Использование технологии развития критического мышления на уроке истории. "Изменение политической системы в 1950- 1960 - е г.г".
методическая разработка по истории по теме

Алексеева Ирина Викторовна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmeneniya_politicheskoy_sistemy_sssr_1953-1964_g.g.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект урока истории в 9 классе  

технология  проблемного обучения.

Тема урока

« Изменения политической  системы СССР 1953-1964 г.г.»

Цель урока:

Сформировать представление о тех альтернативах политического развития СССР, которые имели место после смерти И.В. Сталина, показать их через персоналии лидеров партии и страны;

Задачи урока:

Образовательная

Усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о событиях в политической жизни страны в 1950-1960-е.г.

Воспитательная

Формирование личностной гражданской позиции;

Развивающая

Развитие  аналитических умений уч-ся, таких как сравнение, обобщение исторических фактов.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Форма  урока

Урок с применением  технологии       проблемного обучения.

Оборудование

  • УМК  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России ХХ-начало XXI века.
  • Проектор,экран, компьютер.
  • Фильм «Холодное лето 53 года»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Установление контакта с учащимися.

Актуализация знаний.

  • Объясните, почему вопрос о приемнике И.В. Сталина не был решен до его смерти. Свой ответ аргументируйте.

1 стадия- «Вызов»

Мотивация к уроку. Сюжет х\ф « Холодное лето 53 года».

  • Почему в 1953 г. оказались вместе в ГУЛаГских лагерях « старый большевик» и участник Великой Отечественной войны?
  • О каких политических процессах происходящих в стране в 1953 г. может узнать зритель посмотрев этот фильм?

     Ответив на вопрос соедините их с темой занятия.

Далее учитель обращается к опыту учащихся в целеполагании на уроках.  Ребята вспоминают, что для постановки целей урока надо спросить себя, что мы сегодня узнаем,  чему мы сегодня научимся и, наконец, что каждый из нас сегодня сумеет сделать.

Отвечая на эти вопросы учитель сообщает, что:

  1.  Узнать предстоит кто был основным претендентом на власть после смерти Сталина и каковы были альтернативы развития СССР.
  2. Научитесь вы технологии проблемного обучения;
  3. Каждому предстоит освоить новый способ  отстаивать свою личностную гражданскую позицию.  

Проблема урока:

 Какие альтернативы политического  развития были у СССР после смерти Сталина?

  • составление коллективной « корзины идей». в которой собираются ассоциации учащихся по данной проблеме.

           2 стадия - « Осмысление»

  1. краткий обзор  учителем исторической ситуации после смерти Сталина.
  • СССР остался без признанного вождя;
  • в условиях отсутствия ярко выраженного  лидера вперед  выдвинулись три члена Президиума ЦК КПСС- Л,П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев.

      2.   работа в группах : Перечислите основных претендентов на власть после смерти И.В.

            Сталина. На чём основывались претензии  на власть каждого из них?

1 группа-Берия

2 группа- Маленков

3 группа- Хрущев

       3. Задания для более подготовленных учащихся : Сделайте вывод о причинах  победы Хрущева Н.С. Представьте прогноз о развитии СССР в случае победы  другого политического лидера?

      4.Прием « Аналитики»  

         Почему Н.С. Хрущев на ХХ съезде КПСС выступил с речью о « культе личности» ? Какова была реакция общества на его выступление? ( ... по мнению Хрущева критика сталинских преступлений должна была исходить от высшего партийного руководства. «Эти вопросы  созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие. И это было  бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени.»)

      5. Прием « чтение с пометками на полях» стр. 278

  • С чем связана попытка ряда высших партийных руководителей снять Н. С. Хрущева с занимаемой должности в 1957 году? Какой предлог при этом был использован? Почему эта попытка провалилась?

      6.  Мини-дебаты по проблемному вопросу : «Какие альтернативы политического

           развития    были у СССР после смерти Сталина?»

        3 стадия - «Рефлексия»  проводится в форме 3-х минутного эссе на тему :

           « После Сталина... Анализ периода».

Домашнее задание:  п. 39  

Напишите авторский текст « Альтернативы развития СССР после смерти Сталина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"

Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....

Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"

Презентация является сопровождением к статье "Использование  технологии критического мышления на уроках истории"...

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...