Урок в 10 классе "Архитектура Древнего Рима"
план-конспект урока (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "

10-й класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Тип урока: урок-лекция.

Оформление: Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnirim.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "

10-й класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Тип урока: урок-лекция.

Оформление: Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке я  вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.

П. Введение темы урока.

И так ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» (слайд 1). Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

(ответы учащихся).

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

   Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

   В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3 Искусство Римской империи  (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер- величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, о нем нам подготовил сообщение (Ф.И. учащегося).

(Заслушивание сообщения)  (Слайд 3)

К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).

- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

 (Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).

(Заслушивание сообщения учащегося).

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).

(Заслушивание сообщения учащегося).

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)

(Сообщение учащегося).

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (слайд 12) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.

(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.

1.  Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?

2.  Как он назвал свою постройку?

3.  Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

4.  Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

5.  Какое было главное зрелище в Колизее?

6.  Каковы размеры Колизея?

IV. Закрепление изученного на уроке.

И так ребята, вы сейчас проверите таблицу, над которой работали в ходе изучения нового материала (Самопроверка по образцу, слайды 25-27).

-У кого есть недочеты, исправьте, Кто не успел записать, допишите.

- Как справились с заданием? Почему?

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

Оценивание учащихся за сообщения, за работу на уроке.

Дом задание:  стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5класс

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" для обучающихся 5 класса...

Рабочий лист к уроку "Рабство в Древнем Риме"

Рабочий лист для учащихся к уроку "Рабство в Древнем Риме"...

Разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Урок истории в 5 классе по ФГОС...

урок рабство в древнем Риме .

план-конспект урока истории в 5 классе...

Урок-проект "Культура Древнего Рима"

Применение проектной технологии на уроке истории в 5 классе...