Международные отношения: дипломатия или война?
план-конспект урока по истории

Розум Татьяна Владимировна

Конспект урока по дисциплине "История России. Всеобщая история"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К. И. Ракутина

Разработка урока по Всеобщей истории

в 8 классе на тему:

«Международные отношения: дипломатия или война?»

Выполнила:

учитель истории и обществознания

Розум Татьяна Владимировна

Ельня, 2021

Содержание:

Задание        3

Введение        4

Основная часть        7

Заключение        10

Приложения        11


Тема: Международные отношения: дипломатия или войны?

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования представления о направлениях, характере и результатах международных отношений в конце XIX –начале XXвеков.

Задачи:

  1. Воспитательные:
  1. Продолжить формировать доброжелательное отношение у учащихся друг к другу;
  2. Усовершенствовать коммуникативные навыки;
  3. Сформировать коллективную работу в группах;
  4. Подготовить и способствовать саморазвитию и личностному самоопределению обучающихся;
  5. Продолжить формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  1. Метапредметные:
  1.  Продолжить формировать способность учащихся к сознательной организации и регулированию своей  учебной деятельности, осуществлению контроля по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, а так же вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);
  2. Продолжить формировать владение навыками работы с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
  3. Совершенствование навыков работы с использованием современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет - ресурсов;
  4. Совершенствование навыков работы с картой;
  5. Продолжить формировать умение применять знания в сфере экономики в понимании и объяснении исторического материала;
  1. Предметные:
  1. Продолжить формировать у учащихся понимания сложившейся обстановки на международной арене в конце XIX – начале XX вв.;
  2. Продолжить формировать понимания процесса создания военных блоков;
  3. Продолжить формировать представления об общественном мнении накануне и после завершения передела мира;
  4. Углубить знания учащихся об исторических личностях, событиях в мире, в данный исторический период;
  5. Продолжить формировать представления о положении России в мире в конце XIX–начале XX вв.

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные:
  1. Учащиеся демонстрируют доброжелательное отношения у учащихся друг к другу;
  2. Учащиеся демонстрируют развитие  коммуникативных навыков;
  3. Учащиеся демонстрируют продуктивную коллективную работу в группах;
  4. Учащиеся приобретают навыки к саморазвитию и личностному самоопределению;
  5. Сформирована мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  1. Метапредметные:
  1. Учащиеся способны сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);
  2. Учащиеся владеют навыками работы с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
  3. Учащиеся способны использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и интернет - ресурсов;
  4. Усовершенствованы навыки работы с картой;
  5. Учащиеся способны применять знания в сфере экономики в понимании и при объяснении исторического материала;
  1. Предметные:
  1. У учащихся складывается понимание сложившейся обстановки на международной арене в конце XIX – начале XX вв.;
  2. У учащихся формируется  понимание процесса создания военных блоков;
  3. Продолжает формироваться представление об общественном мнении накануне и после завершения передела мира;
  4. Углублены знания учащихся об исторических личностях, событиях в мире, в данный исторический период;
  5. Продолжает формироваться  представление о положении России в мире в конце XIX–начале XX вв.

Формы, приёмы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная; работа в группах, составление таблицы.

Основные понятия: Восточный вопрос, «пороховая бочка» Европы, территориальный раздел мира и его завершение, войны за передел уже поделённого мира, Тройственный союз, Тройственная Антанта (Антанта), пацифизм, II Интернационал.

План:

1. Начало распада Османской империи.

2. Завершение раздела мира.

3. Создание военных блоков.

4. Пацифистское движение.

5. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Технологическая карта урока

Этап урока

Время

 (в минутах)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальное учебное действие

I этап – Организационный

5

Приветствие учеников, подготовка класса к занятию по теме: «Международные отношения: дипломатия или война?», проверка готовности к занятию. Определяет задачи урока.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку (рассаживаются по заранее сформированным группам), выражают готовность к уроку.

Фронтальная

Регулятивные – настройка на урок

II этап – Работа в группах

10

Наблюдение за работой учащихся в группах. Предоставление помощи в заполнении  сводной таблицы, если у учащихся возникли затруднения.

Учащиеся работают в группах и участвуют

в составлении сводной таблицы «Внешняя политика ведущих держав в конце XIX», по имеющимся заданиям

Фронтальная

Коммуникативные– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

III этап – Совместная работа класса

20

Обобщающая беседа, посредством подготовленных вопросов для учащихся, которые помогутопределить общие черты и особенности во внешней политике изучаемых государств.

Отвечают на вопросы учителя, активно участвуют в беседе. Задают интересующие их вопросы по теме урока.

Фронтальная

Коммуникативные - развитие речевых способностей

IV – Подведение итогов урока

5

Подведение итогов урока

Внимательно слушают. Высказывают своё мнение по поводу пройденной темы.

Фронтальная


Ход урока:

За неделю до проведения урока учащимся можно дать индивидуальные опережающие домашние задания: повторить разделы, посвящённые вопросам внешней политики, в § 19—23. На этом уроке важно распределить внимание таким образом, чтобы записи учащихся в сводную таблицу (см. ниже) были скорректированы учителем заранее. Учащиеся делятся на 6  групп по числу стран: Великобритания, Франция, Германия, Австро-Венгрия, США, Россия.

1-й этап. Определяются задачи урока, решаются организационные вопросы (3—5 мин). Учитель говорит, что особенности модернизации в XIX в. оказали влияние на внешнеполитический курс ведущих держав, вызвали изменения во внешней политике и породили новые противоречия на международном уровне. Следует отметить также, что важнейшую роль в международных отношениях играла Россия, историю которой учащиеся будут изучать на специальных уроках. Целью деятельности учащихся будет групповое исследование внешнеполитического курса одного из государств и определение его союзников или противников на международной арене.

 2-й этап. Учащиеся работают в группах и участвуют в составлении сводной таблицы по следующим заданиям:

1. Определите внешнеполитические цели государства.

2. Покажите на карте основные направления его внешней политики.

3. Как добивалось государство осуществления внешнеполитических целей? Удалось ли их реализовать? Почему?

Краткие ответы на вопросы вносятся в сводную таблицу (можно использовать классную доску; отдельные листы бумаги, которые можно будет соединить; компьютерную версию таблицы). Подводя итоги работы на этом этапе, учитель использует составленную таблицу (5 мин).

3-й этап. Совместная работа класса. Интерес учащихся вызывают вопросы, которые позволяют определить общие черты и особенности во внешней политике изучаемых государств. Группам предлагается найти союзников или противников «своего» государства в решении отдельных внешнеполитических проблем. Если условия позволяют, эта часть урока проводится в «свободном пространстве» — восьмиклассники могут переходить с места на место, образуя временные группы. Нужно заготовить также карточки с названиями блоков «Тройственный союз» и «Тройственное согласие» и выдать их группам при ответе на соответствующий вопрос. Приведём примерные вопросы и задания и фрагмент работы с ними на третьем этапе урока.  Учитель использует следующие вопросы:

  1. Какие государства были основными противниками в Европе в конце XIX в.? (Франция и Германия). Группы учащихся, изучавших внешнюю политику Франции и Германии, выходят вперёд и становятся друг напротив друга.
  2. Какие государства поддержали Германию? (Австро-Венгрия, Италия).  К группе, представляющей Германию, присоединяются Австро-Венгрия и Италия.
  3. Какие государства поддерживали Францию? (Великобритяния). Группа, представляющая Великобританию, присоединяется к Франции. Учителю следует указать, что в 1893 г. договор с Францией заключила Россия.
  4. Какой блок получил название «Тройственный союз»?

(военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии).

  1. Какой блок будет назван «Тройственной Антантой» или просто «Антантой»?

(военно-политический блок России, Великобритании и Франции).

  1. Какие государства участвовали в решении Восточного вопроса?

(Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция).

  1. Какое государство вступило в стадию распада?

(Османская империя).

  1. Какое государство превратилось в колонию?

(Бурские республики).

  1. Какие государства вели империалистические войны на рубеже XIX—ХХ вв. (следует упомянуть также Испанию и Россию)?

(США, Великобритания, Испания, Россия, Франция).

  1. Какие государства не имеют во внешней политике противоречий с другими государствами?

(Все великие державы имели противоречия во внешней политике).

4-й этап. Подведение итогов урока (до 5 мин). Для вывода по итогам групповой работы используется материал учебника.


Приложения

Страна

Основные направления внешней политики

Как добивались осуществления целей

Была ли достигнута цель?

Великобритания

Балканы, Африка, Юговосточная Азия

1882 – оккупация Египта;

1898 – противостояние у Фашода;

1899 – 1902 – англо-бурская война;

1904 – вступление в Антанту

О-в Кипр;

Оккупировала Египет;

Влияние в Судане;

Захват бурских республик.

Полностью не достигла своей цели

Франция

Балканы, Африка, Юговосточная Азия, Эльзас и Лотарингия

1881 – захват Туниса;

1882 – противостояние у Фашодае;

1904 – вступление в Антанту

Влияние в Судане; Тунис
Полность не достигла цели

Германия

Турция, Африка,

1879 – заключение союза с Австро-Венгрией;

Строительство Багдадской железной дороги

Полностью не достигла

Австро-Венгрия

Балканы

1879 – заключение союза с Германией

Оккупация Боснии и Герцеговины.
Полностью не достигла

США

Юго-Восточная Азия

1898 - Испано-американская война;

Полностью не достигла

Россия

Балканы, Дальний Восток

1853- 1856 – крымская война;

1877 – 1878 – русско-турецкая война;

1904 – 1905 – русско-японская война;

1907 – вступление в Тройственную Антанту

Не достигла


Список используемой литературы

  1. А.Я. Юдовская, П.А., П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Атлас, История нового времени, XIX век, 8 класс, 2012.
  3. Мир на рубеже 19-20 веков: тенденции развития, противоречия, революции. -М., 1991.
  4. Новая история стран Европы и Америки : учеб. для вузов / И. М. Кривогуз, В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. И. М. Кривогуза. — 5-е изд,, стереотип. — М. : Дрофа, 2005. — 909, [3]с. : 16 с. цв. вкл.
  5. Новейшая история стран Европы и Америки, XX век, Часть 1, 1900-1945, Родригес А.М., Пономарев М.В., 2005.
  6. Писарев ЮА. Великие державы и Балканы накануне 1-й мировой войны. - М., 1985.
  7. Рабочая тетрадь в 2 ч. Юдовская А.Я. и др.  
  8. Ревякин А.В., Несмелова М.Л. Новая история 1800-1900. 
    Методические рекомендации для 8 класса. 
    Пособие для учителя
  9. Хрестоматия по новой истории, ч. 2.
  10. Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800—1900. Поурочные разработки. 8 класс : пособие дляучителей общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская,Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. — М. : Просвещение,2014. — 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Международные отношения в концеXIX-началеXXвека.

Методическая разработка урока по всеобщей истории для 8 класса создана мной в рамках модульной технологии. Материал содержит подробное описание деятельности учащихся на уроке и краткую теоретическую с...

Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.

Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся.  Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...

презентация по истории "Международные отношения: дипломатия или войны?"

Данная тема  завершает изучение курса истории нового времени в 8 классе....

Международные отношения в 16-17 веках: война и дипломатия.7 класс

Технологическая карта урока Тема:  Международные отношения в 16-17 веках: война и дипломатия....

Практическая работа "Международные отношения. Дипломатия или война?"

Практическая работа "Международные отношения. Дипломатия или война?"РАбота выполняется в тетради...

ДЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Детская дипломатия и международные отношения...