14. В.П. Дронов, Л.Е.Савельев. География России: природа, население и хозяйство. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение. 2018.

15. Дронов В.П., Ром В.Я., Баринова И.И., Понурова Г.А. Методическое пособие по географии России. 8 – 9 кл. М.: Просвещение, 2000.

16.Баринова И.И., Ром В.Я., Пятунин В.Б. Дидактические материалы по географии России: 8 – 9 кл. М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...