Использование технологии развития критического мышления на уроках истории
статья
использование технологий критического мышления. статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лунькова А.А.
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач.
Целью обучения сегодня, становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Как же мотивировать учебную деятельность?
Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления.
Структура этой технологии стройна и логична.
Стадия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
| Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ) | -Составление списка известной информации; -рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы; -верные и неверные утверждения; -перепутанные логические цепочки и т.д. |
ния | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. |
| Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. | -Заполнение кластеров, таблиц; -установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных круглых столов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ: -исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии вызова очень удобно использовать прием «Понятийное колесо». Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.
Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.
Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому. Эту технологию удобно применить при работе с текстами и источниками. Сформулировать вопросы к тексту позволяет прием из технологии развития критического мышления «6 шляп критического мышления». Этот алгоритм позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере.
Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.
1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.
2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.
3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо)
4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).
5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.
6-я шляпа: зеленая: изобретательская, творческая.
Можно использовать все 6 шляп или некоторые из них.
На стадии рефлексии, учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
На этой стадии удобен на мой взгляд прием «Синквейн»
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное)
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Литература:
- Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
- Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор - составитель Корнева Т.А. Издательство «Учитель». Волгоград. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории в основной и средней школе. Статья
Рассмотрены особенности применения ТРКМ при изучении истории в разных классах основнойи средней школе....
Использование технологии развития критического мышления на уроке истории. "Изменение политической системы в 1950- 1960 - е г.г".
Разработка урока...
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реал...
представление собственного педагогического опыта "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории"
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризую...
Мастер класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать использование приемов технологии развития критического мышления, таких как "Ассоциации" и "...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...