Открытый урок муниципального конкурса "Учитель года-2020" на тему "В гаванях Афинского порта Прирей"
методическая разработка по истории (5 класс)

Аешина Наталья Юрьевна

Изучая новый материал, показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить,  каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt_uroka_na_04.03.20.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока на тему:

«В гаванях афинского порта Пирей»

Учитель:  Аешина Наталья Юрьевна

Место работы: МБОУ «Оссорская СШ»

Должность:   учитель истории  и обществознания первой  категории

Предмет:  история

Класс:  5 (пятый)

Учебник: базовый. Всеобщая история «История Древнего мира», авторы: А.А.Вигасин,  Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, 5 класс, «Просвещение» 2018г.

Педагогические
цели

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

2. Изучая новый материал, показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить,  каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства.                                                                                                           3. Продолжить формировать умение обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями и текстом.

4. Воспитывать у обучащихся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Задачи урока

  • Выяснить роль торговых и военных гаваней в жизни Афин; сравнить положение граждан и негражданского населения Афин.
  •  развивать умения извлекать информацию из источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;
  • воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип и вид урока

Урок «открытия» нового знания / урок-путешествие

Основная педагогическая технология

Технология продуктивного чтения или смыслового чтения (принцип порционности, прием «Лови  ошибку» ) «Технология критического мышления» («тонкие» и «толстые» вопросы, «корзина идей»).ИКТ, здоровьесберегающие технологии,

Методы и формы
обучения

Исследовательский  метод, индивидуальная, фронтальная, групповая работа.          

Основное содержание темы, понятия и термины

Военная и торговая гавань. Граждане и негражданское население Афин. Рабство в Греции. Продажа рабов. Длинные стены, граждане, амфора, пошлина, налог, переселенцы, верфь, «Совет пятисот».

Средства наглядности  

раздаточный материал, исследовательский лист (морской журнал), презентация для интерактивной доски SMARTNOTEbook 10.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Узнают, какую роль в жизни Афин играла военная и торговая гавань.

определят: значение терминов порт, гавань, верфь, гражданин, «Совет пятисот», пошлина.

Научатся: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение.

характеризовать положение граждан, переселенцев,  рабов в греческих полисах. Доказывать, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Перечислять, где применялся труд рабов и характеризовать жизнь рабов. Доказывать, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Метапредметные

Познавательные: овладеют умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществят анализ текста и представят информацию в виде таблицы.

Регулятивные: самостоятельно сформулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, дадут самооценку своей работе.

Коммуникативные: сумеют задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

Личностные

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории, при изучении страны.

сформируется уважительного отношения к истории, культуре, ценностям народов мира; толерантности; выразят положительное отношение к процессу познания: проявят внимание, удивление, желание больше узнать

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельностьобучающихся

формируемые УУД

  1. Организационный

Момент

Здравствуйте! Меня зовут Наталья Юрьевна.

Чудесный день!

Инастроение чудесное - подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки

начать

Взаимное приветствие

Коммуникативные

регулятивные

Стадия вызова

  1. Актуализация знаний.

Сейчас я зачитаю строки из поэмы древнегреческого поэта Эсхила, а вы должны ответить на  вопросы:

 «Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь за все»!

1.О каком событии идет речь?

2.Когда произошло это событие?  

3.Кто победил в этой битве?

4.В чем причина победы?

     В 5 в. до н.э. афиняне имели самый сильный   флот в Элладе, который насчитывал 400 триер.

Отвечают на вопросы:

- Саламинская битва.

- 480 г. до н.э.

- Афиняне

- сильный флот

познавательные: воспроизводят информацию по памяти

коммуникативные: используют в общении правила вежливости

  1. Пробуждение интереса к теме  

«Корзина идей»

1.Как вы думаете, имея такой большой флот, надо было иметь место для его укрытия?

2.Как вы думаете, как называется место, где укрывается флот?

3.Как вы думаете, что такое «порт».

Порт — специально оборудованное место для стоянки, погрузки и ремонта судов.

В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей.

4.Как вы думаете, а в порту кроме военных какие еще могут стоять корабли?

5.Каждый порт имеет гавань. Как вы думаете, что такое гавань?

Гавань- удобное защищенное от ветра место у морского берега приспособленное для стоянки.

- да

- порт.

- торговые.

предметные:

определят:значение терминовпорт, гавань.

Определение темы целей и задач изучения предстоящего учебного материала.

Посмотрите на экран, что мы видим!?

Все верно!

    Ребята, а давайте, сейчас выполним    одно задание.

   Перед вами текст, который мы с вами зачитаем. Один читает текст, остальные составляют рассказ по вопросам вашего морского журнала, которые лежат перед вами под №1.

Текст: В V в. До н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5 – 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились 2 военные и 1 торговая гавань

Вопросы:

  1. Что соединяет порт Пирей и Афины?

2. Для чего возвели длинные стены?

3. Сколько гаваней было в Пирее?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

«В гаванях афинского порта Пирей».

Давайте определим цель нашего урока!

Цель урока:

Определить значение порта Пирей для Афин

      А теперь, давайте спроектируем задачи, откройте учебник на странице 172 й. Какие задачи мы с вами поставим?

Какую роль играла военная гавань?

Какую роль играл торговая гавань?

Какое положение было у рабов?

- план порта Пирей.

-военный корабль – триер.

- торговый корабль.

- Длинные стены

- возвели на случай войны.

- 2 военные и 1 торговая гавань.

Определяют тему урока, ставят цели и задачи урока.

регулятивные: самостоятельно формулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

III. Изучение нового материала

Какую роль играла военная гавань?

«Верно-неверно»

А сейчас, я приглашаю вас в путешествие. Мы отправимся на трех кораблях. На время урока ваши места станут тремя греческими суднами – триерами. А вы командой своего корабля.

Готовы?

-да!

личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные:овладеют умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществят анализ текста и представят информацию.

предметные: узнают какую роль в жизни Афин играли военная гавань;

научатся: работать с текстом,  заполнять журнал, высказывать собственное мнение, суждение.

Перед нами, ребята, военная гавань. Каждой группе нужно будет выполнить свое задание.

У группы будет капитан и гребцы. Гребцы ищут правильные ответы, капитан дает окончательный ответ по своему заданию. Вспоминаем правило работы в группе.

1 команда слушает и отвечает на вопросы по тексту.

2 команда записывает незнакомые слова, дает им определение.

3 команда определяет, верны ли утверждения

См. приложение №2

Работаем в своих морских журналах.

Задача: Какую роль играла военная гавань? Обеспечивала безопасность государства.

Работа в группах

1 группа слушает и отвечает на вопросы по тексту.

Вопросы:

- сколько кораблей насчитывал афинский флот? 400 триер.

- что такое вервь? Место, где чинили старые и строили новые корабли.

-Кто мог служить на военных кораблях? Граждане Афин.

- Кто считался гражданами Афин? Коренные афиняне.

2 группа записывает незнакомые слова, дает им определение.

- «Совет пятисот» - орган, который следил за порядком военных гаванях и за всеми работами в военных гаванях.

- Граждане -  это коренные афиняне, у которых оба родителя  - как отец, так и мать – были гражданами.

- Вервь – место, где чинили старые и строили новые корабли

3 группа определяет, верны ли утверждения

- Военная гавань обеспечивала безопасность государства? Да

- На военную службу берут чужеземцев? Нет

Динамическая пауза

Чтоб в пути не была заминка,

Нужна небольшая разминка.

Коль готовы вы всегда,

То кивайте да-да-да!                                

(выполнение по смыслу)

По горам быстрей шагаем

Вот оливки собираем

И с земли их подбираем.                            

(имитация)

На триере мы гребем

Не отвлекаемся, не отстаем!

К порту причалили. Это-Пирей!

Еще одну гавань, нам пора посетить!

Какую роль играла торговая гавань?

«Толстые и тонкие вопросы»

Задание 2.   Посмотрите на экран и скажите в какой гавани мы оказались? Что мы видим на картине?

Задание Работа с текстом.

1 и 2 группа, должна найти в тексте, что вывозили из Греции и, что привозили в Грецию.

У 1 и 2 группы на столах лежат картинки, которые нужно использовать вместо ответов. Картинки - ответы наклеить в виде  постера. Капитаны отвечают за выполнение задания.

Задание для 3 группы, по тексту  ответить на вопросы.

1 группа.

- Что привозили в Грецию:

из Египта –

из Африки –

из Причерноморских колоний –

- Что должен был сделать купец, привезший товары на продажу, перед разгрузкой корабля?

- Что такое пошлина?

  1. группа.

- Что вывозили из Греции?

- Кто должен был платить налог в казну заодно только право жить в Афинском государстве? Переселенцы.

- Кто не платил налог в Афинах?

Работаем в своих морских журналах.

Задача. Какую роль играла торговая гавань?

Разгрузку товаров, купцов, товары, готовые к отправке в другие странны.

Работа с текстом: экспорт и импорт товаров в Афинах

Работа в группах

Из текста выписывают необходимую информацию:

- ткани и папирус;

- зерно, соленую рыбу и рабов;

- слоновую кость;

- Заплатить пошлину.

- Право торговать в Афинах.

- Сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. Вино, оливки, оливковое масло,  виноград.

- Граждане.

 - Обеспечивала развитие торговли, была источником процветания Афин.

познавательные:овладеют умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществят анализ текста и представят информацию в виде постеров.

коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

предметные:узнают какую роль в жизни Афин играла торговая гавань;

Какое положение было у рабов? Одинаковые ли были у них права?

Задание 3.   Посмотрите на экран и скажите, что мы видим? Как вы думаете, кому из людей, изображенных на картине, тяжелее всего?

3 команда выходит, защищает свой ответ:

- Кто считался рабом?

- Где использовался труд рабов?

Самая тяжелая жизнь в Афинах была у рабов. Рабы почти не имели прав, закон защищал их лишь от убийства. Но не разрешал иметь семью, менять место жительства, распоряжаться своим трудом.

Но иногда за очень преданную и верную службу хозяин мог освободить раба, подарить ему волю. Либо особо талантливый раб-ремесленник мог выкупить себя. Тогда эти бывшие рабы становились вольноотпущенниками.

Задача.Какое положение было у рабов?

Рабы не имели прав, закон защищал только от убийства.  

- труд рабов;

- Рабам

- Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами.

- Где использовали труд рабов? Рабы для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Собирать оливки, давить виноград. Труд на серебряных рудниках на юге Аттики.

- Рабы для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Собирать оливки, давить виноград. Труд на серебряных рудниках на юге Аттики.

- Рабы не имели прав, закон защищал только от убийства.  

познавательные: извлекают необходимую информацию
из текста.

предметные

узнают: кто относился к гражданам и негражданскому населению.

Первичное закрепление

«Лови ошибку»

Наше пребывание в афинских гаванях порта Пирей подходит к завершению.

- В Пирее находились одна военная и две торговые гавани.

- Доступ к военным кораблям был разрешен всему населению Афинского государства.

- Афинскими гражданами по закону считались   все жители Афин.

- Рабы участвовали в управлении государством.

- Две военные и одна торговая

- Переселенцы и рабы доступа к военным кораблям не имели.

- Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя были   гражданами.

- Не участвовали, не имели прав.

коммуникативные:оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других

Итоги урока. Рефлексия

Итак, ребята, какая была цель в начале урока?

Какое значение порта Пирей в жизни Афин и Греции?

Спасибо всем за работу. Давайте сейчас прощаемся с жителями порта Пирей. Помахаем ручками. (включить видеофрагмент прощание с портом Пирей). Сейчас каждая группа проговорит:

  1. Порт Пирей защита Греции!
  2. Порт Пирей процветание Греции!
  3. Порт Пирей есть права для граждан, нет прав для рабов!

Называют цель, поставленную в начале урока.

Отвечают: Порт Пирей был источником богатства Греции, благодаря чему в 5 в. д.н. э она возвышалась и расцвела и афиняне сами управляли своим городом.

познавательные:

рефлексия;

умение

личностные:сформируется уважительного отношения к истории, культуре, ценностям народов мира; толерантности; выразят положительное отношение к процессу познания: проявят внимание, удивление, желание больше узнать

Домашнее задание

Домашнее задание:

Параграф 36, выписать из учебника определения:

афинские граждане, верфь, пошлина, налог, переселенцы, вольноотпущенники. Стр. 175 задание 1-3 на выбор.

Морской журнал

Приложение №1

В V в. До н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5 – 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились 2 военные и 1 торговая гавань

Вопросы:

  1. Что соединяет порт Пирей и Афины?

-Длинные стены

2. Для чего возвели длинные стены?

- возвели на случай войны.

3. Сколько гаваней было в Пирее?

- 2 военные и 1 торговая гавань.

Приложение №2

Военная гавань.

        В этой гавани размещен флот. Флот состоит из 400 триер. На военную службу берут только афинских граждан, потому что чужеземцам не доверяют.  Граждане – это коренные афиняне, у которых оба родителя  - как отец, так и мать – были гражданами.

        По афинским законам все богатые граждане  должны за свой счет снарядить по боевому кораблю. Это их почетная обязанность. Здесь слышен шум топоров. Там работает «корабельная чернь» это бедные, которые пришли сюда на заработки. Это были гребцы, матросы, крутильщики канатов, рабочие на верфях. Вервь – место, где чинили старые и строили новые корабли. Главным органом, который следил за порядком, является «совет пятисот».

        Гавани были совершенно безопасными в шторм и не погоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей. Военная гавань обеспечивала безопасность государства.

1 команда слушает и отвечает на вопросы по тексту.

Вопросы:

- сколько кораблей насчитывал афинский флот? 400 триер.

- что такое вервь? Место, где чинили старые и строили новые корабли.

-Кто мог служить на военных кораблях? Граждане Афин.

- Кто считался гражданами Афин? Коренные афиняне.

2 команда записывает незнакомые слова, дает им определение.

- «Совет пятисот» - орган, который следил за порядком военных гаванях и за всеми работами в военных гаванях.

- Граждане - это коренные афиняне, у которых оба родителя  - как отец, так и мать – были гражданами.

- Вервь – место, где чинили старые и строили новые корабли

3 команда определяет, верны ли утверждения

- Военная гавань обеспечивала безопасность государства? Да

- На военную службу берут чужеземцев? Нет

-«Корабельная чернь» - это богатые граждане? Нет

- Богатые граждане  должны за свой счет снарядить по боевому кораблю? Да

№ вопроса

Ответ

1

х

2

0

3

0

4

х

5

х

Ответы занесите в таблицу: верный ответ –Х; неверный ответ – О.

Вывод. Какую роль играла военная гавань? Обеспечивала безопасность государства.

Приложение №3

Торговая гавань.

        Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирей.

        Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки – слоновую кость, из причерноморских колоний – зерно, соленую рыбу и рабов. Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросами6 «Что нового?». Узнавали цены на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

        Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну афинского государства.

Вопросы к тексту:

  1. Что привозили в Грецию:

из Египта – ткани и папирус;

из Африки – слоновую кость;

из Причерноморских колоний – зерно, соленую рыбу и рабов;

- Что должен был сделать купец, привезший товары на продажу, перед разгрузкой корабля? Заплатить пошлину.

- Что такое пошлина?

Право торговать в Афинах.

Приложение №4

Торговая гавань.

        Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли ячмень, пшеницу, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

        Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались также, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну заодно только право жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.

Вопросы к тексту:

Что вывозили из Греции?

Сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. Вино, оливки, оливковое масло,  виноград.

- Кто должен был платить налог в казну заодно только право жить в Афинском государстве? Переселенцы.

- Кто не платил налог в Афинах? Граждане.

Приложение №5

Тяжелая участь рабов.

Рабами становились чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами.

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: убирать дом, ухаживать за детьми, работать по хозяйству.

       Владельцы ремесленных мастерских также охотно покупали рабов. Они выполняли самую тяжелую и грязную работу. Например, таскать уголь, раздувать меха в кузнице, месить глину.

       Покупали рабов также и зажиточные земледельцы. Им поручали  собирать оливки, давить прессом или ногами виноград, обрабатывать пашню.

       Но самыми тяжелые условия были на серебряных рудниках на юге Аттики. Работали глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха света. Целый день с раннего утра и позднего вечера тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Вопросы к тексту:

- Кто считался рабом? Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами.

- Где использовали труд рабов? Рабы для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Собирать оливки, давить виноград. Труд на серебряных рудниках на юге Аттики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "В гаванях афинского порта Пирей"

Данная разработка конспекта урока предназначена учителям истории, работающих по учебнику В. И. Годера и Вигасина. В приложении имеется карточки для закрепления материала....

В гаванях афинского порта Пирей. (урок изучения нового материала, 5 класс)

Разработка урока истории в 5 классе. Тип урока- урок-путешествие. Данный урок позволяет показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были...

Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....

Урок по истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Урок был дан в рамках регионального конкурса видеоуроков по истории. Материал интересен тем, кто хочет сделатьсвои уроки живыми, современными, интересными....