Использование технологии развития критического мышления на уроках истории
методическая разработка по истории (5, 6, 7 класс)
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы. В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Как добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Как сделать так, чтобы ученик для нас был не объектом, которым мы управляем, а полноправным субъектом учения? Цель данной разработки показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Показано это на примере различных этапов комбинированного урока в сравнении с традиционной методикой обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_istorii.docx | 42.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по истории
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории"
Автор: Ложкина Любовь Алексеевна
Место работы:
МБОУ "Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А. В. Корявина"
Должность: учитель истории и обществознания
Регион: Московская область
Целевая аудитория: учитель
Класс(ы):
5 - 7 классы
Предмет: история
Цель: формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий с целью повышения учебной мотивации, личностного развития и социализации в современном обществе.
Краткое описание:
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы. В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. В соответствии с требованиями ФГОС мы должны сформировать у учащихся универсальные учебные действия, позволяющие им ориентироваться в огромном потоке информации, уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем. Все мы понимаем, что знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.
Как добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Как сделать так, чтобы ученик для нас был не объектом, которым мы управляем, а полноправным субъектом учения? Цель моей разработки показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Покажу это на примере различных этапов комбинированного урока в сравнении с традиционной методикой обучения.
Традиционная методика обучения | Методические приемы, позволяющие реализовать требования ФГОС |
Организационный момент Кратковременность, быстрое включение учащихся в работу | |
Повторение Воспроизводство ранее изученного материала через пересказ учебника или письменный опрос (должен знать) | Разнообразие форм проверки и коррекции самого главного в изученном материале. Основные понятия, даты, персоналии нужно повторять постоянно. Дифференцированный подход: работа с документом (для сильных), тестирование для слабых, развернутые ответы на проблемные вопросы, работа с датами и понятиями, «мостики» в ранее изученный материал. Например, при изучении реформ Мэйдзи в Японии в 1868 году, спрашиваю: - Кто в это время правил в России? Чем похожи реформы Мэйдзи и Александра II? Опора на личностное отношение учащихся к изучаемому материалу и положительные эмоции. Типы заданий: «Что объединяет ряд?» «Найдите лишнее» и др. Урок как узор (наличие логических цепочек, постоянно устанавливаем причинно-следственные связи). Логический переход от одного этапа урока к другому. |
Целеполагание Цель урока ставит учитель, представляет готовый план изучения вопросов. | Мотивация к изучению данного материала (делаю его максимально значимым для каждого учащегося, связываю с современностью). Можно использовать разные методы. Эвристическая беседа. Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» спрашиваю: - Как отменить крепостное право в России? Крестьяне и земля – это собственность помещиков. Одни учащиеся предлагают просто крестьян отпустить, другие - дать немного земли. - У нас сегодня у многих людей есть несколько квартир, а у других нет жилья. Давайте предложим им отдать лишнее жилье нуждающимся людям, какова будет реакция? Учащиеся задумываются: как же тогда отменить крепостное право? Начинается обсуждение. Постановка проблемного вопроса: Александр II – великий реформатор, отменивший крепостное право. Почему же революционеры устроили на него настоящую охоту? Постановка цели самими учащимися через прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали» (Что вам известно по данной теме? Что бы вы хотели узнать?). В конце урока учащиеся сами отвечают на поставленные ими вопросы. Результат: учащиеся умеют ставить цель урока, происходит вызов их ослабленного внимания и невольное погружение в процесс обучения. |
Изучение нового материала Главный вопрос при планировании урока: что буду делать я, как учитель? Ученик – объект (слушает, пишет, повторяет). Способы усвоения: заучивание, деятельность по алгоритму. Учитель над учеником. | Главный вопрос при планировании урока: что будут делать учащиеся? Ученик – субъект. Учитель рядом, на равных. Изучение темы через деятельность учащихся (работа с иллюстрацией, текстом учебника, документом, словарем, эвристическая беседа). Не забывать про «мостики». Задействовать личностное отношение учащихся. (Что вас удивило? Что вас возмутило? Зачем мы это изучаем?). Побуждаем к мыслительной деятельности: - Что общего вы увидели в деятельности трех министров финансов: Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского, С.Ю. Витте? Что различного в их реформах? - Прочитайте текст и составьте план (Как составляем план? Зачем нам это нужно?) Для лучшего запоминания использую картины художников, скульптуры, художественные произведения, связанные с изучаемым материалом. Как можно не прочитать отрывок из «Медного всадника» А.С. Пушкина при изучении памятника Петру I? Можно использовать исторические анекдоты, частушки. Например, во времена нэпа был популярен анекдот «Нэпман спрашивает у нэпмана: «Как дела?». Тот отвечает: «Как у картошки, если не съедят, то посадят». Вопрос учащимся: Почему появился такой анекдот и в чем его смысл? Выделение главного на каждом уроке и запись в тетради. Продукт урока должен быть в тетради обязательно. Вывод учащиеся записывают самостоятельно. |
Закрепление Ответы на репродуктивные вопросы | Рефлексия (возвращаемся к поставленным учащимися вопросам и проблемному вопросу). Кроме того, предлагаю учащимся объяснить тему, используя 4-5 предложений (это позволяет выделить главное и лучше усвоить материал). Работа с картой, выполнение заданий по использованию знаний в новой ситуации. Поиск ответа на вопрос: Какое значение имело это событие для истории России? (одно из критериев при написании эссе по истории). Если это отрабатывать на каждом уроке, учащиеся успешно справляются с заданиями олимпиад и ГИА. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Результат. Учащиеся на моих уроках работают активно, умеют ставить цель, выделять главное, анализировать, сравнивать, запоминают не через заучивание, а в процессе деятельности. В каждом классе есть учащиеся, которые увлечены предметом, много желающих принимать участие в олимпиадах и конкурсах, с каждым годом растет количество призеров олимпиад, что является существенным вкладом в достижения лицея и повышение рейтинга учебного заведения. Даже в медицинских классах есть желающие сдавать экзамены по истории и обществознанию в 9 и 11 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории в основной и средней школе. Статья
Рассмотрены особенности применения ТРКМ при изучении истории в разных классах основнойи средней школе....
Использование технологии развития критического мышления на уроке истории. "Изменение политической системы в 1950- 1960 - е г.г".
Разработка урока...
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реал...
представление собственного педагогического опыта "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории"
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризую...
Мастер класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать использование приемов технологии развития критического мышления, таких как "Ассоциации" и "...
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории
использование технологий критического мышления. статья....