Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций учащихся
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов ? 1. Наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств. 2. Компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с учениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей .
3. Именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. 4. Предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания . И для органичного внедрения компетентностного подхода
Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций . ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Виды деятельности: Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.); Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; Извлечение информации с различных носителей; Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. Преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.); Владение навыками работы с различными устройствами информации Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности
Коммуникационные компетенции Виды деятельности: Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, дискуссии, защите проекта и т.п.). Ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.). Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.). Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций). Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне). Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, совместная работа приложений и т.д.). Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
ценностно-смысловые компетенции Виды деятельности: Умение формулировать собственные учебные цели ( цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.). Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию
Социально-трудовые компетенции Виды деятельности: Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.). Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям). Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)
Общекультурная компетенция Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков). Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.) Виды деятельности:
Учебно - познавательная компетенция Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием). Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.). Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.). Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.). Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций ). Виды деятельности:
Компетенция личностного самосовершенствования Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.). Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line , тренажеры, квесты и т.п ) Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.). Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности) Виды деятельности:
Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 8 классе. Конспект урока информатики в 8 классе по теме: «Алфавитный подход к определению количества информации.» Цели: Образовательные - формировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации, формировать практические навыки по определению количества информации. Учащиеся должны: Знать/понимать: понятие количества информации; единицы измерения информации; различные подходы к определению понятия количества информации; Уметь: определять количество информации в сообщении; уметь определять объем информации различных информационных объектов. Развивающие – развивать у учащихся учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, общекультурную, ценностно-смысловую компетенции, компетенции личностного самосовершенствования , формировать у учащихся грамотную речь в области информатики. Воспитательные – воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к компьютеру, формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе, воспитывать организованность и дисциплинированность на уроке, воспитывать грамотных пользователей компьютера. Здоровье сберегающие - соблюдать правила техники безопасности, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.
Планируемые результаты изучения темы: личностные – направлены на : формирование познавательного интереса, настойчивости в преодолении трудностей, формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. метапредметные - способствуют формированию научного мировоззрения, расширению словарного запаса, закреплению вычислительных навыков получению навыка использования персонального компьютера и интерактивной доски развитию умения использовать приобретенные знания и для создания информационных объектов (рисунка, таблицы) для оформления результатов учебной работы; предметные – учащиеся должны знать понятие количества информации, единицу измерения количества информации 1 бит, что такое мощность алфавита, по какой формуле можно определить емкость одного знака алфавита, какова емкость знака двоичной знаковой системы, как определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода . следовать требованиям техники безопасности, гигиены, при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения для проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;
Тип урока : комбинированный. Методы обучения : объяснительно иллюстративный, проблемное изложение, репродуктивный Методы познания : демонстрационный (интерактивная доска), метод формирования познавательного интереса, метод самостоятельной практической работы (интерактивный тест) , исследовательский.
Этапы урока: Организационный этап .(2 мин.) Активизация мышления и актуализация опорных знаний. (8 мин.) Изучение нового материала. (20 мин.) Домашнее задание.(2 мин.) Рефлексия (3 мин.) Работа за компьютером. (10 мин) Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная. Ход урока.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...
Индивидуальная и парная работа на уроках английского языка как средство формирования ключевых компетенций учащихся
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что ...