Доклад «Самообразование учителя истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся».
материал
ДОКЛАД на тему «Самообразование учителя истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.03.2012.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» с.Кендже-Кулак
ДОКЛАД
на тему
«Самообразование учителя истории и обществознания
как средство повышения качества знаний обучающихся».
Выполнила:
Учитель истории и обществознание
Печеневская О.С.
05.12.2019г.
«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С.Макаренко
Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.
Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.
Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Учитель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
в профессиональной сфере (знание своего предмета);
в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
в сфере педагогической психологии и т.п.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
В начале учебного года, педагоги, выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.
Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей.
На основании выбранной темы разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:
Дистанционные курсы для педагогов.
Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.
Дистанционные конкурсы.
Дистанционные эвристические олимпиады.
Педагогические форумы.
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.
Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.
Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к учителю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.
Самообразование будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):
- недостаток времени;
- состояние здоровья;
- разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
- недостаточная поддержка со стороны администрации;
- собственная инерция;
Факторы, стимулирующее саморазвитие:
- интерес к работе;
- возрастающая ответственность за результаты труда;
- пример коллег;
- организация труда в школе;
- внимание администрации к возникшей проблеме;
- новизна деятельности;
- обучение на курсах;
- пример и влияние администрации;
- организация методической работы в школе;
- возможность получения признания в коллективе.
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.
Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский) «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С.Макарен...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Доклад на тему "Использование современных средств и технологи на уроке с целью повышения качества знаний обучающихся".
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные ...
Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся.
Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся....
Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски...
Программа профессионального самообразования "Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся"
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...