Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся
статья по химии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Введение
Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным, с тем, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Одним из инструментов достижения этой цели может быть компетентностно-ориентированное обучение, предполагающее систему заданий и направленное не на получение суммы усвоенной информации, а на формирование способности человека (в данном случае учащегося) действовать в различных проблемных (нестандартных ситуациях). Стандарты второго поколения как раз и созданы в рамках деятельностной парадигмы. Что нового даёт школьнику деятельностная парадигма образования по сравнению со знаниевой? Во-первых, включение содержания обучения в контекст решения значимых для школьника жизненных задач и овладение опытом решения таких задач. Поэтому учение приобретает для школьника личностный смысл, а школа, ориентируясь на практические запросы учеников, начинает жить их реальными потребностями. Во-вторых, постоянную внутреннюю мотивацию к учению с увлечением. В-третьих, формирование видов и форм деятельности, освоение которых поможет школьнику быть успешным на протяжении всей жизни, в том числе и в избранной профессии. В-четвёртых, представление результатов обучения и воспитания как достижений учащегося в его личностном, социальном, коммуникативном и познавательном развитии. Поэтому главной педагогической задачей учителя является создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность. Для деятельностной парадигмы целью и одновременно результатом образования является достижение новых уровней развития личности учащихся, обретение ими духовно-нравственного и социального опыта (ключевых компетентностей) на основе освоения универсальных способов деятельности (компетенций). Компетентность и компетенция – деятельностные категории (т.е. проявляющиеся только в определенной деятельности). Компетентность понимается и как совокупность компетенций, характеризующих уровень овладения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также развития социально-нравственных качеств личности: гражданственности, ответственности, самостоятельности, способности принятия индивидуальных и совместных решений, коммуникативности, способности постоянно учиться и т.д. Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, основным принципом которой является то, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Основная часть
Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Структура ключевых компетенций
Сферы реализации компетенций | Важнейшие аспекты реализации компетенций |
Компетенции учебно-познавательные ( в сфере самостоятельной познавательной деятельности) | Усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в т.ч. внешкольных; |
Компетенции ценностно-смысловые | В сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. |
Компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе в сфере гражданско-общественной деятельности | 1)Выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя, члена социальной группы, коллектива 2)Умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации социальной группы, коллектива |
Компетенции личностного самосовершенствования (в бытовой сфере) | Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков безопасного существования в природной и антропогенной среде |
Компетенции общекультурные (в сфере культурно-досуговой деятельности) | Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уметь представлять себя, написать письмо, анкету, заявление, вести дискуссию. |
Компетенции информационные | При помощи реальных объектов и ИКТ формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее |
Коммуникативные компетенции | Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уметь представлять себя, написать письмо, анкету, заявление, вести дискуссию. |
Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности (компетенция — деятельность — компетентность Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии.
В компетентностном уроке на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Структура КОЗ классического типа
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «КОЗ» КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ
Компонент | Функция | Характеристика |
Стимул | мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует практическую, жизненную ситуацию; при необходимости может нести функцию источника информации. | Стимул должен: быть кратким (не более трёх предложений); НЕ отвлекать учащегося от содержания задания. |
Задачная формулировка | точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. | понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке. |
Источник информации | содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. | - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. |
Бланк для выполнения задания | задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. | Вопросы, заготовки таблиц, алгоритм ответа |
Инструмент проверки | перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа | · Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа. · Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. · Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом. · Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом. |
Задание становится компетентностно-ориентированным, если,
во-первых, это деятельностное задание;
во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
в третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
в-четвёртых, его структура задаётся определенными элементами.
Уровни КОЗ
- уровень воспроизведения (применение базовых знаний в стандартных ситуациях)
- уровень установления связей (интеграция материала из разных тем, интерпретация информации, представленной в графиках и таблицах)
- уровень рассуждения (обобщение, решение нестандартных проблем, обоснование выводов)
Примеры КОЗ по химии (из опыта работы Ахмедовой И. Р.)
Тема: «Окислительно-восстановительные реакции» 11 класс (версия для учителя)
Работники ГАИ предлагают «подозрительному» водителю тест на алкоголь. Водитель должен выдыхать через трубку, содержащую бихромат калия в кислой среде (оранжевый). Если водитель пил хоть немного напитка, содержащего этанол, то содержимое трубки станет зеленым, характерным для ионов хрома +3. Стимул.
В течение 5минут обсудите в группе эффективность предлагаемой проверки с точки зрения химического процесса окисления-восстановления. Выскажите мнение от группы. Предложите уравнение происходящего процесса. Составьте структурную формулу образуемого органического вещества. Задачная формулировка.
1._______________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________ Бланк
В органической химии используется мягкое окисление, т.е. окисление без разрыва связей углерод-углерод. В качестве окислителей используют раствор перманганата калия или бихромата калия в кислотной среде.
Опорные знания:
- кислая среда позволяет переходным металлам, в т.ч. и хрому восстановиться со с.о. +6 до с.о. +3.
- составить red-ox пары
- пользуясь схемами полуреакций, записать уравнение процесса, не забывая контролировать число частиц и заряды в левой и правой частях уравнения.
- функциональная группа альдегидов ( -СНО) Источник
- Обсуждение длилось не более 5минут
- Обсуждение было конструктивным
- Выражено общее мнение группы делегированным представителем
- Предложено уравнение ОВР
- Составлена структурная формула органического продукта. Инструмент проверки (бланк наблюдений)
- Обсуждение длилось не более 5минут (2 балла)
- Обсуждение было конструктивным (2 балла)
- Выражено общее мнение группы делегированным представителем (3 балла)
- Предложено уравнение ОВР (3 балла)
- Составлена структурная формула органического продукта. (1 балл)
Максимальный балл: 11 баллов модельный ответ
Примечание: Это компетентностно-ориентированное задание можно также использовать:
- при изучении темы: «Свойства спиртов» в 10 классе;
- на уроках решения задач на вывод молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов в 11классе;
- на уроках повторения качественных реакций на неорганические вещества (бихроматы);
- на занятиях элективного курса «Химия в вопросах и задачах» в 11классе.
Дифференциация.
Повышенный уровень сложности:
1.Требуется не только предложить формулу продукта, но и определить с.о. входящих в него атомов углерода.
2. Предлагается написать уравнение реакции, где в качестве окислителя использовался бы перманганат калия.
Данное задание можно использовать на уроках ОБЖ.
Использование компетентностно-ориентированных заданий для
развития ключевых компетентностей школьников
Ключевые компетентности | Информационная компетентность, извлечение первичной информации, обработка информации |
Стимул | Работники ГАИ предлагают «подозрительному» водителю тест на алкоголь. Водитель должен выдыхать через трубку, содержащую бихромат калия в кислой среде (оранжевый). Если водитель пил хоть немного напитка, содержащего этанол, то содержимое трубки станет зеленым, характерным для ионов хрома +3. |
Задачная формулировка | Предложите уравнение происходящего процесса. Составьте структурную формулу образуемого органического вещества. |
Источник | В органической химии используется мягкое окисление, т.е. окисление без разрыва связей углерод-углерод. В качестве окислителей используют раствор перманганата калия или бихромата калия в кислотной среде. Опорные знания: - кислая среда позволяет переходным металлам, в т.ч. и хрому восстановиться со с.о. +6 до с.о. +3. - составить red-ox пары - пользуясь схемами полуреакций, записать уравнение процесса, не забывая контролировать число частиц и заряды в левой и правой частях уравнения. - функциональная группа альдегидов ( -СНО) |
Бланк ответа | |
Модельный ответ | - Обсуждение длилось не более 5минут (2 балла) - Обсуждение было конструктивным (2 балла) - Выражено общее мнение группы делегированным представителем (3 балла) - Предложено уравнение ОВР (3 балла) - Составлена структурная формула органического продукта. (1 балл) |
Шкала оценивания | Критерии оценки: Максимальный балл: 11«5» – 10- 11 баллов «4»- 7-9 баллов «3»- 3-6 баллов «2»- 1-2 баллов
|
По мнению разработчиков ФГОС, ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального и духовно-нравственного опыта, формирования целостной картины мира а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Компетенция понимается ими как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Компетентностный подход в образовании призван ликвидировать разрыв между теоретическими знаниями и практической способностью преподавателя управлять образовательным процессом, а для ученика – применять знания на практике для решения конкретных жизненных задач. Компетенция – не просто сочетание знаний и умений, в ее основу включается ряд сопутствующих факторов, характеризующих в том числе культурную и духовную жизнь человека. Поэтому компетентностный подход в образовании – это личностно- и практико-ориентированный деятельностный подход, акцентирующий внимание на результатах образования, и прежде всего, на способности человека без руководства извне действовать в различных проблемных ситуациях, самостоятельно добывать необходимую информацию и порождать качественно новую.
Литература
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.
3. Шалашова, М.М. Компетентностный подход в оценивании результатов образовательной деятельности учащихся // Наука и школа. 2009. №5. С. 19-21.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010; 7,8 с.
5. О. С. Габриелян, Химия 11 класс / профильный уровень/, Дрофа 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...
Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Материал предлагает структуру КОЗ, ключевых компетенций учащихся, а также конкретные примеры компетентностно- ориентированных заданий, позволяющих изменить организацию урока через создание специально ...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....