методическая разработка урока истории 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
разработка урока истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_drevnerusskogo_gosudarstva.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (6 класс)
Цель:
1. Добиться понимания учащимися процесса формирования государства у восточных славян.
2. Выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского государства.
3. Ознакомить учащихся с внутренней организацией Древнерусского государства.
4. Дать представление о Норманнской' теории в исторической науке.
5.Материалом урока способствовать развитию навыков устной речи ,воспитывать уважение к истории своей страны.
Оборудование: карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.».
Основные понятия и термины:
государство,
князь,
варяги,
норманнская теория,
полюдье,
купцы.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
1 Вопросы и задания:
Покажите на карте место расселения восточных славян.
Опишите быт и хозяйство восточных славян.
Расскажите о верованиях восточных славян.
Сравните верования у древних варваров и восточных славян.
Сравните общественное устройство у варваров и восточных славян (общее и различия).
Охарактеризуйте общественное устройство древних славян.
Дайте характеристику соседям восточных славян,
Как строились взаимоотношения Хазарского каганата с восточными славянами?
Чем привлекала восточных славян Византия?
2. Терминологическая разминка « Ты –мне, я –тебе».
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.
2. Варяги в Восточной Европе.
3. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев.
4. Образование Древнерусского государства.
1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.
« Откуда есть пошла земля русская?»
Это вопрос всех вопросов и важная проблема, над решением которой работали самые лучшие умы исторической науки. И к решению этой проблемы мы также приступим сегодня на уроке, - познакомимся с процессом формирования Древнерусского государства.
(Обращаю внимание на термин государство).
Процесс образования государства довольно сложный и длительный, но неизбежный процесс. Его проходят все народы в своей истории.
? Вспомните, каким общественным строем жили народы на заре своей истории? (Родоплеменной строй.).
С разложения родоплеменного строя начинается процесс формирования государства.
Предпосылки создания Древнерусского государства:
1) В IX веке активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля.
Путь «из варяг в греки»: р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до притоков Днепра - р. Днепр - Черное море. Конечный пункт –
богатая Византия.
( показать на карте)
Появились люди, главным занятием которых стала торговля, купцы.
2) С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники - мед. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильменских славян.
3) В города переселились ремесленники.
4) Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов - степных кочевников.
5) Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь.
6) Города становились центрами торговли; защиты от внешних врагов.
7) В городах собирались люди из разных мест, племен, поэтому:
- в городе нельзя было жить по племенным традициям;
- постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения;
- право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям;
- города подчиняли себе близлежащие территории.
Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.
Причиной создания Древнерусского государства явилась
общая военная угроза.
У восточнославянских племен были опасные соседи:
на юге: низовья Волги занимал Хазарский каганат, ему подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи;
на севере: набеги совершали варяги - «северные люди» Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. Северные славянские и финно-угорские племена, славяне новгородские, кривичи, чудь, меря были подчинены варягам и обложены данью.
2. Варяги в Восточной Европе. Учитель раскрывает вопрос в объеме учебника и показывает на карте территорию, где жили «северные люди» или норманны. Они жили в Скандинавии, на севере Европы.
Учащиеся уже знают, что племя чудь и меря платили дань норманнам, также им платили дань кривичи и ильменские славяне.
Название «рось», «русь» или «роутси» пошло от финно-угорских племен Прибалтики. Они так называли норманнов, а впоследствии их так стали называть и славяне. Русы - часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. Русы постоянно смешивались с местным населением.
Города восточных славян нанимали за плату вооруженные отряды русов с военачальником - князем. Именно славяне стали называть наемных воинов варягами. Варяги были хорошими мореплавателями и имели богатый военный опыт.
Работа с учебником.
Прочитать текст (с22- 24), ответить на в о п р о с :
? Чем занимались варяги на землях восточных славян?
3. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев.
Из руководителей наемных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обкладывали население высокой данью. Следовательно, перед такой серьезной опасностью складывается мощный военный союз племенных объединений.
Учитель отмечает: в итоге восточные славяне изгнали варягов за моря и перестали платить им дань.
Племена не смогли удержать внутренний мир, они даже начали вооруженные столкновения друг с другом. Одновременно восточные славяне оказались перед новой внешней угрозой с юга - Хазарский каганат стремился взять под свой контроль выход к Балтийскому морю.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что согласно «Повести временных лет» представители всех племен собрались на вече и решили направить послов к варягам с просьбой - прийти и править славянами.
? Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги? Можно ли считать, что они были создателями Древнерусского государства?
На приглашение откликнулся Рюрик - варяжский князь. Он обосновался в г. Ладоге; в северо-западных землях возникло княжество с центром в г. Новгороде - его построил Рюрик.
На юге появились варяжские князья Аскольд и Дир, они шли «на греки». По пути они зашли в город, раскинувшийся на трех холмах, - это был центр полян - Киев, жители его платили дань хазарам. Поляне пригласили в город варягов, которые помогли им - освободили от хазарской зависимости. В Киеве стали княжить Аскольд и Дир.
Работа с картой.(СМ.УЧЕБНИК)
Учащиеся находят на карте два государственных центра - Киев и Новгород. В них правили варяжские князья.
4. Образование Древнерусского государства. В 879 году умер Рюрик, власть перешла в руки его родственника Олега.
В данный период происходит важное событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси.
В 882 году новгородский князь Олег решил захватить Киев. По пути он взял Смоленск, Любеч и посадил в этих городах своих наместников. Из Киева хитростью Олег выманил князей Аскольда и Дира и убил их.
Киев стал «матерью городов русских» - столицей земель Олега. Олег совершает ряд походов на древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.
Таким образом, в результате объединения двух центров восточных славян:
южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.
Учащиеся по карте находят и показывают территорию Киевской Руси в конце IX века.
Олег принял титул - киевский великий князь.
Он опирался на дружину:
- князь советовался с дружиной,
- дружинники жили с князем в одном доме.
Племена, признавшие власть Киева, заключили с великим князем договор, по которому они обязались платить дань.
С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье.
В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя).
В городских центрах важные вопросы решало вече.
Таким образом, в конце IX века сложилось государство восточных славян - Киевская Русь. Процесс формирования государства по характеру был закономерным, это результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные.
III. Закрепление изученного материала.
И так, мы частично приоткрыли завесу времени и одним глазком заглянули в далекое прошлое.
Вопросы и задания:
1) Какие предпосылки для создания государства имелись у славян в IX веке?
2) Покажите торговый путь «из варяг в греки».
3) Определите важные задачи государства.
4) Как управлялось Древнерусское государство?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 3, ответить на вопросы. Дифференцированное задание:
- Для сильных учеников- ответить на вопрос. Что заставляло- варягов- покидать свои родные земли и скитаться по чужбине? Почему они не могли устроить нормальную жизнь для себя на родине?
- Для средних учеников. Олег обманом захватил Киев. При этом местное население не оказало им никакого сопротивления. Как Вы думаете, почему?
- Для слабых- используя Интернет, подготовить сообщение о знаменитых российских ученых-историках, иэучавших Древнюю Русь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС
Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/
Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует требованиям ФГОС второго поколения....
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...