Урок истории "В гаванях афинского порта Пирей"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей", тип урока - урок "открытия" нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей" | 388.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В гаванях афинского порта Пирей.
Цель: сформировать представление об афинском порте Пирей и его роли в истории Древней Греции; раскрыть противоречивый характер афинской демократии.
Задачи урока:
- Выяснить роль торговых и военных гаваней в жизни Афин; сравнить положение граждан и негражданского населения Афин.
- развивать умения извлекать информацию из источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;
- воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Основная педагогическая технология: ТРКМ
Предметные у. у. д | Метапредметные у. у. д | Личностные у. у. д |
Узнают: какую роль в жизни Афин играли военная и торговая гавани; кто относился к гражданам и негражданскому населению Определят: значение терминов порт, гавань, верфь, амфора, пошлина. Научатся: работать с текстом учебника, картой, заполнять таблицу; высказывать собственное мнение, суждение. | Познавательные: овладеют умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществят анализ текста и представят информацию в виде таблицы. Регулятивные: самостоятельно сформулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, дадут самооценку своей работе. Коммуникативные: сумеют задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других. | Сформируется уважительного отношения к истории, культуре, ценностям народов мира; толерантности; выразят положительное отношение к процессу познания: проявят внимание, удивление, желание больше узнать |
Образовательные ресурсы: презентация, учебник, раздаточный материал.
Технологическая карта урока.
Энергизатор. | Я хочу, чтобы ваш день начался с улыбки. Я дарю вам свою улыбку, потому что я люблю вас. У вас такие светлые улыбки. Поделитесь своей улыбкой с нами, улыбнитесь друг другу. | |||||||||||||
Стадия вызова | ||||||||||||||
Актуализация знаний. | Сейчас я зачитаю строки из поэмы древнегреческого поэта Эсхила, а вы должны ответить на 4 вопроса: (слайд 1) 1.О каком событии идет речь? Саламинская битва 2.Когда состоялось это событие? 480 г. до н.э. 3.Кто победил в этой битве? Афиняне 4.В чем причина победы? сильный флот «Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских, храмы, гробницы предков: бой теперь за все»! В 5 в. до н.э. афиняне имели самый сильный флот в Элладе, который насчитывал 400 триер. | |||||||||||||
Пробуждение интереса к теме «Корзина идей» | 1.Как вы думаете, имея такой большой флот, надо было иметь место для его укрытия? 2.Как вы думаете, как называется место, где укрывается флот? 3.Как вы думаете, что такое «порт». Порт — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей. (Слайд 2) В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей. 4.Как вы думаете, а в порту кроме военных какие еще могут стоять корабли? 5.Каждый порт имеет гавань. Как вы думаете, что такое гавань? Гавань- прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов. (Слайд 3). | |||||||||||||
Определение темы, плана и задач изучения предстоящего учебного материала. | Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? В гаванях афинского порта Пирей. (Слайд 4). А теперь, давайте спроектируем задачи на урок, что мы сегодня должны выяснить? Какую роль играла военная гавань? Какую роль играла торговая гавань? Кто проживал на территории порта? План урока:
В конце нашего урока мы должны ответить на вопрос: какую роль играл Пирей в жизни Афинского полиса? | |||||||||||||
Стадия осмысления | ||||||||||||||
(Слайд 5). В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей.с.172 учебника, рассмотрите схему «План Пирея», каким цветом изображен порт Пирей. Как вы думаете, а что обозначает линия с зубчиками, нарисованная вокруг порта? (Слайд 6). | ||||||||||||||
Какую роль играла военная гавань? «Верно-неверно» | Задание 1. Прочитайте текст. В V (5-ом) веке до н.э. главным портом афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились 2 военные и одна торговая гавань. В гаванях находились верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли. Пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Гавани были совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей. Военная гавань обеспечивала безопасность государства. Определите, верны ли утверждения. Тест «да» или «нет». 1. Военная гавань обеспечивала безопасность государства. 2.Афины соединялись с Пиреем Большой стеной. 3.В Пирее находились 1 военная и 2 торговые гавани. 4.Входы в военные гавани запирались железными цепями. 5. Верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли Ответы занесите в таблицу: верный ответ –да; неверный ответ – нет. (Слайд 7).
Выставьте оценки в рабочий лист. Вывод. Какую роль играла военная гавань? Обеспечивала безопасность государства. | |||||||||||||
Физпауза | Упражнение «Машина времени». Пройдемте к машине времени. Сядьте удобно, руки свободно свесьте вдоль тела, закройте глаза. Мы перемещаемся в порт Пирей. Откройте глаза. Итак. Мы в порту. (Слайд 8). | |||||||||||||
Какую роль играла торговая гавань? «Толстые и тонкие вопросы» | Задание 2. Посмотрите на экран и скажите в какой гавани мы оказались? (с.173) Почему вы так решили? Прочитайте текст учебника с.172-173 и ответьте на вопросы. Предположите, что находится в мешках, привезенных в Афины (зерно). Какой «товар» идет собственными ногами (рабы) Что находится в амфорах, вывозимых из Афин на продажу (вино или оливковое масло) Как вы думаете, что еще вывозилось из Афин (ремесленные изделия: сосуды, вазы, ювелирные украшения, кубки; статуи из мрамора, оружие) Какой товар ввозили в Афины (слоновую кость, соленую рыбу, папирус, льняные ткани). Что должен был сделать купец, привезший товары на продажу, перед разгрузкой корабля (заплатить пошлину). Что такое пошлина? Перечислите категории населения, находящиеся в порту (поденщики, матросы, гребцы, купцы, аристократы, владельцы кораблей, крестьяне, ремесленники, рабы). Делаем вывод. Какую роль играла торговая гавань? Обеспечивала развитие торговли. | |||||||||||||
Какие люди жили на территории Афин? Одинаковые ли были у них права? | (Слайд 9). Что переселенцев объединяло с гражданами? (говорили по гречески, одевались также, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам). Чем права переселенцев отличались от прав граждан Афинского государства? (не являлись гражданами, не участвовали в управлении государством) Что схожего в положении переселенцев и рабов? (не являлись гражданами) Вернемся к иллюстрации «В торговой гавани Пирея в V в. до н.э.» , (слайд 8). Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это? (Рабы) К сожалению, в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом. - Рабов в Греции называли «живым товаром». Как вы думаете, почему? - Как много вы их видите на картине? - Число рабов в Греции в V в. до н.э. резко возросло. Как вы можете это объяснить? При ответе вспомните, каким образом свободные люди становились рабами. - Какого источника рабства в Афинах уже не было? Почему? (Составление схемы). (Слайд 10). Работа с историческими источниками. - посмотрите на документ 1, Могли ли быть в Афинах рабы-греки? Откуда привозили рабов? кто становился рабом в Афинах? Работая с текстом п.3, опишите, где и как трудились рабы. Рабов заставляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Их труд применялся на серебряных рудниках, подсобных работах в мастерских и сельском хозяйстве. Работу, которая требовала выдержки, творчества и заинтересованности им не поручали. Так, не использовали в качестве гребцов на триерах. Созданием ремесленных изделий, выращиванием винограда и оливок занимались свободные люди. - Как вы думаете, почему рабов не допускали к этим работам? В «Одиссее» сказано: Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возьмется охотой. - Можно ли предположить на основе этого высказывания, какими были отношения между рабами и рабовладельцами? - О каком принуждении идет речь? - почему рабы не были заинтересованы в своем труде? - Подумайте, чем объяснить жестокое обращение с рабами в Греции? | |||||||||||||
Закрепление изученного материала | Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы отправляемся домой. А чтобы в дороге вы не заскучали, предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики» (рабочий лист). В начале нашего путешествия я задала вам вопрос. Ответьте на него. Какую же роль играл Пирей в истории Афин? Определяют роль порта Пирей: 1) обеспечивал безопасность полиса, 2) являлся крупным центром торговли. | |||||||||||||
Рефлексия | Попробуйте оценить свою работу на уроке. (Слайд 11). Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… меня удивило… | |||||||||||||
Домашнее задание | Используя параграф 36, слова, с которыми мы познакомились в ходе урока, составьте рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей. (Слайд 12). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "В гаванях афинского порта Пирей"
Данная разработка конспекта урока предназначена учителям истории, работающих по учебнику В. И. Годера и Вигасина. В приложении имеется карточки для закрепления материала....
Разработка урока истории в 5 классе «В гаванях афинского порта Пирей»
Разработка урока для учащихся 5 класс...
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Презентация к уроку по истории "В гаванях афинского порта Пирей"
Материал позволяет учащимся более точно сформировать понятия по теме "В гаванях афинского порта Пирей"...
Методическая разработка урока "В гаванях афинского порта Пирей"
Урок "В гаванях афинского порта Пирей" позволит учащимся 5 класса в форме увлекательного путешествия в прошлое проанализировать положение основных слоев Афинского полиса....
Презентация к уроку истории в 5 классе "В гаванях Афинского порта Пирей. В городе богини Афины"
На уроке показаны жизнь и занятия жителей Афин....
Разработка урока "В гаванях афинского порта Пирей"
В гаванях афинского порта Пирей...