Методическая разработка урока по физической культуре по теме «Олимпийские игры»
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Цель урока: Сформировать у обучающихся знания об истории и значении олимпийских игр.

Категория участников: для обучающихся 5 класса.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядные, словестные, практические.

Средства обучения: ТСО, физические упражнения, эмоциональные.

Межпредметные связи: история древнего мира, новейшая история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по физической культуре

по теме «Олимпийские игры»

Форма проведения: урок физической культуры.

Место проведения: спортивный зал.

Автор: Застрожнова Евгения Юрьевна, учитель физической культуры БОУ города Омска «Гимназия № 140».

Пояснительная записка

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.  В настоящее время интенсивность образовательного процесса в гимназии, увеличение часов на статистические нагрузки, нарушение режима отдыха обучающихся и ряд других факторов способствуют ухудшению физического и психологического здоровья гимназистов. Неудовлетворительный уровень физической подготовленности  школьников во многом связан с отсутствием  стимулов к усвоению подрастающим поколениям физкультурно-спортивных ценностей.  Одним из наиболее эффективных походов в сложившейся ситуации  является внедрение в практику образовательного учреждения методологии олимпийского воспитания и образования, направленных на всестороннее развитие личности, укрепление здоровья, на формирование у гимназистов устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового стиля жизни.

Цель урока: Сформировать у обучающихся знания об истории и значении олимпийских игр.

 Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.

2. Пробудить в детях желание  заниматься физической культурой и  спортом.

3. Закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места.

4. Развитие физических качеств: ловкости, скорости, прыгучести.

5. Воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.

Категория участников: для обучающихся 5 класса.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядные, словестные, практические.

Средства обучения: ТСО, физические упражнения, эмоциональные.

Межпредметные связи: история древнего мира, новейшая история.

Оборудование и инвентарь:

1. Мультимедийная установка;

2. Свисток, эстафетные палочки;

3. Линейка, бумажные диски, секундомер.

   Опережающее домашнее задание:

1. Разбиться на команды по 5-7 человек;

2. Подготовка команд к показательным "выступлениям".

Ожидаемые результаты:

Урок  помогает почувствовать и понять важность и значимость Олимпийских  игр,  способствует формированию здорового образа жизни и решает проблему занятости школьников в свободное время (на основе психолого-педагогических диагностик).

Приложение к уроку № 1. Презентация по  теме «Олимпийские игры», состоящая из 50 слайдов. В них представлены рассказы о олимпийских ценностях, традиции, логотипе, об Античных Олимпийских играх,  возрождении  Олимпийских игр, современных Олимпийских играх, о итогах участия сборной России на Олимпийских играх в Лондоне 2012 года, о предстоящих олимпийских играх в Сочи 2014 года.  

Приложение к уроку № 2. Фотография выставки (находится у спортивного зала гимназии) учебных материалов для обучающихся. В ней представлены учебные пособия по физической культуре, по истории олимпийского движения, по сохранению и укреплению своего здоровья, данные, о том, где можно заняться в Омске олимпийскими видами спорта.    

Сценарий урока

1. Организационный момент (проверка подготовленности обучающихся к уроку, проверка отсутствующих, организация внимания; психологически настроить обучающихся на предстоящее занятие).

2. Раскрыть цель урока, ознакомить обучающихся с планом работы на уроке, подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

Ученики сидят на скамейке, напротив них находится экран.

3. Учитель  включает презентацию (pril_01) и сообщает новый материал обучающимся:

(слайд 1) Олимпи́йские и́гры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года.

(слайд 2) Всю историю олимпийских игр можно разделить на три этапа:                                              1. Античные Олимпийские игры, 2. Возрождение олимпийские игр, 3. Современные   олимпийские игры.                                                                                                                 (слайд 3)    ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. в Олимпии, считавшейся у греков священным местом.                                 (слайд 4)  Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с богами и героями Античной Греции.                                                                                                   (слайд 5)   Олимпия — одно из крупнейших святилищ Древней Греции, расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские игры.                                                                                

(слайд 6)        К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане.  Согласно некоторым данным, мужчины, умевшие говорить по-гречески.                                                                                                                                                      

(слайд 7) Первое время в программе Олимпий был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Туда были включены: Прыжки в длину - Метание копий-Метание диска-Гонки на колесницах.                                                                                                                                              

(слайд 8) Победителей Олимпийских игр называли Олимпиониками. Они получали вместе с оливковым венком и пурпурными лентами всеобщее признание. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести.                                                                                  

(слайд 9) Первым из известных нам  олимпиоников стал Корэб из Элиды, одержавший победу в  беге на один стадий в 776 до н.э.                                                                                                                                                      

(слайд 10) Самым знаменитыми единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона.                                                                                                                              

(слайд 11) Политес из Корины, одержавший   на 212-й Олимпиаде   три победы во всех трех видах бега в  течение одного дня.

(слайд 12) Ласфен из Тебеи, который бежал 30 километров, соревнуясь лошадью.                          

(слайд 13) Никкола из Акрии, который на двух Олимпиадах одержал пять побед в беге.  

(слайд 14)  Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, 292 раза.                                  

(слайд 15)  Феодосий I Великий  -  последний император  единой Римской империи. Он стал преследовать другие религиозные течения в христианстве и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года прекратилось празднование Олимпийских игр. 

(слайд 16) Так Олимпийские игры Древней Греции прекратили своё существование. И только через 1503 года, в 1896 году были проведены Первые Олимпийские игры Современности! Они прошли с грандиозным успехом! Традиция была восстановлена

(слайд 17) Итак  Олимпийские Игры Современности (1896 г. – …)                                                  

(слайд 18)  Мысль о возрождении Олимпийских игр в   конце ХIХ в. витала в воздухе.       Эту идею смог воплотить в  жизнь французский  просветитель Пьер де Кубертен. Он родился 1 января 1863 года в семье живописца из древнего рода Фреда де Кубертена. В детстве он любил ездить верхом, заниматься фехтованием, греблей. В детстве ему попалась книга "Школьные года Тома Брауна". Она и зародила в нем интерес к физическому воспитанию.                                                                                                                      

(слайд 19) В январе 1894 г.  П. Кубертен разослал приглашения и   программу Конгресса во многие зарубежные  клубы.16 июня 1894 г. в  большом зале Сорбоны собралось около 2000 чел. В последний момент в пригласительных билетах сделали запись "Конгресс возрождения Олимпийских игр". Наиболее важной частью работы явилось создание Международного олимпийского комитета.                                                                                

(слайд 20)  I-е Олимпийские игры было решено провести в 1896 г. в Афинах. Король Греции прислал Кубертену телеграмму с благодарностью членам конгресса о возрождении Олимпийских игр.                                                                                                      

(слайд 21) В 1908 г. по инициативе спортивных клубов и обществ на Игры в Лондон впервые отправились спортсмены Российской Империи. Делегация состояла из 8 человек.

(слайд 22) Первым русским чемпионом стал фигурист Панин-Коломенкин. Борцы Петров и Орлов были удостоены серебряных медалей.                                                  

(слайд 23) Впервые Россия официально принимала участие на Играх V-ой Олимпиады в 1912 году.                                                                                                                                            

(слайд 24) Однако с началом Первой мировой войны Игры VI Олимпиады в 1916 г. не проводились. После ее окончания Россия в силу внутренних и внешних причин не принимала участия в Олимпийских играх до 1952 года.                                                                

(слайд 25) И только в 1952 году новое государство -   СССР   впервые принял   участие в летних Олимпийских играх. Так начались бесконечные участия в играх в разных странах мира вплоть до 1980 года.                                                                                                                                                    

(слайд 26) В 1980 году Олимпийские игры состоялись в Москве.                                  

(слайд 27)  Летние Олимпийские игры 1980 года  проходили в Москве, столице СССР, с 19/07/80 – 03/08/80. Это были первые в истории Олимпийские игры, проведённые в социалистической стране.                                                                                                          

(слайд 28) Более 50стран бойкотировали эту Олимпиаду в связи с вводом советских войск в Афганистан.                                                                                                                                

(слайд 29) Всего  в московской Олимпиаде приняли участие спортсмены из 80 стран. 

(слайд 30) По итогом этой олимпиады СССР занял общекомандное 1 место и завоевал 195 медалей!                                                                                                                                         

(слайд 31) Михаил Пота́пыч Топтыгин. Именно так назвали талисман московских Олимпийских игр 1980 года. Его автором стал известный книжный иллюстратор Виктор Чижиков. Организационный комитет выбрал именно это животное, поскольку ему присущи такие характерные для спортсмена качества, как сила, упорство и смелость.                          

(слайд 32) Что же такое: Олимпийские ценности, символика и талисманы.                                                                                                  

(слайд 33) Дружба, Совершенство, Уважение  Ценности Олимпийского движения!

(слайд 34) Дружба - поиск взаимопонимания между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия и разногласия.                                                                             

(слайд 35) Совершенство - полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Борьба за достижение поставленных целей, преодоление себя и непрерывный процесс стремления к идеалу.                                                                                                                               

(слайд 36) Уважение. Соблюдение правил, борьба против допинга, честная конкуренция .

(слайд 37) Традиции. С первой Олимпиады установилась традиция поднятия государственных флагов под национальный гимн в честь победителя, а награждали всех победителей в последний день соревнований.  По традиции с 1932 года город – организатор строит Олимпийскую Деревню. Традиция зажжения олимпийского огня была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. С 1920 года перед началом Олимпийских игр как участники, так и судьи произносят Олимпийскую клятву.                       

(слайд 38) Олимпийская клятва спортсменов
«От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».                                                          

(слайд 39) Олимпийский огонь - это один из символов Олимпийских игр. Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор.                                                              

(слайд 40) Официальный логотип Олимпийских игр состоит из пяти сцепленных между собой колец. Считается, что пять колец – символ пяти континентов. (слайд 41)                              

(слайд 42) Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius, что в переводе означает: Быстрее, Выше, Сильнее.                                                               

(слайд 43)   Олимпийский принцип «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба».                                        

(слайд 44) Талисманы: Интересно, что изначально символами Олимпийских игр были только эмблема и олимпийский огонь. Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено летом 1972 года  в Мюнхене. Согласно принятым правкам, талисман Игр призван продвигать принципы олимпизма и способствовать популяризации конкретных Игр. Талисманом может стать человек, животное или сказочное существо, которое отражает особенности культуры принимающей страны и символизирующее ценности современного Олимпийского движения. Принято считать, что история милых символов отдельно взятых Игр начинается в 1968 году.                                                          

(слайд 45), (слайд 46) (слайд 47)  Зимние Олимпийские игры 2014 (официальное название XXII зимние Олимпийские игры) — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в Сочи (Россия) с 7 по 23 февраля 2014 года. Столица Олимпиады Сочи была выбрана во время 119-й сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года.                                                                                                  

(слайд 48) Совсем недавно закончились тридцатые летние Олимпийские игры, проходившие в Лондоне, столице Великобритании, с 27 июля по 12 августа 2012 года. Лондон стал первым городом, который принял игры уже третий раз (до этого они проходили там в 1908 и 1948 годах). Сборная России в неофициальном общекомандном зачёте в Лондоне  заняла четвёртое место /24 золотых, 25 серебряных, 33 бронзовых, суммарно - 82 медали/. На первом месте команда США /46-29-29, 104/ на втором - китайцы /38-27-22, 87/, на третьем - хозяева соревнований, сборная Великобритании / 29-17-19, 65/.

(слайд 49). Двадцать четыре олимпийских "золота" - это много или мало? Больше, чем было четыре года назад в Пекине - всего на одну медаль / на "целую" медаль/. Меньше, чем в Сиднее и Афинах...    Но  сколько же  душевных -  не говоря о физических - сил пришлось затратить российским спортсменам, чтобы добыть этот  "золотой запас"  на аренах Лондона. Результат российских олимпийцев в Лондоне - свидетельство того, что российский спорт не остановился в своем поступательном движении, что сделан еще один - пусть небольшой - шаг в будущее.                                                                                                      

(слайд 50) Олимпийские игры - это праздник мира, дружбы и взаимопонимания молодежи разных стран и континентов, это музыка, танцы и песни, это красочность и многоцветье толпы. Олимпийские игры – именно та арена, на которой человек неопровержимо доказывает, что нет предела человеческим возможностям, нет предела совершенству. На каждых играх реально воплощается олимпийский девиз: «Быстрее, Выше, Сильнее!!!»

4. Соревнования.

Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!». Ученики строятся в одну шеренгу.

 Учитель:  «Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей». Представление команд.

Учитель: «На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта». Командам рассказывает о видах соревнований.

№ п\п

Содержание урока

дозировка

Организационно-методические указания

1 часть

Подготовительная часть                          

1.    Ходьба                                              

- на носках,

- на пятках        

- в полуприседе, руки за головой        

2. Бег в медленном темпе        

3. Упражнения по восстановлению дыхания

4. Перестроение в колонну по три.

5. Общеразвивающие упражнения на месте (И.п. – исходное положение; о.с. – основная стойка): 1) И.п. - широкая стойка, одна рука вверху, другая внизу. Быстрая смена положения рук.

2) И.п. - ноги вместе, одна рука вверху, другая внизу. Вращение руками перед грудью вверх-вниз.

3) И.п. – стойка, руки на поясе. 1-2 наклон вправо, 3-4 наклон влево.

4) И.п. - ноги вместе, руки за спину "в замок": а) пружинящие наклоны вперед, одновременно с махами рук вверх; б) широкая стойка, руки вверх. Пружинящие наклоны к левой и правой ноге.

5) И.п. - широкая стойка, руки в стороны, согнуты. Повороты туловища влево, вправо.

6) И.п. - стоя ноги вместе, руки вперед: I - присед, руки за спину; 2 - встать.

7) И.п. – о.с. 1- выпад правой, 2- и.п., 3.- выпад левой, 4 – и.п.

8) И.п. - упор присев, правая (левая) прямая сзади. Смена положения ног прыжком.

9) И.п. - основная стойка. 1-3 - прыжки на двух ногах, 4-  поворот на 180°, руки согнуты в локтях.

Расслабление и упражнение на восстановление дыхания.

            

12 мин.


10 шагов

10 шагов  10 шагов


200-250 м

4 раза



 4-6 раз



  4-6 раз


  4-6 раз



  6-8 раз




  6-8 раз




  6-8 раз


  6-8 раз


  6-8 раз


  4-6 раз

Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше. Следить за работой рук,  ног, дыхание не задерживать.


Рывки энергичны



Спина прямая


Наклон ниже








Поворот глубже







Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног





Дыхание не задерживать

2 часть

Основная часть

Команда выбирает капитана. Назначаем судейскую бригаду.


I вид соревнований

Бег 12 метров (с высокого старта выполняет вся команда)


II  вид соревнований

Прыжок в длину с места (Ученики выполняют прыжки в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по трем лучшим результатам).


III   вид соревнований

Дартс. Метание дротиков в цель.


IV   вид соревнований

Метание бумажного диска на дальность.


V  вид соревнований

Эстафета 3 х 3 метра

Первый бежит до центральной линии, касается ее палочкой возвращается к 3-х метровой, опять касается,  затем к центральной линии и коснувшись ее бежит к команде, передав эстафету следующему.


VI  вид соревнований

Показательные выступления (Опережающее домашнее задание).

Элементы по видам спорта (из числа занимающихся).

    24 минуты



3 минуты




4 минуты







5 минут




4 минуты





3 минуты







4 минуты







Длина прыжка измеряется  в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей точки приземления.



Каждый выполняет по одному метанию.

Судьи следят за приземлением.



Побеждает команда, показавшая лучший результат.




Касаться точно линии, не переступая ее.





По одному человеку от команды.

5. Учитель  сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине: "Встречать олимпионика выходил весь город. Правители устраивали в его честь пиршество, на главной площади ставили мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители могли быть избранными на высшие государственные должности, им предоставлялись почетные места в театре, их освобождали от налогов и до конца жизни  кормили за общественный счет. Поэты Греции посвящали атлетам  стихи, а лучшие скульпторы высекали из мрамора и отливали  из бронзы статуи героев Олимпиад".

«Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов – очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека».

6. Подведение итогов. Анализ достижения цели урока. Сообщение отметок за урок.

Список используемых материалов:

1. Венок из оливы. Пособие для учащихся./Под. Редакцией А.И. Немировского. М., 1981.

2. «Я познаю мир», Энциклопедия, М, 2001.

3.  http: // www.gazeta.ru / sport /2012/ 08/ 12.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический урок по физической культуре по теме : «Олимпийские игры. Значение и символика»

Данная разработка урока поможет провести урок по теме "Олимпийские игры"...

Спортивно-оздоровительное мероприятие по физической культуре на тему: "Олимпийские игры – главное событие 2012г.".

Популяризации физической культуры и спорта среди учащихся школы.Первые Олимпийские игры проводились в 776 году до н.э. в Олимпии – Греция. На время Олимпийских игр на всей территории Греции прекращали...

Открытый урок по физической культуре по теме "Олимпийские игры древности" 5 класс.

Конспект урока с презентацией на 45 минут. Тема урока: Олимпийские игры древности.Цель урока: Познакомить учащихся с Олимпийскими играми древности.Задача урока: Содействовать усвоению знаний об Олимпи...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура  в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...

Методическая разработка урока по физической культуре на тему «Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча» в основной школе 7 класс

Баскетбол является достаточно сложным в освоении технических и тактических элементов. Существует многообразие двигательных действий и упражнений, разнообразная последовательность и сочетание их примен...

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...