разработка урока истории 5 класс. Религия Древних греков.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Симашов Камиль Заитович

Урок истории в 5 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока82 КБ
Office presentation icon презентация к уроку909.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
история: «Религия древних греков»

(Тема урока)

  1. ФИО (полностью) Симашов Камиль Заитович
  2. Место работы: МКОУ СОШ №8 с. Куликовы-Копани, Туркменского района.
  3. Должность учитель
  4. Предмет история
  5. Класс 5
  6. Тема и номер урока в теме  «Древняя Греция», урок 5
  7. Базовый учебник История Древнего мира 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. , 2011 г.

Цель  урока: Знакомство учащихся  с религией и верованиями древних греков, изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них;

-  развивать знания о религии и верованиях древних греков;

-вырабатывать умения характеризовать главных богов и героев древних греков, формировать умения и навыки работы с исторической информацией;

- воспитание толерантности и нравственных качеств учащихся.

  1. Тип урока: Изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся:  работа с учебником и тетрадью, ответы на вопросы.
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, ПК, презентация, раздаточный материал.
  4. Структура и ход  урока Представление (слайд 1)

  • Организационный момент (1мин) (высказывания великих)(слайд 2)

-Здравствуйте ребята.

-Меня зовут Камиль Заитович Симашов. сегодня мы с вами проведем урок истории

  • Постановка учебной задачи (4 мин)(слайд3 боги и вопрос -4тема урока)

Под землей на тропе 
Мрачный он сидит, 
Души эллинов умерших 
Он надежно сторожит. 
Пес его свирепый Цербер 
Никогда не спит. 
Бога этого зовут АИД.

таблица: слайд5

З

Что мы знаем

Х

Что мы хотим узнать

У

Что узнали

  1. мифы Древней Греции,
  2. особенности природы Древней Греции

Где живут эти боги

Чему они покровительствуют

  • Актуализация знаний по мифам «Иллиада» и Одисея» (5 мин)

работа по карточкам-тесты( Поэмы Гомера «Илиада и Одиссея), поменяйтесь пожалуйста карточками и проверьте работу своего соседа.(слайд 6 с ответами), взаимопроверка, критерии.

  • Физ минутка

Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

  1. Изучение новой темы (16 мин)

План

  1. Знакомство с Богами Греции.
  2. Изучение с Мифами о Деметре,  Прометее, Гефест.
  1. Рассказ учителя.( по ходу рассказа заполняется таблица)

       Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос.  Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля.  Затем появились  Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет    и Сияющий День.                             

        Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы.                                                                                  

        Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и

          Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов

         самого древнего поколения.

         У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые

          знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - боги.

         И среди них царь всех богов - младший сын Кроноса - Зевс.

         Дети людей и богов назывались «герои».

 Слайд №7 (зевс)Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.

слайд №8 О Псейдоне

Слайд №9 О Аиде

Работа с учебником и с  иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.

Заполнение карточки №2

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, миф о Геракле.

с. 134-135 Вигасина.

слайд №10 деметра, цербер, гермес

слайд №11 Прометей, гефест, фетида

слайд 12 Геракл

  1. Беседа по прочитанному.
  • Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
  • Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
  • Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
  • Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
  1. рефлексия (5 мин)  работа карточка №3 слайд№13(анимация)

З

Что мы знаем

Х

Что мы хотим узнать

У

Что узнали

  1. мифы Древней Греции,
  2. особенности природы Древней Греции

Где живут эти боги

Чему они покровительствуют

Боги живут на горе олимп

Боги Зевс Аиди Поседон поделили мир на три части:

Зевс- земля,

Поседон морская стихия,

Аид царство мертвых. покровительствовали занятиям и ремеслам древних греков

теперь подведем итог нашего урока:

карточка №3. слайд №14 (анимация)

Самооценка: Какую оценку сегоднешнему уроку вы можете дать? перед вами лежат смайлики.

если вы узнали много нового и интересного поднимаете смайлик.

если урок не понравился поднимаем смайлик .

Выставление оценок: за тесты + активное участие на уроке

Домашнее задание: №28,  в рабочей тетради задание №10.

Маршрутный лист

Тема: «Религия древних греков»

Фамилия____________________________________________

Имя           ____________________________________________

           

  1. Тест   Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 

  1. Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:

А) Эсхила

Б) Гомера

В) Гесиода

Г) Аристофана

  1. Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:

А) зеркало – подарок Зевса

Б) золотую оливку

В) золотой апельсин

Г) золотое яблоко

  1. Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:

А)  царь Приам

Б)  царевич Парис

В)  герой Ахилл

Г)  герой Тесей

  1. Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?

А) Афина

Б) Гера

В) Артемида

Г) Афродита

  1.  Греки одолели троянцев:

А) в честном бою

Б) при помощи подкопа под стену

В) при помощи деревянного коня

Г) с помощью богов

           6.  Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя

                 в  виде:

           А) путешественника «Одиссея»

           Б) слепого сказителя Демодока

           В) царя Алкиноя

           Г) царя погибшей Трои Приама.


3.Заполни таблицу

Имена богов

Покровителями  чего  они считались

Бог дождя, грома, молний

Бог моря

Владыка подземного мира

Покровительница земледелия

Кузнечное дело

Покровитель виноделия

Пояснительная записка

 Введение ФГОС ООО ставит перед учителем новую задачу: готовность учителя и ученика к образовательному процессу в современной образовательной среде.

Ученика не только необходимо вооружить необходимым набором знаний но и сформировать умение и желание учится  всю жизнь, работать в команде способствовать своему саморазвитию и самообразованию. Вместо простой передачи знаний приоритетным направлением становится  способность ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути достижения цели но и оценивать самого себя.

Данный урок  составлен на основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с перечисленными задачами. Урок составлен на основе УМК  А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свиницкой (М. Просвещение, 2013), «История Древнего мира», урок в системе уроков занимает особое место для формирование  широких круг  компетентностей (социально-адаптивной, гражданственной, когнитивной, коммуникативной).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симашов К.З. 201 7 г Религия древних греков

Слайд 2

Вопросы и задания: “ Первейший среди афинян” Что вы знаете о Перикле? Какую должность в Афинах он занимал? В каком году Перикл был впервые избран на эту должность? Народное собрание в Афинах Опишите народное собрание в Афинах. Как часто оно собиралось? Почему греки называли управление в Афинах демократией? Докажите, что власть в Афинах принадлежала демосу.

Слайд 3

Изучение нового материала План Храмы, молитвы, жертвы. Отражение в религии греков природы и их занятий. Отражение в религии греков общественных отношений.

Слайд 4

Храмы, молитвы, жертвы Вспомните, что такое “миф”?

Слайд 5

Миф – это предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования и представления древних народов. Подобно другим народам древности, греки верили во многих богов

Слайд 6

Для богов греки строили жилища – храмы. В храме обычно находилась статуя бога, которому был посвящен храм. Войдя внутрь, грек протягивал руки к статуе и молился: он произносил похвалу богу, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за исполнение этой просьбы. Статуя Зевса Храм Зевса

Слайд 7

Отражение в религии греков их природы и занятий По представлениям греков, верховные боги обитали на высочайшей горе Греции – Олимпе. Гора Олимп

Слайд 8

Хаос Гея (земля) Уран (небо) Афродита Кронос Рея Гера Зевс Гестия Посейдон Аид Деметра Арес Артемида Аполлон Афина Гермес Дионис Пантеон греческих богов

Слайд 9

Зевс Зевс – верховный греческий бог – отец богов и людей. Бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Символы – молния и орел. Храм Зевса в Афинах

Слайд 10

Посейдон Посейдон – брат Зевса. Его дом – подводный дворец, где он держал золотую колесницу и белых лошадей. Символы – трезубец, дельфины. Храм Посейдона

Слайд 11

Аид Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.

Слайд 12

Гера Богиня Гера – супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали Геру как охранительницу семьи. В Троянской войне Гера была ярой защитницей греков и противницей троянцев. Храм Геры

Слайд 13

Гермес Гермес — вестник богов , поэтому его изображали в дорожной шапочке, золотых крылатых сандалиях и с золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой. Этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ умерших в царство Аида. Гермес – покровитель всех путников, в том числе и купцов.

Слайд 14

Афина Афина – дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс проглотил Метиду, т.к. ему предсказали, что ее сын лишит власти. Однажды у Зевса разболелась голова, и он приказал Гефесту расколото ему голову топором. Оттуда появилась Афина в полном боевом вооружении. Она стала богиней мудрости и войны, а также покровительницей Афин. Ее символы – сова и оливковое дерево. Храм Афины

Слайд 15

Дионис Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках.

Слайд 16

Афродита Афродита была богиней красоты и любви. Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри. Храм Афродиты

Слайд 17

Гефест А в это время муж ее – самый искусный мастер и самый некрасивый из богов, хромоногий Гефест , трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью – Гера. Гефест – бог огня и кузнечного дела. Храм Гефеста

Слайд 18

Арес Арес – бог кровавой войны. Греки называли его «губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же называл Ареса самым ненавистным из богов.

Слайд 19

Аполлон и Артемида Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра. Аполлон – покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром. Артемида – богиня-охотница, она вооружена луком и часто пользуется стрелами как орудием наказания. Аполлон Артемида

Слайд 20

Деметра Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств.

Слайд 21

Отражение в религии греков общественных отношений Греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Выше всех по своему положению были Зевс, Посейдон и Аид. Три брата поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мертвых», земля же находилась в их общем владении. Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны, способны на бесчестный поступок. В то же время боги помогают своим любимцам Подобно знатным людям, «олимпийцы» большую часть времени пируют.

Слайд 22

Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Слайд 23

Домашнее задание . § 34. Вопросы и задание к § 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Разработка урока истории в 5 классе "Религия древних греков"

Урок по теме "Религия древних греков" является уроком изучения нового материала. Проводится с применением  компьютерной презентации и фрагментарным просмотром мультипликационного фильма "Прометей...

Конспект урока по теме "Религия древних греков" (5 класс)

Конспект урока по теме "Религия древних греков", 5 класс. Учебник "История Древнего мира" Вигасин...

Урок истории в 5 классе "Религия древних греков"

Материал урока по теме:  "Религия древних греков" с презентацией ....

Конспект урока на тему "Религия древних греков"

Конспект урока по теме "Религия древних греков" для обучающихся 5-х классов....

Урок по истории 5 класс : «Религия древних греков».

Материал  урока для 5 класса "Религия древних греков" способствует формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в ...

Урок истории в 5 классе "Религия Древних Греков"

Дает представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов;Развивает умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятел...