Урок по истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Урок был дан в рамках регионального конкурса видеоуроков по истории. Материал интересен тем, кто хочет сделатьсвои уроки живыми, современными, интересными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_-_pirey.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Малышев Александр Николаевич |
Район | Богородский |
Место работы | МБОУ «Каменская школа» |
Должность | Учитель истории |
Общая информация | |
Тема урока | В гаванях афинского порта Пирей |
Тип урока | Формирование новых знаний |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Формирование представления о Пирее – главном морском порте Афинского морского союза и противоречивом характере афинской демократии. Развитие логического мышления, навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитание коллективизма через работу в группах. Формирование нравственных устоев и моральных норм. Воспитывать уважение к чужому мнению при работе в группах, оказывать взаимопомощь. Формировать отрицательное отношение к рабству. |
Необходимое оборудование | мультимедийный проектор, компьютер, презентация |
Дидактическое обеспечение | Кейсы, карточки-задания на соотнесение, материал для подведения итогов уроков |
Планируемые результаты урока | ||
|
| |
| Научатся объяснять новые термины: верфь, пошлина, казна, вольноотпущенники. Получат возможность научиться самостоятельно значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин, источники рабства | |
| Познавательные: расширят имеющиеся знания и представления о греческих городах. Коммуникативные: вступят в коллективное сотрудничество, поучаствуют в обсуждении вопросов; обменяются мнениями, слушая друг друга. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Устный опрос по карточкам, составление синквейна |
Литература и интернет-ресурсы | ||
Основная |
| |
Дополнительная | Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира.- М.: Вако, 2015.- 416 с. | |
Интернет-ресурсы |
| |
ЭОРы | Инфоурок |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | ||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Используемые методики и технологии (на разных этапах урока) |
1. Организационный | 2 минуты | Здравствуйте, ребята! Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворна, а вы активны. Для успешной работы нам понадобится учебник, тетрадь, простой карандаш, ручки. Учитель проверяет отсутствующих, внешнее состояние помещения, рабочих мест, внешний вид учащихся, организует внимание и психологический настрой учащихся | Приветствие учащихся, проверка учащихся к уроку. Проверка рабочего места, принадлежностей, подготовка учащихся к восприятию нового материала | Начать урок можно с обычных слов для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы в классе. |
2. Вводно-мотивационный | 7 минут | Актуализирует имеющиеся у учащихся знания. - Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока, - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения учащихся к изучаемым объектам | Отвечают на вопросы учителя. - В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы; - Определяют тему урока; - Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения, составляют план урока | Приём «Повтори пройденное» Для организации приёма «Повтори пройденное» каждая группа получает карточку с заданием и пытается предложить правильные варианты ответов |
3. Актуализация знаний | 5 минут | Учитель пытается определить прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке | Ученики пытаются определить и поставить вопросы: -что мы можем узнать по теме? -кто жил в Пирее? -чем занимались жители? -чем являлся Пирей? | Приём «Ожидание от работы на уроке» |
4. Изучение нового материала | 20 минут | - Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности - Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы Делит детей на группы и предлагает им задание. | Работают в 3 группах 6-7 человек, работают с текстом учебника, рисунком учебника. Обсуждают, формулируют ответы на вопросы. Презентуют свои ответы товарищам. | «Кейс – технология» Каждая группа получает кейс. 1 кейс – В военных гаванях. 2 кейс – В торговой гавани. 3 кейс – Тяжёлая участь рабов. Каждый кейс включает по два задания. Первые задания – выход из проблемной ситуации. Вторые задания – с помощью раздаточного материала каждой группе необходимо выполнить задание у доски. |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 5 минут | Учитель предлагает задания 1.Соотнести определение и его значение: (указать стрелочками) выполняют на карточках 2. Синквейн «Порт Пирей» | Выполняют задание, соединяя стрелками понятие и его значение Делают синквейн | Приём «Правильно соотнеси» Приём синквейн» |
6. Подведение итогов урока | 3 минуты | Учитель комментирует оценки за работу на уроке. В конце урока ученики должны оценить свою работу на уроке и прикрепить листочки настроения к дереву знания. Если у вас всё получилось, прикрепите зелёный листочек. Если были затруднения, прикрепите жёлтый листочек. Если у вас не получалось работать и было много затруднений, прикрепите красный листочек. Спасибо за работу на уроке | Ученики осуществляют эмоционально - личностную оценку, самооценку, прогнозируют поиск информации | |
7. Организация изучения домашнего задания | 3 минуты | Прочитать и изучить § 36; 2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей | Записывают домашнее задание |
Вопросы вводно-мотивационного этапа урока
1 группа
- Кто предвидел вторжение персов?
- В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла?
-К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах?
- Из скольких эллинских государств состоял союз?
2 группа
- В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу?
- Кто составлял основу армии Ксеркса?
- Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю?
Куда первоначально вторглось войско Ксеркса?
3 группа
- Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье?
- Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье?
- Какой подвиг совершили 300 спартанцев?
- На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников?
Кейс 1
Проблема
Предположите, кому принадлежала власть в Афинах?
1. Работая с текстом п 1 п36 ответьте на вопросы, ответы впишите
- Кто служил на военных кораблях
- Кто по закону считался гражданином?
- Объясните значение слова «верфь?
- Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам?
2. На магнитной доске соотнесите определение и его значение
Верфь | Место постройки и ремонта старых и новых кораблей |
Граждане | Коренные афиняне, у которых и мать и отец были коренными жителями |
Триеры | Суда, которые образовывали афинский флот |
Кейс 2
Проблема
- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах?
1. Прочитать п.2 и узнайте, что же представляет собой торговая гавань. рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы, ответы впишите:
- Чем заняты на пристани люди?
- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?
- Чем купец мог его загрузить? (прочитать абзац 1 стр.173)
- Недалеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)
- За счет чего пополнялась казна Афинского государства?
2. Составьте схему из предложенного материала
Афины |
Вывозили |
Ввозили |
Слоновая кость |
Оливковое масло |
Изделия из серебра |
Папирус |
Рабы |
Вино |
Амфоры |
Зерно |
4 стрелки |
Кейс 3
Проблема
- Рабство в Афинах: добро или зло?
1. Прочитать п.3 и ответить на вопросы, ответы впишите:
- Где применялся труд рабов в Греции?
- Как обращались с рабами?
- Кто мог быть рабом в Древней Греции?
- Кого называли вольноотпущенниками?
2. Какие слова характеризуют положение раба в Афинах?
Первичное закрепление пройденного материала
Соотнесите определение и его значение
1. Верфь А. Место постройки и ремонта старых и новых кораблей
2. Гражданин Б. Люди из других городов
3. Триеры В. Коренные афиняне, у которых и мать и отец были коренными жителями
4. Пифос Г. Суда, которые образовывали афинский флот
5. Амфора Д. Глиняная бочка для хранения зерна
6. Переселенцы Е. Сосуд для вина и масла
Синквейн
Порт Пирей
- Название
- Два прилагательных
- Три глагола
- Предложение из 4 слов к данной теме
- Слово синоним
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 5 классе «В гаванях афинского порта Пирей»
Разработка урока для учащихся 5 класс...
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Урок на тему: "В гаванях афинского порта Пирей"
Урок -путешествие...
Презентация по истории "В гаванях афинского порта Пирей", 5 класс
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "В гаванях афинского порта Пирей" по истории в 5 класе по учебнику А,А.Вигасина...
Презентация к уроку по истории "В гаванях афинского порта Пирей"
Материал позволяет учащимся более точно сформировать понятия по теме "В гаванях афинского порта Пирей"...
Конспект урока по теме " В гаванях афинского порта Пирей".
Конспект урока в 5 классе по истории Древней Греции, составленный в соответствии с технологией развития критического мышления. Запланированы различные формы работы: групповая, работа в парах, индивиду...
Презентация к уроку истории в 5 классе "В гаванях Афинского порта Пирей. В городе богини Афины"
На уроке показаны жизнь и занятия жителей Афин....