Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов
статья по истории

Нестерова Марина Георгиевна

Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме

«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемственности поколений»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ  

Марина Георгиевна Нестерова

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»

Преподователь социально-гуманитарных дисциплин

Проблема использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории остаётся открытой, т. к. современные учебники предлагают в основном задания на воспроизведение знаний и умений, не дают возможность в полной мере формировать все ключевые компетенции.

Показателями компетентностно-ориентированных заданий по истории являются: контекст, жизненность тематики заданий, деятельностный компонент, актуальность материала в воспитательных целях.

На основе апробированного урока истории по теме: «Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы», видим схему (алгоритм) общей характеристики компетентностно-ориентированных заданий. (Таблица №1)

Компонент

Функция

Компетентностно-ориентированные задания

Стимул

Погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение задания;

моделирует практическую,

жизненную ситуацию;

несет функцию источника информации

Людские потери в Великой Отечественной войне (по статистическим данным,  обнародованными разными правителями нашей страны):

И.В. Сталин – 7 миллионов,

Н.С. Хрущев – 20 миллионов,

Л.И. Брежнев – более 20 миллионов,

М.С. Горбачев – 27 миллионов.

Обсуждается проблема: Почему так разнятся цифры?

Задачная

формулировка

Точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания

 Ответить  на вопросы:

- Причины Победы?

- Что такое цена Победы?

Источник

информации

Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности по выполнению

задания

Учащиеся получают информационные пакеты с историческим материалом, документами, используют подготовленные заранее материалы о своих земляках, родственниках, преподавателях колледжа.

Делают выводы.

Бланк

для выполнения

задания

Задает структуру предъявления результата своей деятельности по выполнению задания.

Выявляет новое противоречие и проблему.

Учащиеся вместе с преподавателем  определяют следующие причины победы советского народа: (записывают в тетрадь)

1.Огромное географическое пространство и большие людские потери.

2.Героизм советского народа и военное искусство советских полководцев.

3.Военная помощь стран-союзников, прежде всего США

Задачная

формулировка

Точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания

Определяется задача дальнейшей работы:

- Какой версии придерживаетесь?

- Свой ответ аргументируйте?

Источник

информации

Содержит информацию, которую нужно использовать для доказательства (опровержения) выбранной версии.

Учащиеся используют доказательства из информационных источников. (включая историю края и своего района)

Бланк

для выполнения

задания

Задает структуру предъявления результата своей деятельности по выполнению задания.

Учащиеся обсуждают причины победы, подбирают аргументы. Обмениваются мнением, делают вывод о том, что решающий вклад в Великую Победу внес советский народ.

Вывод и аргументы записывают в тетрадь.

Стимул

Несет ценностно- воспитательную функцию.

Формулируется проблема нашего общества: память народа, связь поколений.

Заканчивается урок словами писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева:

“Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле – почаще вспоминайте нас: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, подарили миру продолжительную безвоенную паузу. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили»

Таким образом, придерживаясь классификации А. В. Хуторского, можно выделить следующие ключевые компетенции, формируемые на уроках истории: коммуникативная, информационная, ценностная.[2, с. 102]

Литература:

1.Болотов В.А Новые стандарты и развивающее обучение. Образовательная политика, 2011

2. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Главной педагогической задачей в соответствии со стандартами нового поколения является для учителя создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность. одни...

Обобщение опыта по теме: «Применение текстовых таблиц на уроках истории как средство формирования учебных компетенций"

Применение текстовых таблиц при изучении истории способствует активному осмыслению информации, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их выполнять. Актуальность выбора данной темы по...

"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"

Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Материал предлагает структуру КОЗ, ключевых компетенций учащихся, а также конкретные примеры компетентностно- ориентированных заданий, позволяющих изменить организацию урока через создание специально ...

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников

В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...