Урок "Международные отношения в концеXIX-началеXXвека.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Маса Наталья Юрьевна

Методическая разработка урока по всеобщей истории для 8 класса создана мной в рамках модульной технологии. Материал содержит подробное описание деятельности учащихся на уроке и краткую теоретическую справку, рассказывающую о модульной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon modulnyy.zip14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания ГОУ ОСОШ №88

Маса Н.Ю.

Методическая разработка урока по всеобщей истории  в 8 классе с применением

модульной технологии

Теоретическая справка

   Модульное обучение(МО) является интегративной педагогической технологией, поэтому базируется на ведущих теориях обучения:

  1. МО базируется на деятельностном подходе к учению, которое рассматривается как целенаправленная, мотивированная, самоуправляемая деятельность
  2. МО опирается на теорию развивающего обучения. Ученик должен учиться в зоне своего ближайшего развития. Именно поэтому обучение на модульном уроке дифференцировано по содержанию, дозе помощи и учебная деятельность организована в разных формах (индивидуальной, групповой, парной, коллективной)
  3. из программированного обучения МО использует четкие действия учеников в определенной логике
  4. из кибернетики – идею гибкого управления, переходящего в самоупраление
  5. из проблемного обучения – идею развития ученика через поиск и решение учебных проблем
  6. из теории оптимизации – умение организовать учение при наименьшей затрате сил и времени.

   Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль, модульная программа (МП), включающая в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по ее реализации. Создавая модульную программу, учитель формулирует комплексную дидактическую цель(КДЦ) для изучения всей темы и интегрирующую дидактическую цель (УЭ0)  для данного урока и частные дидактические цели для каждого учебного элемента (УЭ). Затем формулируется задание для входного контроля. Его цель состоит в том, чтобы установить готовность учащихся к активному обучению. Каждый УЭ начинается с целевой установки, затем указывается система действий, которые нужно совершить и заканчивается каждый УЭ проверочным заданием, чтобы установить успешность хода усвоения знаний и внести коррекцию,. если нужно. После выполнения всех заданий предлагается сделать обобщение (резюме) и решить задания выходного контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить уровень усвоения содержания модуля. Завершается занятие рефлексией.

МП. Международные отношения в конце XIX-начале XX века: назревание общеевропейского кризиса

КДЦ: 1)учащиеся должны  изучить мировую политику и основные тенденции в развитии международных отношений, приведших к образованию военных союзов в Европе, столкновению интересов великих держав и первой мировой войне

2) учащиеся должны уметь анализировать учебные тексты, документы, картографический материал, решать познавательные задачи, давать оценку историческим фактам и явлениям, сопоставлять результат самостоятельной работы и ее цели

3) учащиеся должны понимать неприемлемость военных методов разрешения международных конфликтов, ценность миролюбивой внешней политики.

МП

УЭ0  УЭ1  УЭ2  УЭ3  УЭ4  УЭ5  УЭ6  УЭ7

УЭ0 – входной контроль

УЭ1 – интегрирующая дидактическая цель

УЭ2 – рост франко-германской напряженности

УЭ3 – от союза трех императоров  к Тройственному союзу

УЭ4 – создание Антанты

УЭ5 – резюме

УЭ6 – выходной контроль, обобщение: последствия заключения военно-политических союзов; прогнозирование развития событий европейской истории

УЭ7 – рефлексия  

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Советы учителя

УЭ0

Какая проблема возникает при сопоставлении двух тезисов:

А) к концу XIX в. в целом завершился раздел мира между европейскими государствами и США, Японией. Наиболее обширные колониальные владения имела Великобритания.

Б) в своей речи в рейхстаге 11 декабря 1899г. канцлер Германской империи Б.Бюлов сказал: « Мы не потерпим, чтобы какая-либо иностранная держава, чтобы какой-нибудь чужеземный Юпитер сказал нам: « Что делать? Мир уже поделен!»

   Сформулируйте познавательную цель урока, исходя из проблемной ситуации.

Используйте для усвоения материала следующую литературу:        а) учебник: Ведюшкин В.А. и др. Всеобщая история. История нового времени.- М.: Дрофа,2010, параграфы №24,25, с.216-226.

б) учебник: Киселев А.Ф. и др. История России.XIX век.- М.: Дрофа,2010, параграф №31, с.175-176

Тема и условия работы на доске. Следите за временем. Обсудите проблему в группах.

Еще раз внимательно прочитайте тему урока.

УЭ1

Цель урока: учащиеся должны выяснить причины и следствия складывания Тройственного союза и Антанты, выявить закономерности во внешней политике; прогнозировать развитие событий в Европе на основе полученной информации; правильно распределять время, осуществлять разные виды контроля, работая в группах, учитывать чужое мнение, соотносить результат своей работы с поставленными целями.

Вернитесь к цели урока после выполнения УЭ4

УЭ2

Цель: выяснить тенденции в развитии отношений между Францией и Германией

  1. Для выполнения УЭ2 изучите в учебнике Ведюшкина страницы 217,219-220

Обратите внимание на факторы, способствовавшие развитию Германии; делавшие ее позицию в Европе слабой; цели французских военных и политиков

  1. Вернитесь к цели УЭ2 проверьте, достигли ли вы ее , выполнив задание:

Какие факторы способствовали росту франко-германской напряженности?

Контроль: взаимоконтроль, оцените друг друга, сверив ответы с образцом в конце модуля, поставьте оценку в ведомость в графу УЭ2

Работайте в парах

Ответьте в виде кратких тезисов.

Норма оценки:каждый тезис- 1 балл, max= 4 балла

УЭ3

Цель: выяснить почему распался союз трех императоров и образовался Тройственный союз Германии, Италии и Австро-Венгрии; понять значение этих событий.

  1. Для выполнения УЭ3 изучите в учебнике Ведюшкина с. 218 и в учебнике Киселева с.137,174.
  2. Найдите ответ на вопросы:а) какие государства вошли в союз трех императоров ?   б) какие противоречия существовали между государствами участниками союза?     в)  какую позицию заняла Германия на Берлинском конгрессе 1878г. по отношению к России?                                  г) в чем суть  договора 1879г.?
  1. Вернитесь к цели УЭ3 проверьте, достигли ли вы ее , выполнив задание:

А. Какое значение для судеб Европы имело создание Тройственного союза? Ответьте, заполнив пропуски в предложении: «Создание Тройственного союза, имевшего          

      направленность, стало первым шагом к                          .»

Контроль: самоконтроль по учебнику Киселева, с.175, по учебнику Ведюшкина,с.220; поставьте оценку в ведомость в графу УЭ3.

Б. Против какого союза была направлена полемика в русской печати, в ходе которой редактор газеты «Московские ведомости» Катков иронически писал, что в случае англо-русского конфликта Бисмарк гарантирует России неприкосновенность Московского Кремля от нападения британского флота?

Контроль: проверит и оценит учитель.

Отвечайте устно

Выберите одно задание А или Б, работайте в тетради,закройте учебник

max= 3 балла

max= 5 баллов

УЭ4

УЭ4

Цель: выяснить какие противоречия существовали в конце XIX века между Великобританией и Россией и Великобританией и Францией и почему, несмотря на их существование, был создан англо-франко-русский союз?

  1. Для выполнения УЭ4 изучите в учебнике Киселева с.175-176 и в учебнике  Ведюшкина с.225-226
  2. Вернитесь к цели УЭ4, проверьте, достигли ли вы ее, выполнив задание:

А. Выполните тест:

а) Франция и Россия заключили военную конвенцию

1) в 1890г.              2) в 1891г.                  3) в 1893г.;

б) в 1904г. было подписано

1) англо-русское соглашение о Персии и Афганистане

2) Тройственный союз

3) англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке;

в) Марокко стало колонией

1) Франции                  2) Германии                   3) Англии;

г) особенно острыми противоречия между Англией и Россией были

1) на Балканском полуострове

2) в Азии                                    3) в Африке;

д) Антанта окончательно оформилась

1) в 1906г.                   2) в 1907г.                      3) в 1910г.

Контроль: оцените свой ответ, подойдя к столу учителя и сравнив его с эталоном; поставьте оценку в ведомость в графу УЭ4.

Б. Отметьте верные утверждения знаком +

1. После отставки Бисмарка политика Германии по отношению к России не изменилась.

2. Согласно франко-русской военной конвенции предусматривалась военная помощь в случае нападения Германии на одну из сторон.

3. Франция превратилась в главного кредитора России.

4. Англия и Россия не имели серьезных противоречий за пределами Европы.

5. Усиление германского военного флота в начале XX века сделало неизбежным военный союз Англии и Франции.

6. Урегулирование англо-русских противоречий на Ближнем и Среднем Востоке создало основу для Антанты.

7. Англия уступила Египет Франции, т.к. Суэцкий канал был построен на французские деньги.

Контроль: также как в задании А.

Выберите одно задание: А или Б

работайте в тетради,закройте учебник

max= 5 баллов

работайте в тетради,закройте учебник

max= 7 баллов

УЭ5

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели урока. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие перед вами стояли цели. Не забудьте проставить набранные баллы в ведомость.

Ведомость оценки, самооценки, взаимооценки

УЭ2

УЭ3

УЭ4

итого

Подсчитайте количество баллов. У кого самый высокий балл – экспертная группа (16 баллов)

УЭ6

Выходной контроль.

Раздается по группам после выполнения модуля.

1 группа (экспертная)

Задание: проанализировать и оценить работу групп, объяснить оценку, дав краткую рецензию ответов.

2 группа.

Задание: какую оценку созданию двух блоков( Тройственного союза и Антанты) дал бы канцлер Австрии Клеменс фон Меттерних, если бы у него была такая возможность?

    Требования к ответу: ясность, логичность, доказательность.

3 группа.

Задание: могли ли союзы, сложившиеся в Европе, оставаясь соперниками, не доводить свое противостояние до войны? Или же их противоречия были настолько серьезными, что крупный военный конфликт был неизбежен?

    Требования к ответу: четкость в выборе точки зрения и ее аргументированное доказательство.

4 группа.

Задание: выступая в рейхстаге в феврале 1888 г., Бисмарк говорил: «Мы находимся в центре Европы. У нас по меньшей мере три фронта, с которых мФ можем подвергнуться нападению». Что он имел ввиду под тремя фронтами?

    Требования к ответу: работа с картой, ясность, логичность, доказательность.

УЭ7

Рефлексия. Оцените по пятибалльной системе свой вклад в общее дело (я) , вклад группы (мы) и как выиграло дело от работы всех учеников на уроке.

Ответы к заданию УЭ2

Примерные тезисы:

А) усиление Германии: промышленность, армия

Б) унижение Франции после поражения во франко-прусской войне 1870-71гг и реваншизм французских политиков

В) Германия оказывает давление на Францию, стремясь заставить ее смириться с потерей Эльзаса и Лотарингии

Г) Бисмарк предпринимает дипломатические усилия с целью недопущения союза Франции с любой из великих держав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в ТДМ. Тема: "Отношения. Отношение величин"

Целевые установки: предметные:Дать возможность осмыслить знакомое с 3 класса выполняемое действие сравнения чисел и величин , с точки зрения нового понятия – «отношения». Установить связь новой т...

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Как отношение родителей к школе может повлиять на отношение к школе ребенка.

Родители являются первыми и основными учителями ребенка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ "Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений" специальности СПО 120714 Земельно-имущественные отношения

Программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии ФГОС по специальности СПО 120714 Земель...