Открытый урок муниципального конкурса "Учитель года-2020" на тему "В гаванях Афинского порта Прирей"
методическая разработка по истории (5 класс)
Изучая новый материал, показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить, каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt_uroka_na_04.03.20.docx | 57.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на тему:
«В гаванях афинского порта Пирей»
Учитель: Аешина Наталья Юрьевна
Место работы: МБОУ «Оссорская СШ»
Должность: учитель истории и обществознания первой категории
Предмет: история
Класс: 5 (пятый)
Учебник: базовый. Всеобщая история «История Древнего мира», авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, 5 класс, «Просвещение» 2018г.
Педагогические | 1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» 2. Изучая новый материал, показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить, каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства. 3. Продолжить формировать умение обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями и текстом. 4. Воспитывать у обучащихся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран. |
Задачи урока |
|
Тип и вид урока | Урок «открытия» нового знания / урок-путешествие |
Основная педагогическая технология | Технология продуктивного чтения или смыслового чтения (принцип порционности, прием «Лови ошибку» ) «Технология критического мышления» («тонкие» и «толстые» вопросы, «корзина идей»).ИКТ, здоровьесберегающие технологии, |
Методы и формы | Исследовательский метод, индивидуальная, фронтальная, групповая работа. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Военная и торговая гавань. Граждане и негражданское население Афин. Рабство в Греции. Продажа рабов. Длинные стены, граждане, амфора, пошлина, налог, переселенцы, верфь, «Совет пятисот». |
Средства наглядности | раздаточный материал, исследовательский лист (морской журнал), презентация для интерактивной доски SMARTNOTEbook 10. |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные | Узнают, какую роль в жизни Афин играла военная и торговая гавань. определят: значение терминов порт, гавань, верфь, гражданин, «Совет пятисот», пошлина. Научатся: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение. характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Доказывать, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли. Перечислять, где применялся труд рабов и характеризовать жизнь рабов. Доказывать, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли. |
Метапредметные | Познавательные: овладеют умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществят анализ текста и представят информацию в виде таблицы. Регулятивные: самостоятельно сформулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, дадут самооценку своей работе. Коммуникативные: сумеют задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других. |
Личностные | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории, при изучении страны. сформируется уважительного отношения к истории, культуре, ценностям народов мира; толерантности; выразят положительное отношение к процессу познания: проявят внимание, удивление, желание больше узнать |
Технологическая карта урока.
Морской журнал
Приложение №1
В V в. До н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5 – 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились 2 военные и 1 торговая гавань
Вопросы:
- Что соединяет порт Пирей и Афины?
-Длинные стены
2. Для чего возвели длинные стены?
- возвели на случай войны.
3. Сколько гаваней было в Пирее?
- 2 военные и 1 торговая гавань.
Приложение №2
Военная гавань.
В этой гавани размещен флот. Флот состоит из 400 триер. На военную службу берут только афинских граждан, потому что чужеземцам не доверяют. Граждане – это коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать – были гражданами.
По афинским законам все богатые граждане должны за свой счет снарядить по боевому кораблю. Это их почетная обязанность. Здесь слышен шум топоров. Там работает «корабельная чернь» это бедные, которые пришли сюда на заработки. Это были гребцы, матросы, крутильщики канатов, рабочие на верфях. Вервь – место, где чинили старые и строили новые корабли. Главным органом, который следил за порядком, является «совет пятисот».
Гавани были совершенно безопасными в шторм и не погоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей. Военная гавань обеспечивала безопасность государства.
1 команда слушает и отвечает на вопросы по тексту.
Вопросы:
- сколько кораблей насчитывал афинский флот? 400 триер.
- что такое вервь? Место, где чинили старые и строили новые корабли.
-Кто мог служить на военных кораблях? Граждане Афин.
- Кто считался гражданами Афин? Коренные афиняне.
2 команда записывает незнакомые слова, дает им определение.
- «Совет пятисот» - орган, который следил за порядком военных гаванях и за всеми работами в военных гаванях.
- Граждане - это коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать – были гражданами.
- Вервь – место, где чинили старые и строили новые корабли
3 команда определяет, верны ли утверждения
- Военная гавань обеспечивала безопасность государства? Да
- На военную службу берут чужеземцев? Нет
-«Корабельная чернь» - это богатые граждане? Нет
- Богатые граждане должны за свой счет снарядить по боевому кораблю? Да
№ вопроса | Ответ |
1 | х |
2 | 0 |
3 | 0 |
4 | х |
5 | х |
Ответы занесите в таблицу: верный ответ –Х; неверный ответ – О.
Вывод. Какую роль играла военная гавань? Обеспечивала безопасность государства.
Приложение №3
Торговая гавань.
Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирей.
Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки – слоновую кость, из причерноморских колоний – зерно, соленую рыбу и рабов. Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросами6 «Что нового?». Узнавали цены на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.
Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну афинского государства.
Вопросы к тексту:
- Что привозили в Грецию:
из Египта – ткани и папирус;
из Африки – слоновую кость;
из Причерноморских колоний – зерно, соленую рыбу и рабов;
- Что должен был сделать купец, привезший товары на продажу, перед разгрузкой корабля? Заплатить пошлину.
- Что такое пошлина?
Право торговать в Афинах.
Приложение №4
Торговая гавань.
Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли ячмень, пшеницу, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.
Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались также, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну заодно только право жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.
Вопросы к тексту:
Что вывозили из Греции?
Сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. Вино, оливки, оливковое масло, виноград.
- Кто должен был платить налог в казну заодно только право жить в Афинском государстве? Переселенцы.
- Кто не платил налог в Афинах? Граждане.
Приложение №5
Тяжелая участь рабов.
Рабами становились чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами.
Богатые афиняне покупали рабынь для дома: убирать дом, ухаживать за детьми, работать по хозяйству.
Владельцы ремесленных мастерских также охотно покупали рабов. Они выполняли самую тяжелую и грязную работу. Например, таскать уголь, раздувать меха в кузнице, месить глину.
Покупали рабов также и зажиточные земледельцы. Им поручали собирать оливки, давить прессом или ногами виноград, обрабатывать пашню.
Но самыми тяжелые условия были на серебряных рудниках на юге Аттики. Работали глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха света. Целый день с раннего утра и позднего вечера тысячи рабов добывали драгоценную руду.
Вопросы к тексту:
- Кто считался рабом? Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами.
- Где использовали труд рабов? Рабы для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Собирать оливки, давить виноград. Труд на серебряных рудниках на юге Аттики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "В гаванях афинского порта Пирей"
Данная разработка конспекта урока предназначена учителям истории, работающих по учебнику В. И. Годера и Вигасина. В приложении имеется карточки для закрепления материала....
В гаванях афинского порта Пирей. (урок изучения нового материала, 5 класс)
Разработка урока истории в 5 классе. Тип урока- урок-путешествие. Данный урок позволяет показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были...
Разработка урока истории в 5 классе «В гаванях афинского порта Пирей»
Разработка урока для учащихся 5 класс...
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Урок на тему: "В гаванях афинского порта Пирей"
Урок -путешествие...
Презентация к уроку истории в 5 классе "В гаванях Афинского порта Пирей. В городе богини Афины"
На уроке показаны жизнь и занятия жителей Афин....
Урок по истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Урок был дан в рамках регионального конкурса видеоуроков по истории. Материал интересен тем, кто хочет сделатьсвои уроки живыми, современными, интересными....