Международные отношения: дипломатия или война?
план-конспект урока по истории
Конспект урока по дисциплине "История России. Всеобщая история"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К. И. Ракутина
Разработка урока по Всеобщей истории
в 8 классе на тему:
«Международные отношения: дипломатия или война?»
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Розум Татьяна Владимировна
Ельня, 2021
Содержание:
Тема: Международные отношения: дипломатия или войны?
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для формирования представления о направлениях, характере и результатах международных отношений в конце XIX –начале XXвеков.
Задачи:
- Воспитательные:
- Продолжить формировать доброжелательное отношение у учащихся друг к другу;
- Усовершенствовать коммуникативные навыки;
- Сформировать коллективную работу в группах;
- Подготовить и способствовать саморазвитию и личностному самоопределению обучающихся;
- Продолжить формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Метапредметные:
- Продолжить формировать способность учащихся к сознательной организации и регулированию своей учебной деятельности, осуществлению контроля по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, а так же вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);
- Продолжить формировать владение навыками работы с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
- Совершенствование навыков работы с использованием современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет - ресурсов;
- Совершенствование навыков работы с картой;
- Продолжить формировать умение применять знания в сфере экономики в понимании и объяснении исторического материала;
- Предметные:
- Продолжить формировать у учащихся понимания сложившейся обстановки на международной арене в конце XIX – начале XX вв.;
- Продолжить формировать понимания процесса создания военных блоков;
- Продолжить формировать представления об общественном мнении накануне и после завершения передела мира;
- Углубить знания учащихся об исторических личностях, событиях в мире, в данный исторический период;
- Продолжить формировать представления о положении России в мире в конце XIX–начале XX вв.
Ожидаемые результаты:
- Личностные:
- Учащиеся демонстрируют доброжелательное отношения у учащихся друг к другу;
- Учащиеся демонстрируют развитие коммуникативных навыков;
- Учащиеся демонстрируют продуктивную коллективную работу в группах;
- Учащиеся приобретают навыки к саморазвитию и личностному самоопределению;
- Сформирована мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Метапредметные:
- Учащиеся способны сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);
- Учащиеся владеют навыками работы с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
- Учащиеся способны использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и интернет - ресурсов;
- Усовершенствованы навыки работы с картой;
- Учащиеся способны применять знания в сфере экономики в понимании и при объяснении исторического материала;
- Предметные:
- У учащихся складывается понимание сложившейся обстановки на международной арене в конце XIX – начале XX вв.;
- У учащихся формируется понимание процесса создания военных блоков;
- Продолжает формироваться представление об общественном мнении накануне и после завершения передела мира;
- Углублены знания учащихся об исторических личностях, событиях в мире, в данный исторический период;
- Продолжает формироваться представление о положении России в мире в конце XIX–начале XX вв.
Формы, приёмы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная; работа в группах, составление таблицы.
Основные понятия: Восточный вопрос, «пороховая бочка» Европы, территориальный раздел мира и его завершение, войны за передел уже поделённого мира, Тройственный союз, Тройственная Антанта (Антанта), пацифизм, II Интернационал.
План:
1. Начало распада Османской империи.
2. Завершение раздела мира.
3. Создание военных блоков.
4. Пацифистское движение.
5. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Технологическая карта урока | |||||
Этап урока | Время (в минутах) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальное учебное действие |
I этап – Организационный | 5 | Приветствие учеников, подготовка класса к занятию по теме: «Международные отношения: дипломатия или война?», проверка готовности к занятию. Определяет задачи урока. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку (рассаживаются по заранее сформированным группам), выражают готовность к уроку. | Фронтальная | Регулятивные – настройка на урок |
II этап – Работа в группах | 10 | Наблюдение за работой учащихся в группах. Предоставление помощи в заполнении сводной таблицы, если у учащихся возникли затруднения. | Учащиеся работают в группах и участвуют в составлении сводной таблицы «Внешняя политика ведущих держав в конце XIX», по имеющимся заданиям | Фронтальная | Коммуникативные– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, |
III этап – Совместная работа класса | 20 | Обобщающая беседа, посредством подготовленных вопросов для учащихся, которые помогутопределить общие черты и особенности во внешней политике изучаемых государств. | Отвечают на вопросы учителя, активно участвуют в беседе. Задают интересующие их вопросы по теме урока. | Фронтальная | Коммуникативные - развитие речевых способностей |
IV – Подведение итогов урока | 5 | Подведение итогов урока | Внимательно слушают. Высказывают своё мнение по поводу пройденной темы. | Фронтальная |
Ход урока:
За неделю до проведения урока учащимся можно дать индивидуальные опережающие домашние задания: повторить разделы, посвящённые вопросам внешней политики, в § 19—23. На этом уроке важно распределить внимание таким образом, чтобы записи учащихся в сводную таблицу (см. ниже) были скорректированы учителем заранее. Учащиеся делятся на 6 групп по числу стран: Великобритания, Франция, Германия, Австро-Венгрия, США, Россия.
1-й этап. Определяются задачи урока, решаются организационные вопросы (3—5 мин). Учитель говорит, что особенности модернизации в XIX в. оказали влияние на внешнеполитический курс ведущих держав, вызвали изменения во внешней политике и породили новые противоречия на международном уровне. Следует отметить также, что важнейшую роль в международных отношениях играла Россия, историю которой учащиеся будут изучать на специальных уроках. Целью деятельности учащихся будет групповое исследование внешнеполитического курса одного из государств и определение его союзников или противников на международной арене.
2-й этап. Учащиеся работают в группах и участвуют в составлении сводной таблицы по следующим заданиям:
1. Определите внешнеполитические цели государства.
2. Покажите на карте основные направления его внешней политики.
3. Как добивалось государство осуществления внешнеполитических целей? Удалось ли их реализовать? Почему?
Краткие ответы на вопросы вносятся в сводную таблицу (можно использовать классную доску; отдельные листы бумаги, которые можно будет соединить; компьютерную версию таблицы). Подводя итоги работы на этом этапе, учитель использует составленную таблицу (5 мин).
3-й этап. Совместная работа класса. Интерес учащихся вызывают вопросы, которые позволяют определить общие черты и особенности во внешней политике изучаемых государств. Группам предлагается найти союзников или противников «своего» государства в решении отдельных внешнеполитических проблем. Если условия позволяют, эта часть урока проводится в «свободном пространстве» — восьмиклассники могут переходить с места на место, образуя временные группы. Нужно заготовить также карточки с названиями блоков «Тройственный союз» и «Тройственное согласие» и выдать их группам при ответе на соответствующий вопрос. Приведём примерные вопросы и задания и фрагмент работы с ними на третьем этапе урока. Учитель использует следующие вопросы:
- Какие государства были основными противниками в Европе в конце XIX в.? (Франция и Германия). Группы учащихся, изучавших внешнюю политику Франции и Германии, выходят вперёд и становятся друг напротив друга.
- Какие государства поддержали Германию? (Австро-Венгрия, Италия). К группе, представляющей Германию, присоединяются Австро-Венгрия и Италия.
- Какие государства поддерживали Францию? (Великобритяния). Группа, представляющая Великобританию, присоединяется к Франции. Учителю следует указать, что в 1893 г. договор с Францией заключила Россия.
- Какой блок получил название «Тройственный союз»?
(военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии).
- Какой блок будет назван «Тройственной Антантой» или просто «Антантой»?
(военно-политический блок России, Великобритании и Франции).
- Какие государства участвовали в решении Восточного вопроса?
(Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция).
- Какое государство вступило в стадию распада?
(Османская империя).
- Какое государство превратилось в колонию?
(Бурские республики).
- Какие государства вели империалистические войны на рубеже XIX—ХХ вв. (следует упомянуть также Испанию и Россию)?
(США, Великобритания, Испания, Россия, Франция).
- Какие государства не имеют во внешней политике противоречий с другими государствами?
(Все великие державы имели противоречия во внешней политике).
4-й этап. Подведение итогов урока (до 5 мин). Для вывода по итогам групповой работы используется материал учебника.
Приложения
Страна | Основные направления внешней политики | Как добивались осуществления целей | Была ли достигнута цель? |
Великобритания | Балканы, Африка, Юговосточная Азия | 1882 – оккупация Египта; 1898 – противостояние у Фашода; 1899 – 1902 – англо-бурская война; 1904 – вступление в Антанту | О-в Кипр; Оккупировала Египет; Влияние в Судане; Захват бурских республик. Полностью не достигла своей цели |
Франция | Балканы, Африка, Юговосточная Азия, Эльзас и Лотарингия | 1881 – захват Туниса; 1882 – противостояние у Фашодае; 1904 – вступление в Антанту | Влияние в Судане; Тунис |
Германия | Турция, Африка, | 1879 – заключение союза с Австро-Венгрией; Строительство Багдадской железной дороги | Полностью не достигла |
Австро-Венгрия | Балканы | 1879 – заключение союза с Германией | Оккупация Боснии и Герцеговины. |
США | Юго-Восточная Азия | 1898 - Испано-американская война; | Полностью не достигла |
Россия | Балканы, Дальний Восток | 1853- 1856 – крымская война; 1877 – 1878 – русско-турецкая война; 1904 – 1905 – русско-японская война; 1907 – вступление в Тройственную Антанту | Не достигла |
Список используемой литературы
- А.Я. Юдовская, П.А., П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс.- М.: Просвещение, 2006.
- Атлас, История нового времени, XIX век, 8 класс, 2012.
- Мир на рубеже 19-20 веков: тенденции развития, противоречия, революции. -М., 1991.
- Новая история стран Европы и Америки : учеб. для вузов / И. М. Кривогуз, В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. И. М. Кривогуза. — 5-е изд,, стереотип. — М. : Дрофа, 2005. — 909, [3]с. : 16 с. цв. вкл.
- Новейшая история стран Европы и Америки, XX век, Часть 1, 1900-1945, Родригес А.М., Пономарев М.В., 2005.
- Писарев ЮА. Великие державы и Балканы накануне 1-й мировой войны. - М., 1985.
- Рабочая тетрадь в 2 ч. Юдовская А.Я. и др.
- Ревякин А.В., Несмелова М.Л. Новая история 1800-1900.
Методические рекомендации для 8 класса.
Пособие для учителя - Хрестоматия по новой истории, ч. 2.
- Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800—1900. Поурочные разработки. 8 класс : пособие дляучителей общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская,Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. — М. : Просвещение,2014. — 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Международные отношения в концеXIX-началеXXвека.
Методическая разработка урока по всеобщей истории для 8 класса создана мной в рамках модульной технологии. Материал содержит подробное описание деятельности учащихся на уроке и краткую теоретическую с...
Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.
Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...
Урок истории "Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы"
Урок по истории России в 11 классе....
презентация по истории "Международные отношения: дипломатия или войны?"
Данная тема завершает изучение курса истории нового времени в 8 классе....
Международные отношения в 16-17 веках: война и дипломатия.7 класс
Технологическая карта урока Тема: Международные отношения в 16-17 веках: война и дипломатия....
Практическая работа "Международные отношения. Дипломатия или война?"
Практическая работа "Международные отношения. Дипломатия или война?"РАбота выполняется в тетради...
ДЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Детская дипломатия и международные отношения...