Урок по истории 5 класс : «Религия древних греков».
план-конспект урока по истории (5 класс)
Материал урока для 5 класса "Религия древних греков" способствует формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в древности; создавать условия для развития умений готовить сообщения на основе различных источников и выступать с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. История.
Тема урока: «Религия древних греков».
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в древности; создать условия для развития умений готовить сообщения на основе различных источников и выступать с ними. |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. |
Личностные результаты | Появление понимания, интереса и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающий, строить свои взаимоотношения с их учетом; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Дионис, Афродита, Гефест, Арес, Аполлон, Артемида. Сатиры. Нимфы. Религиозные церемонии. Жрец. Храм. Религиозная церемония. Религия. Олимп. Мифы. Цербер. |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
1. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Актуализация знаний | Парная. Практический. Тест. | Раздает подготовленные карточки с заданиями. Напоминает порядок работы с карточкой. Предлагает правильный вариант решения заданий. Собирает выполненные работы. Задает вопрос классу: - Поднимите руку, кто ответил на задания без ошибок? Молодцы. | 1.Получают карточку с заданием. Выполняют задание. 2. Меняются карточками и проверяют карандашом правильность выполнения задания партнером. 3.По предложенному учителем правильному варианту проверяют ручкой правильность выполнения задания. | Коммуникативные: управляют работой партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий. | Тест (прил. №1) |
3. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | 1.Организует театрализованное мини-представление с помощью приглашенных учащихся старшего класса (прил.№2). 2.Сообщает тему урока, предлагает объяснить понятия «религиозные верования», «религия», сформулировать учебную задачу. | Слушают выступление. Раскрывают смысл понятий; формулируют учебную задачу. Записывают в тетради тему урока. | Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем. | Понятия |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Фантастическое отражение в религии природы Греции и занятий ее жителей. | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, творческий. Рассказ учителя, работа с картой, слайдами на доске, сообщения, беседа. | Конкретизирует мысль: «В религиозных верованиях греков получили отражение те природные явления, от которых зависела жизнь людей» на примерах (слайды). Организует выступление учащихся с сообщениями о богах и богинях Древней Греции. | Характеризуют верования древних греков, объясняют, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Выступают с сообщениями: рассказывают о греческих богах и богинях. Составляют схему иерархии греческих богов в тетради с помощью символов. | Регулятивные: используют первоначальные умения выполнять учебные действия в устной, письменной речи в уме. Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: используют знаково-символические средства. | Работа с картой, в тетради, сообщения беседа по вопросам. |
Оздоровительная пауза. | Фронтальная. | Предлагает ребятам встать из-за парт и сделать зарядку (прил. №3). | Выполняют зарядку | Быстрое включение в активную деятельность. | |
Мифы Древней Греции | Фронтальная. Словесный. Рассказ | Организует пересказ мифов: 1. Миф о Деметре и ее дочери Персефоне. 2. Миф о Прометее. Обращает внимание на отражение в религии греков общественных отношений | Пересказывают мифы, объясняют, что привлекает в героях мифов. Находят сходство религии греков и религии других народов Древнего Востока | Познавательные: осуществляют анализ, сравнение; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: рассказывают, удерживая логику повествования; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. | Рассказ. |
5. Закрепление знаний и способов действий | Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа. | Предлагает решить кроссворд (прил.№4) - Чем отличались представления об облике богов у египтян (Анубис, Тот, Гер) и у греков? | Называют богов и богинь Древней Греции. Определяют отличия в облике богов у египтян и у греков. | Познавательные: осуществляют сравнение. Коммуникативные: высказывают свое мнение. | Кроссворд, беседа по вопросам |
6. Рефлексия | Фронтальная. Словесная. | Предлагает оценить свою работу на уроке: что узнали, что было интересно и т.д. | Ученики по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
| Познавательные: осуществляют сравнение. Коммуникативные: высказывают свое мнение. | Беседа по вопросам |
7. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесная. | Комментирует задание: §28, ответы на вопросы в конце параграфа. ( индивидуальное, по желанию: творческий проект - проиллюстрировать один из древнегреческих мифов на выбор). | Воспринимают задание, уточняют. | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. | Презентация |
Ресурсный материал к уроку.
Приложение №1.
Тема: «Поэма Гомера «Илиада»
Вариант №1
Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, выбрав из предложенного списка.
Прославленным героем мифов о Троянской войне был грек 1)_________. Бесстрашный 2)______ - военный вождь троянцев – был сыном престарелого царя Трои 3)_____. Новое оружие, взамен захваченного выковал для него бог-кузнец 4)_______ - (одни боги помогали грекам, другие – троянцам). Отныне героя нельзя было поразить ни копьем, ни мечом, единственным уязвимым местом было 5)_____.
А) Пята Б) Ахиллес В) Приам Г) Гектор Д) Гефест
Тема: «Поэма Гомера «Одиссея»
Вариант №2
Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, выбрав из предложенного списка.
Переданы сказания о странствиях Одиссея, царя острова 1)______, возвращавшегося домой после взятия греками 2)_____. Не знал Одиссей, что попал на остров, где обитали отважные мореходы, царем которых был 3)_____. Заблудившись на морских путях, пристал он к острову одноглазых великанов 4)_____. Однажды проплывал мимо острова 5)_____, это были злые чародейки, полуптицы-полуженщины.
А) Циклоп Б) Итака В) Троя Г) Сирена Д) Алкиной.
Приложение №2.
Ученик: Эллин! Страна твоя – прекрасная Эллада,
Ты расскажи скорее мне о ней.
Эллин: Давай присядем средь деревьев сада,
Нет для меня страны прекрасней и родней.
Ты слышал, что в Элладе есть гора
Олимп – лесами крыты склоны,
Вершина снежная, ну а внизу жара,
И греки к той горе несут поклоны.
И верят, что на троне золотом
Царь всех богов, Зевс восседает,
Что в гневе мечет молнии и гром,
Супруга Гера рядом с ним
Покой семейный охраняет.
Зевс: Сильнейший из богов я – громовержец Зевс,
Делю я с братьями владычество над миром.
Владыка царства мёртвых – брат Аид,
Вот Посейдон – он повелитель моря.
Удача греков ждёт, коль мой орёл летит,
А кто разгневает меня, я посылаю горе.
Аид: Я самый мрачный из богов – Аид,
Никто из царства мёртвых не вернётся
Здесь две реки Стикс и Лета бежит,
Трёхглавый Цербер мечется и рвётся.
Посейдон: Ударю трезубцем – поднимется буря на море,
Вздымаются волны и тонут при шторме суда.
А отложу его, стихнет стихия, и горе
Пройдёт стороной, на дно моря уйду я тогда.
Афродита: Из белоснежной морской пелены
Явилась на свет я – богиня любви.
Моя красота людьми не забыта,
И вы догадались, что я – Афродита.
Куда ни ступаю, пылают цветы,
Ручными становятся дикие львы.
Границам любви моей нету конца,
Стрелою влюблённым пронзаю сердца.
Приложение №3.
Физкультминутка:
- Все боги жили на горе,
(поднимаем руки вверх, смотрим на потолок и тянемся, стараясь подняться как можно выше на носочках,
опускаем и так 3 раза)
Покрытой вечными снегами,
(руки в стороны и покачивания с ноги на ногу,
опускаем и так 3 раза)
И оставляли там следы,
Своими голыми ступнями,
(шагаем на месте высоко поднимая колени).
Приложение №4.
Кроссворд.
Вопросы:
1. Как звали сына Зевса, великого героя, совершившего двенадцать удивительных подвигов?
2. На вершине какой горы, расположенной на территории Греции, по убеждению греков, жили боги?
3. Назовите вестника богов?
4. Кто из греческих богов подарил людям огонь?
5. Как звали чудовищного свирепого пса, с тремя головами и змеиным хвостом, охранявшего вход в царство Аида?
6. Кто из греческих богов считался покровителем театра, веселья и виноделия?
7. Морская богиня, мать героя Троянской войны Ахиллеса?
8. Кто считался самым могущественным из богов Олимпа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Разработка урока истории в 5 классе "Религия древних греков"
Урок по теме "Религия древних греков" является уроком изучения нового материала. Проводится с применением компьютерной презентации и фрагментарным просмотром мультипликационного фильма "Прометей...
УРОК В 5 КЛАССЕ."РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Цели урока:1. Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.2. Продолжить формирование умений анализировать исторические ф...
Конспект урока для 5 класса "Религия древних египтян."
Тип урока: урок изложения нового материала.Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян»....
разработка урока истории 5 класс. Религия Древних греков.
Урок истории в 5 классе с презентацией....
Урок истории в 5 классе "Религия древних греков"
Материал урока по теме: "Религия древних греков" с презентацией ....
Урок истории в 5 классе "Религия Древних Греков"
Дает представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов;Развивает умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятел...