методическая разработка урока истории 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Абрамов Алексей Иванович

разработка урока истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_drevnerusskogo_gosudarstva.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (6 класс)

Цель:

1. Добиться понимания учащимися процесса формирования государства у восточных славян.

2. Выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского государства.

3. Ознакомить учащихся с внутренней организацией Древнерусского государства.

4. Дать представление о Норманнской' теории в исторической науке.

5.Материалом урока  способствовать развитию навыков устной речи ,воспитывать уважение к истории своей страны.

Оборудование: карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.».

Основные понятия и термины:

государство,

князь,

варяги,

норманнская теория,

полюдье,

купцы.

Ход  урока:

I. Проверка домашнего задания.

1 Вопросы  и  задания:

    Покажите на карте место расселения восточных славян.

     Опишите быт и хозяйство восточных славян.

        Расскажите о верованиях восточных славян.

        Сравните верования у древних варваров и восточных славян.

        Сравните общественное устройство у варваров и восточных славян (общее и различия).

        Охарактеризуйте   общественное   устройство   древних славян.

        Дайте характеристику соседям восточных славян,

        Как строились взаимоотношения Хазарского каганата с восточными славянами?

         Чем привлекала восточных славян Византия?

2. Терминологическая разминка « Ты –мне, я –тебе».

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.

2. Варяги в Восточной Европе.

3. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев.

4. Образование Древнерусского государства.

 

1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.

« Откуда есть пошла земля русская?»

Это вопрос всех вопросов и важная проблема, над решением которой работали самые лучшие умы исторической науки. И к решению этой проблемы мы также приступим сегодня на уроке, - познакомимся с процессом формирования Древнерусского государства.

(Обращаю внимание на термин государство).

Процесс образования государства довольно сложный и длительный, но неизбежный процесс. Его проходят все народы в своей истории.

?     Вспомните, каким общественным строем жили народы на заре своей истории? (Родоплеменной строй.).

С разложения родоплеменного строя начинается процесс формирования государства.

Предпосылки создания Древнерусского государства:

1) В IX веке активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля.

Путь «из варяг в греки»: р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до притоков Днепра - р. Днепр - Черное море. Конечный пункт –

богатая Византия.

( показать на карте)

Появились люди, главным занятием которых стала торговля,  купцы.

2) С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники - мед. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильменских славян.

3) В города переселились ремесленники.

4) Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов - степных кочевников.

5) Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь.

6) Города становились центрами торговли; защиты от внешних врагов.

7) В городах собирались люди из разных мест, племен, поэтому:

- в городе нельзя было жить по племенным традициям;

- постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения;

- право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям;

- города подчиняли себе близлежащие территории.

Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.

Причиной создания Древнерусского государства явилась

общая военная угроза.

У восточнославянских племен были опасные соседи:

на юге: низовья Волги занимал Хазарский каганат, ему подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи;

на севере: набеги совершали варяги - «северные люди» Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. Северные славянские и финно-угорские племена, славяне новгородские, кривичи, чудь, меря были подчинены варягам и обложены данью.

2. Варяги в Восточной Европе. Учитель раскрывает вопрос в объеме учебника и показывает на карте территорию, где жили «северные люди» или норманны. Они жили в Скандинавии, на севере Европы.

Учащиеся уже знают, что племя чудь и меря платили дань норманнам, также им платили дань кривичи и ильменские славяне.

  Название «рось», «русь» или «роутси» пошло от финно-угорских племен Прибалтики. Они так называли норманнов, а впоследствии их так стали называть и славяне. Русы - часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. Русы постоянно смешивались с местным населением.

Города восточных славян нанимали за плату вооруженные отряды русов с военачальником - князем. Именно славяне стали называть наемных воинов варягами. Варяги были хорошими мореплавателями и имели богатый военный опыт.

Работа с учебником.

Прочитать текст (с22- 24), ответить на в о п р о с :

?     Чем занимались варяги на землях восточных славян?

3. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев.

Из руководителей наемных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обкладывали население высокой данью. Следовательно, перед такой серьезной опасностью складывается мощный военный союз племенных объединений.

Учитель отмечает: в итоге восточные славяне изгнали варягов за моря и перестали платить им дань.

Племена не смогли удержать внутренний мир, они даже начали вооруженные столкновения друг с другом. Одновременно восточные славяне оказались перед новой внешней угрозой с юга - Хазарский каганат стремился взять под свой контроль выход к Балтийскому морю.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что согласно «Повести временных лет» представители всех племен собрались на вече и решили направить послов к варягам с просьбой - прийти и править славянами.

?     Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги? Можно ли считать, что они были создателями Древнерусского государства?

 

На приглашение откликнулся Рюрик - варяжский князь. Он обосновался в г. Ладоге; в северо-западных землях возникло княжество с центром в г. Новгороде - его построил Рюрик.

На юге появились варяжские князья Аскольд и Дир, они шли «на греки». По пути они зашли в город, раскинувшийся на трех холмах, - это был центр полян - Киев, жители его платили дань хазарам. Поляне пригласили в город варягов, которые помогли им - освободили от хазарской зависимости. В Киеве стали княжить Аскольд и Дир.

Работа с  картой.(СМ.УЧЕБНИК)

Учащиеся находят на карте два государственных центра - Киев и Новгород. В них правили варяжские князья.

4. Образование Древнерусского государства. В 879 году умер Рюрик, власть перешла в руки его родственника Олега.

   В данный период происходит важное событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси.

 

В 882 году новгородский князь Олег решил захватить Киев. По пути он взял Смоленск, Любеч и посадил в этих городах своих наместников. Из Киева хитростью Олег выманил князей Аскольда  и Дира и убил их.

Киев стал «матерью городов русских» - столицей земель Олега. Олег совершает ряд походов на древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.

 Таким образом, в результате объединения двух центров восточных славян:

южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.

Учащиеся по карте находят и показывают территорию Киевской Руси в конце IX века.

Олег принял титул - киевский великий князь.

Он опирался на дружину:

- князь советовался с дружиной,

- дружинники жили с князем в одном доме.

Племена, признавшие власть Киева, заключили с великим князем договор, по которому они обязались платить дань.

С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье.

В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя).

В городских центрах важные вопросы решало вече.

Таким образом, в конце IX века сложилось государство восточных славян - Киевская Русь. Процесс формирования государства по характеру был закономерным, это результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные.

 

III. Закрепление изученного материала.

И так, мы частично приоткрыли завесу времени и одним глазком заглянули в далекое прошлое.

  Вопросы   и  задания:

 1)     Какие предпосылки для создания государства имелись у славян в IX веке?

 2)     Покажите торговый путь «из варяг в греки».

3)     Определите важные задачи государства.

4)     Как управлялось Древнерусское государство?

     IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 3, ответить на вопросы.  Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников- ответить на вопрос. Что заставляло- варягов- покидать свои родные земли и скитаться по чужбине? Почему они не могли устроить нормальную жизнь для себя на родине?
  2. Для средних учеников. Олег обманом захватил Киев. При этом местное население не оказало им никакого сопротивления. Как Вы думаете, почему?
  3. Для слабых- используя Интернет, подготовить сообщение о знаменитых российских ученых-историках,    иэучавших  Древнюю Русь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...