«Происхождение человека: необходимые знания для учителя истории и обществознания»
статья по истории
При обучении биологии, истории и обществознания российский обучающийся сталкивается с вопросами происхождения человека и формирования человеческого общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proishozhdenie_cheloveka.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
Статья
Тема: «Происхождение человека: необходимые знания для учителя истории и обществознания»
Подготовила: учитель Слесарева Ю.В
2021
При обучении биологии, истории и обществознания российский обучающийся сталкивается с вопросами происхождения человека и формирования человеческого общества.
За последнее десятилетие в антропологии, эволюционной биологии, археологии был совершен настоящий прорыв в изучении древнейшей истории человечества. Учитель истории и обществознания должен хорошо знать современные научные концепции, уметь отвечать на сложные вопросы учеников, отличать научные факты и гипотезы от лженаучных измышлений.
В 2010 году кандидатом биологических наук преподавателем Московского государственного университета С.В. Дробышевским и научным журналистом А.Б. Соколовым был создан научно-просветительский портал «Антропогенез.ру». К сотрудничеству были привлечены ведущие биологи, археологи, лингвисты, этнологи. На портале регулярно публикуются статьи о новых открытиях, результаты исследований. Там же можно найти эволюционное древо гоминид с информацией о каждом ископаемом виде . Интересные публикации размещает научно-популярный сайт «Элементы. ру» О предках и родственниках человека подробно рассказывается в книге С.В. Дробышевского «Достающее звено» . Книги А.Б. Соколова написаны прекрасным живым языком с юмором и иронией. Благодаря им даже непрофессионал сможет увидеть различие между околонаучными мифами и концепциями науки . Самая подробная информация изложена в двухтомнике доктора биологических наук знаменитого популяризатора науки А.В. Маркова . Работа доктора философских наук Г.Э. Ирицяна рассматривает подход современной биологии к вопросам антропосоциогенеза .
В учебной литературе, на интернет-сайтах, в группах социальных сетей, куда обращаются школьники для подготовки к ЕГЭ, можно встретить упоминания о разных теориях происхождения человека: трудовой, эволюционной, религиозной и даже теории палеовизита . С научной точки зрения это не вполне корректно. Трудовая теория Ф. Энгельса предполагает эволюционное происхождение нашего вида. Что касается «палеовизита инопланетян», то он является плодом фантазии. Никаких сведений о посещении нашей планеты пришельцами из космоса у ученых нет. Инопланетянин остается персонажем книг, фильмов, компьютерных игр, но только не объектом изучения науки.
Сложнее с религиозными взглядами: считать ли появление мира и человека результатом естественных природных процессов или целенаправленного акта творения есть вопрос мировоззренческий. Современный креационизм неоднороден. Ортодоксальный креационизм предполагает буквальное толкование священных текстов. Для того, чтобы доказать одномоментный акт творения и малый возраст Земли и Вселенной, его последователям приходится опровергать данные генетики, палеонтологии и даже астрономии. Наряду с ортодоксальным креационизмом существует и эволюционный теологизм (теологический эволюционизм). Его сторонники признают эволюцию, но считают ее инструментом в руках Создателя. В католицизме такой подход утвердился еще в конце ХХ века Папа Иоанн Павел II признал, что «эволюцию следует признать более чем гипотезой». Аналогичных взглядов придерживается нынешний понтифик Франциск . Православная церковь официально свое отношение к эволюционизму не высказала. Среди священнослужителей есть ортодоксальные креационисты, но есть и последователи теологического эволюционизма. К последним относятся священники Александр Мень (1935–1990), Глеб Каледа (1921–1994), Олег Мумриков . Интересно, что отец Олег Мумриков имеет светское образование по специальности «Учитель химии и биологии». Покойный священник Глеб Каледа был выдающимся ученым, доктором геолого-минералогических наук. Знакомство с их работами полезно для понимания вопроса о взаимоотношении науки и религии. Неверно считать, что эти сферы духовной культуры абсолютно несовместимы друг с другом.
Выбор мировоззрения является личным делом каждого человека. Но педагог, затрагивающий любые научные вопросы, в том числе не касающиеся его дисциплины, не должен проявлять некомпетентность. Поэтому не стоит слепо доверять многочисленным псевдонаучным сайтам. Не являясь специалистом в естественных науках, позволю себе предостеречь коллег от нескольких весьма распространенных ошибок. Категорически не рекомендуется:
1. Называть современную эволюционную биологию «дарвинизмом». Современная теория эволюции – синтетическая (СТЭ). Согласно основным положениям теории материалом для эволюции служат мутации генов, а естественный отбор (селектогенез) является ее механизмом.
2. Смешивать понятия «эволюция» и «происхождение жизни». Последнее в науке носит название «абиогенез». Этап в естественной истории Земли, предшествующий формированию жизни, называется пребиотической или химической эволюцией.
3. Именовать человека вершиной эволюции. Верующие могут считать нас венцом творения. Но эволюция процесс ненаправленный. У нее нет стремления произвести какое-то высшее существо. Вершиной эволюции можно назвать и вирус, быстро порождающий новые штаммы, и бактерию, легко отбивающуюся от антибиотиков.
4. Услышав словосочетания «научный (Y-хромосомный) Адам» и «научная (митахондриальная) Ева» считать, что человечество происходит от одной пары людей.
В данном случае «Адам» и «Ева» – это последние общие предки всех людей по мужской и женской линиям. Они не были супружеской парой и жили в разное время. Представьте себе прадедушку строго по мужской линии. Он последний общий предок ваших родных и некоторых двоюродных и троюродных братьев, сестер, племянников и иных родственников. Последний общий, но не единственный. У вас и у каждого члена большой семьи есть и другие предки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Экспериментальная деятельность учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с.Натальино Чуриковой Людмилы Викторовны по теме "Роль проблемного обучения в повышении качества знания учащихся"
Методическая копилка...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.
Урок построен в логике технологии развития критического мышления учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...
Контрольная работа «Комплект рабочих материалов учителя истории и обществознания, для осуществления обучения учащихся с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов программ»
Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения историч...
Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.
информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....
Доклад «Самообразование учителя истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся».
ДОКЛАД на тему «Самообразование учителя истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся»....
Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и...