Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся
статья по химии на тему

Ахмедова Ирина Рамисовна

Материал предлагает структуру КОЗ, ключевых компетенций учащихся, а также конкретные примеры компетентностно- ориентированных заданий, позволяющих изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема: «Компетентностно-ориентированные задания  как средство формирования ключевых компетенций учащихся »

                                                        

                                                                                             

                                                                                   

                                                                      Выполнена:    

                                               

                                                                       Ахмедовой Ириной Рамисовной,

                                                                       учителем химии 1 квалификационной  

                                                                       категории   МКОУ СОШ №10              

                                                                       Предгорного района СК

                                                                                     

                                                     

   Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным, с тем,  чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений,  возможно, в профессиональной сфере.  Одним из инструментов достижения этой цели может быть компетентностно-ориентированное обучение, предполагающее систему заданий и направленное не на получение суммы усвоенной информации, а на формирование способности человека (в данном случае учащегося) действовать в различных проблемных  (нестандартных ситуациях). Стандарты второго поколения как раз и созданы в рамках деятельностной парадигмы. Что нового даёт школьнику деятельностная парадигма образования по сравнению со знаниевой?  Во-первых, включение содержания обучения в контекст решения значимых для школьника жизненных задач и овладение опытом решения таких задач. Поэтому учение приобретает для школьника личностный смысл, а школа, ориентируясь на практические запросы учеников, начинает жить их реальными потребностями.  Во-вторых, постоянную внутреннюю мотивацию к учению с увлечением.  В-третьих, формирование видов и форм деятельности, освоение которых поможет школьнику быть успешным на протяжении всей жизни, в том числе и в избранной профессии.  В-четвёртых, представление результатов обучения и воспитания как достижений учащегося в его личностном, социальном, коммуникативном и познавательном развитии.  Поэтому главной педагогической задачей учителя является создание и организация  условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность.   Для деятельностной парадигмы целью и одновременно результатом образования является достижение новых уровней развития личности учащихся, обретение ими духовно-нравственного и социального опыта (ключевых компетентностей) на основе освоения универсальных способов деятельности (компетенций).  Компетентность и компетенция – деятельностные категории (т.е. проявляющиеся только в определенной деятельности). Компетентность понимается и как совокупность компетенций, характеризующих уровень овладения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также развития социально-нравственных качеств личности: гражданственности, ответственности, самостоятельности, способности принятия индивидуальных и совместных решений, коммуникативности, способности постоянно учиться и т.д. Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, основным принципом которой является то,  что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

   Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять  полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Структура ключевых компетенций

Сферы реализации компетенций

Важнейшие аспекты реализации компетенций

Компетенции учебно-познавательные

 ( в сфере самостоятельной познавательной деятельности)

Усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в т.ч. внешкольных;

Компетенции ценностно-смысловые

В сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  Обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе в сфере гражданско-общественной деятельности

1)Выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя, члена социальной группы, коллектива

2)Умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации

социальной группы, коллектива

Компетенции личностного самосовершенствования (в бытовой сфере)

Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков безопасного существования в природной и антропогенной среде

Компетенции общекультурные (в сфере культурно-досуговой деятельности)

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уметь представлять себя, написать письмо, анкету, заявление, вести дискуссию.

Компетенции информационные

При помощи реальных объектов и ИКТ формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее

Коммуникативные компетенции

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уметь представлять себя, написать письмо, анкету, заявление, вести дискуссию.

 

   Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности (компетенция — деятельность — компетентность Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии.

    В компетентностном уроке на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

                             

                             

                             Структура КОЗ классического типа

Схема

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «КОЗ» КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ

Компонент

Функция

Характеристика

Стимул

мотивирует учащегося на выполнение задания;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

при необходимости может нести функцию источника информации.

Стимул должен:

быть кратким (не более трёх предложений);

НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка

точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке.

Источник информации

содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

- содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк для выполнения задания

задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Вопросы, заготовки таблиц, алгоритм ответа

Инструмент проверки

перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа

· Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.

· Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

· Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

· Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

   Задание становится компетентностно-ориентированным, если,

во-первых, это деятельностное задание;

во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

в третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

в-четвёртых, его структура задаётся определенными элементами.

Уровни КОЗ

  • уровень воспроизведения (применение базовых знаний в стандартных ситуациях)
  • уровень установления связей (интеграция материала из разных тем, интерпретация информации, представленной в графиках и таблицах)
  • уровень рассуждения (обобщение, решение нестандартных проблем, обоснование выводов)

Примеры КОЗ по химии (из опыта работы Ахмедовой И. Р.)

   Тема: «Окислительно-восстановительные реакции» 11 класс (версия для учителя)

Работники ГАИ предлагают «подозрительному» водителю тест на алкоголь. Водитель должен выдыхать через трубку, содержащую бихромат калия в кислой среде (оранжевый). Если водитель пил хоть немного напитка, содержащего этанол, то содержимое трубки станет зеленым, характерным для ионов хрома +3.        Стимул.

В течение 5минут обсудите в группе эффективность предлагаемой проверки с точки зрения химического процесса окисления-восстановления. Выскажите  мнение от группы. Предложите  уравнение происходящего процесса. Составьте структурную формулу образуемого органического вещества.        Задачная формулировка.

1._______________________

2.________________________

3.________________________

4.________________________        Бланк

В органической химии используется мягкое окисление, т.е. окисление без разрыва связей углерод-углерод. В качестве окислителей используют раствор перманганата калия или бихромата калия в кислотной среде.

Опорные знания:

- кислая среда позволяет переходным металлам, в т.ч. и хрому восстановиться со с.о. +6 до с.о. +3.

- составить red-ox пары

- пользуясь схемами полуреакций, записать уравнение процесса, не забывая контролировать число частиц и заряды в левой и правой частях уравнения.

- функциональная группа альдегидов ( -СНО)         Источник

- Обсуждение длилось не более 5минут

- Обсуждение было конструктивным

- Выражено общее мнение группы делегированным представителем

- Предложено уравнение ОВР

- Составлена структурная  формула органического продукта.        Инструмент проверки (бланк наблюдений)

- Обсуждение длилось не более 5минут                  (2 балла)

- Обсуждение было конструктивным                      (2 балла)

- Выражено общее мнение группы делегированным представителем (3 балла)

- Предложено  уравнение ОВР (3 балла)

- Составлена структурная формула органического продукта. (1 балл)

Максимальный балл:                                             11  баллов        модельный ответ

Примечание: Это компетентностно-ориентированное задание можно также использовать:

- при изучении темы: «Свойства спиртов» в 10 классе;

- на уроках решения задач на вывод молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов в 11классе;

- на уроках повторения качественных реакций на неорганические вещества (бихроматы);

- на занятиях элективного курса «Химия в вопросах и задачах» в 11классе.

Дифференциация.

Повышенный уровень сложности:

1.Требуется не только предложить формулу продукта, но и определить с.о. входящих в него атомов углерода.

2. Предлагается написать уравнение реакции, где в качестве окислителя использовался бы перманганат калия.

Данное задание можно использовать на уроках ОБЖ.

Использование компетентностно-ориентированных заданий для

развития ключевых компетентностей школьников

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации, обработка информации

Стимул

Работники ГАИ предлагают «подозрительному» водителю тест на алкоголь. Водитель должен выдыхать через трубку, содержащую бихромат калия в кислой среде (оранжевый). Если водитель пил хоть немного напитка, содержащего этанол, то содержимое трубки станет зеленым, характерным для ионов хрома +3.

Задачная формулировка

Предложите  уравнение происходящего процесса. Составьте структурную формулу образуемого органического вещества.

Источник

В органической химии используется мягкое окисление, т.е. окисление без разрыва связей углерод-углерод. В качестве окислителей используют раствор перманганата калия или бихромата калия в кислотной среде.

Опорные знания:

- кислая среда позволяет переходным металлам, в т.ч. и хрому восстановиться со с.о. +6 до с.о. +3.

- составить red-ox пары

- пользуясь схемами полуреакций, записать уравнение процесса, не забывая контролировать число частиц и заряды в левой и правой частях уравнения.

- функциональная группа альдегидов ( -СНО)        

Бланк ответа

Модельный ответ

 - Обсуждение длилось не более 5минут                  (2 балла)

- Обсуждение было конструктивным                      (2 балла)

- Выражено общее мнение группы делегированным представителем (3 балла)

- Предложено  уравнение ОВР (3 балла)

- Составлена структурная формула органического продукта. (1 балл)

Шкала оценивания

Критерии оценки: Максимальный балл:   11«5» – 10- 11 баллов

«4»- 7-9 баллов

«3»- 3-6 баллов

«2»- 1-2 баллов

 

   По мнению разработчиков ФГОС, ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального и духовно-нравственного опыта, формирования целостной картины мира а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.  Компетенция понимается ими как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.

   Компетентностный подход в образовании призван ликвидировать разрыв между теоретическими знаниями и практической способностью преподавателя управлять образовательным процессом, а для ученика – применять знания на практике для решения конкретных жизненных задач. Компетенция – не просто сочетание знаний и умений, в ее основу включается ряд сопутствующих факторов, характеризующих в том числе культурную и духовную жизнь человека. Поэтому компетентностный подход в образовании – это личностно- и практико-ориентированный деятельностный подход, акцентирующий внимание на результатах образования, и прежде всего, на способности человека без руководства извне действовать в различных проблемных ситуациях, самостоятельно добывать необходимую информацию и порождать качественно новую.

Литература

1.         Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2.         Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.

3.        Шалашова, М.М. Компетентностный подход в оценивании результатов образовательной деятельности учащихся // Наука и школа. 2009. №5. С. 19-21.

4.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010;  7,8 с.

5.       О. С. Габриелян,  Химия 11 класс / профильный уровень/, Дрофа 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

     Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...

Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Главной педагогической задачей в соответствии со стандартами нового поколения является для учителя создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность. одни...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...