разработка урока истории 5 класс. Религия Древних греков.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему
Урок истории в 5 классе с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 82 КБ |
презентация к уроку | 909.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
история: «Религия древних греков»
(Тема урока)
- ФИО (полностью) Симашов Камиль Заитович
- Место работы: МКОУ СОШ №8 с. Куликовы-Копани, Туркменского района.
- Должность учитель
- Предмет история
- Класс 5
- Тема и номер урока в теме «Древняя Греция», урок 5
- Базовый учебник История Древнего мира 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. , 2011 г.
Цель урока: Знакомство учащихся с религией и верованиями древних греков, изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них;
- развивать знания о религии и верованиях древних греков;
-вырабатывать умения характеризовать главных богов и героев древних греков, формировать умения и навыки работы с исторической информацией;
- воспитание толерантности и нравственных качеств учащихся.
- Тип урока: Изучение нового материала
- Формы работы учащихся: работа с учебником и тетрадью, ответы на вопросы.
- Необходимое техническое оборудование: проектор, ПК, презентация, раздаточный материал.
- Структура и ход урока Представление (слайд 1)
- Организационный момент (1мин) (высказывания великих)(слайд 2)
-Здравствуйте ребята.
-Меня зовут Камиль Заитович Симашов. сегодня мы с вами проведем урок истории
- Постановка учебной задачи (4 мин)(слайд3 боги и вопрос -4тема урока)
Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут АИД.
таблица: слайд5
З Что мы знаем | Х Что мы хотим узнать | У Что узнали |
| Где живут эти боги Чему они покровительствуют |
- Актуализация знаний по мифам «Иллиада» и Одисея» (5 мин)
работа по карточкам-тесты( Поэмы Гомера «Илиада и Одиссея), поменяйтесь пожалуйста карточками и проверьте работу своего соседа.(слайд 6 с ответами), взаимопроверка, критерии.
- Физ минутка
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
- Изучение новой темы (16 мин)
План
- Знакомство с Богами Греции.
- Изучение с Мифами о Деметре, Прометее, Гефест.
- Рассказ учителя.( по ходу рассказа заполняется таблица)
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День.
Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы.
Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и
Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов
самого древнего поколения.
У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые
знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - боги.
И среди них царь всех богов - младший сын Кроноса - Зевс.
Дети людей и богов назывались «герои».
Слайд №7 (зевс)Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.
слайд №8 О Псейдоне
Слайд №9 О Аиде
Работа с учебником и с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
Заполнение карточки №2
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, миф о Геракле.
с. 134-135 Вигасина.
слайд №10 деметра, цербер, гермес
слайд №11 Прометей, гефест, фетида
слайд 12 Геракл
- Беседа по прочитанному.
- Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
- Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
- рефлексия (5 мин) работа карточка №3 слайд№13(анимация)
З Что мы знаем | Х Что мы хотим узнать | У Что узнали |
| Где живут эти боги Чему они покровительствуют | Боги живут на горе олимп Боги Зевс Аиди Поседон поделили мир на три части: Зевс- земля, Поседон морская стихия, Аид царство мертвых. покровительствовали занятиям и ремеслам древних греков |
теперь подведем итог нашего урока:
карточка №3. слайд №14 (анимация)
Самооценка: Какую оценку сегоднешнему уроку вы можете дать? перед вами лежат смайлики.
если вы узнали много нового и интересного поднимаете смайлик.
если урок не понравился поднимаем смайлик .
Выставление оценок: за тесты + активное участие на уроке
Домашнее задание: №28, в рабочей тетради задание №10.
Маршрутный лист
Тема: «Религия древних греков»
Фамилия____________________________________________
Имя ____________________________________________
- Тест Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
- Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:
А) Эсхила
Б) Гомера
В) Гесиода
Г) Аристофана
- Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:
А) зеркало – подарок Зевса
Б) золотую оливку
В) золотой апельсин
Г) золотое яблоко
- Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:
А) царь Приам
Б) царевич Парис
В) герой Ахилл
Г) герой Тесей
- Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?
А) Афина
Б) Гера
В) Артемида
Г) Афродита
- Греки одолели троянцев:
А) в честном бою
Б) при помощи подкопа под стену
В) при помощи деревянного коня
Г) с помощью богов
6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя
в виде:
А) путешественника «Одиссея»
Б) слепого сказителя Демодока
В) царя Алкиноя
Г) царя погибшей Трои Приама.
3.Заполни таблицу
Имена богов | Покровителями чего они считались |
Бог дождя, грома, молний | |
Бог моря | |
Владыка подземного мира | |
Покровительница земледелия | |
Кузнечное дело | |
Покровитель виноделия |
Пояснительная записка
Введение ФГОС ООО ставит перед учителем новую задачу: готовность учителя и ученика к образовательному процессу в современной образовательной среде.
Ученика не только необходимо вооружить необходимым набором знаний но и сформировать умение и желание учится всю жизнь, работать в команде способствовать своему саморазвитию и самообразованию. Вместо простой передачи знаний приоритетным направлением становится способность ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути достижения цели но и оценивать самого себя.
Данный урок составлен на основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с перечисленными задачами. Урок составлен на основе УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свиницкой (М. Просвещение, 2013), «История Древнего мира», урок в системе уроков занимает особое место для формирование широких круг компетентностей (социально-адаптивной, гражданственной, когнитивной, коммуникативной).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы и задания: “ Первейший среди афинян” Что вы знаете о Перикле? Какую должность в Афинах он занимал? В каком году Перикл был впервые избран на эту должность? Народное собрание в Афинах Опишите народное собрание в Афинах. Как часто оно собиралось? Почему греки называли управление в Афинах демократией? Докажите, что власть в Афинах принадлежала демосу.
Изучение нового материала План Храмы, молитвы, жертвы. Отражение в религии греков природы и их занятий. Отражение в религии греков общественных отношений.
Храмы, молитвы, жертвы Вспомните, что такое “миф”?
Миф – это предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования и представления древних народов. Подобно другим народам древности, греки верили во многих богов
Для богов греки строили жилища – храмы. В храме обычно находилась статуя бога, которому был посвящен храм. Войдя внутрь, грек протягивал руки к статуе и молился: он произносил похвалу богу, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за исполнение этой просьбы. Статуя Зевса Храм Зевса
Отражение в религии греков их природы и занятий По представлениям греков, верховные боги обитали на высочайшей горе Греции – Олимпе. Гора Олимп
Хаос Гея (земля) Уран (небо) Афродита Кронос Рея Гера Зевс Гестия Посейдон Аид Деметра Арес Артемида Аполлон Афина Гермес Дионис Пантеон греческих богов
Зевс Зевс – верховный греческий бог – отец богов и людей. Бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Символы – молния и орел. Храм Зевса в Афинах
Посейдон Посейдон – брат Зевса. Его дом – подводный дворец, где он держал золотую колесницу и белых лошадей. Символы – трезубец, дельфины. Храм Посейдона
Аид Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.
Гера Богиня Гера – супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали Геру как охранительницу семьи. В Троянской войне Гера была ярой защитницей греков и противницей троянцев. Храм Геры
Гермес Гермес — вестник богов , поэтому его изображали в дорожной шапочке, золотых крылатых сандалиях и с золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой. Этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ умерших в царство Аида. Гермес – покровитель всех путников, в том числе и купцов.
Афина Афина – дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс проглотил Метиду, т.к. ему предсказали, что ее сын лишит власти. Однажды у Зевса разболелась голова, и он приказал Гефесту расколото ему голову топором. Оттуда появилась Афина в полном боевом вооружении. Она стала богиней мудрости и войны, а также покровительницей Афин. Ее символы – сова и оливковое дерево. Храм Афины
Дионис Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках.
Афродита Афродита была богиней красоты и любви. Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри. Храм Афродиты
Гефест А в это время муж ее – самый искусный мастер и самый некрасивый из богов, хромоногий Гефест , трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью – Гера. Гефест – бог огня и кузнечного дела. Храм Гефеста
Арес Арес – бог кровавой войны. Греки называли его «губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же называл Ареса самым ненавистным из богов.
Аполлон и Артемида Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра. Аполлон – покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром. Артемида – богиня-охотница, она вооружена луком и часто пользуется стрелами как орудием наказания. Аполлон Артемида
Деметра Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств.
Отражение в религии греков общественных отношений Греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Выше всех по своему положению были Зевс, Посейдон и Аид. Три брата поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мертвых», земля же находилась в их общем владении. Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны, способны на бесчестный поступок. В то же время боги помогают своим любимцам Подобно знатным людям, «олимпийцы» большую часть времени пируют.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Домашнее задание . § 34. Вопросы и задание к § 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Разработка урока истории в 5 классе "Религия древних греков"
Урок по теме "Религия древних греков" является уроком изучения нового материала. Проводится с применением компьютерной презентации и фрагментарным просмотром мультипликационного фильма "Прометей...
Конспект урока по теме "Религия древних греков" (5 класс)
Конспект урока по теме "Религия древних греков", 5 класс. Учебник "История Древнего мира" Вигасин...
Урок истории в 5 классе "Религия древних греков"
Материал урока по теме: "Религия древних греков" с презентацией ....
Конспект урока на тему "Религия древних греков"
Конспект урока по теме "Религия древних греков" для обучающихся 5-х классов....
Урок по истории 5 класс : «Религия древних греков».
Материал урока для 5 класса "Религия древних греков" способствует формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в ...
Урок истории в 5 классе "Религия Древних Греков"
Дает представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов;Развивает умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятел...