Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"
методическая разработка

Алена Михайловна Аликаева

Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

Подготовила Аликаева Алена Михайловна

Учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с.Нижнесикиязово

Декабрь 2024г.

Тема: «Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности»

  Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

   Что такое функциональная грамотность для учителей?

Функциональная грамотность — это  то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности заключается в развитии следующих компетенций: 

Коммуникативная. Ученики учатся владеть всеми видами речевой деятельности, адекватно понимать чужую устную и письменную речь, выражаться устно и письменно. 5

Языковая. Предполагает знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности. 5

Лингвистическая. Направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов. 5

Кроме того, предмет «Русский язык» является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Тема моего мастер-класса «Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности». Для начала нужно определиться, что такое «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это любая работа с текстами, с графиками, таблицами, схемами и все это в совокупности. На уроках русского языка мы работаем с текстами, таблицами и схемами. Русский язык никогда не стоял у учащихся на первом месте как самый любимый предмет. Так как это один из самых сложных языков мира и учить его не просто. И чтобы показать детям, что это не так сложно и не так страшно, мы и формируем функциональную грамотность. Какой самый большой страх у ребенка перед тем, как он начнет работать над текстом, решать задачу или  выполнять упражнение? Как вы думаете? (Неуверенность в себе, в правильности решения, страх ответить не так, а вдруг неправильно). Наша задача как учителя найти те методы и приемы, при которых бы ребенок поверил в себя, подбирать такие приемы работы , где нет победителей и побежденных, тогда ребенок начинает верить в себя. Перестает бояться заданий, которые перед ним стоят.

Хочу вам показать 3 таких приема, которые я использую в работе, которые помогают тренировать в ребятах уверенность в себе.

  1. У вас на столе есть листочки. Я вас попрошу написать на листочке 3 слова: первое, что придет в голову, не задумываясь. Нельзя советоваться или говорить друг с другом. Итак, первое слово – великий писатель, второе слово – фрукт, третье слово – часть лица. Написали.

Теперь я угадаю, что вы написали. Пушкин. У кого совпало?

Яблоко. У кого такой же ответ?

      Нос. Сколько совпадений?

Итак, мы выяснили, что те варианты ответов, которые лежат на поверхности , мы можем легко угадать. Это люди с обычным , стандартным мышлением. Те, у кого 1, 2, или все 3 ответа не совпали, могут себя поздравить, у вас креативное мышление. Получается, креативное мышление – это содной стороны хорошо, что ты не как все думаешь, но с другой стороны, это значит, при решении задач ты можешь ошибиться, дать совсем другой ответ, в отличие от того, что требовало задание. Поэтому с этим ребенком нужно заниматься по-другому, что к такому ребенку нужен другой подход , предлагать ему более простые варианты решения.

  1. Мозговой штурм. Сочетание проблемного обучения. Выскажите свои предположения по поводу предложенного понятия. Когда дети без каких-либо условий начинают размышлять и потом , когда учитель выдает правильный ответ, они начинают понимать , что были правы или были близки к правильному ответу. И это тоже помогает им поверить в себя.

Пишу слово ПОТОП. Что особенного в этом слове? Каждый высказывает свое мнение. (Слово симметричное, т.е. читается одинаково и справа, и слева. Кто может привести похожий пример? Как называется такое явление? (Палиндромы)Выражение               ЛЁША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ чем-то похоже на это слово? Вывод : есть не толко слова, но и целые выражения – палиндромы. Некоторые писатели и поэты специально вставляют их в свои произведения. Н-Р, Брюсов, Ломоносов.

  1. Теперь самой трудное. Я попрошу разделиться вас на 3 группы. Каждой группе я даю текст. Самое трудное задание для школьников – это определить тему, проблему и идею текста. Оно всегда заводит детей в ступор. Для того, чтобы с этим справиться, я использую метод трех вопросов. 1. Тема - это О чем говорится в тексте? Но тема должна быть довольно узкая. Нельзя сказать, например, что «Война и мир» 2. Проблема – это  Какой вопрос автор задает читателю и себе в произведении? 3 – идея Это Как автор ответил на этот вопрос?

Перед вами текст. Ответьте на эти 3 вопроса: О чем говорится в произведении? Какой вопрос автор задает этим произведением себе и читателю? Как он на этот вопрос ответил? ( Работа зрителей)

У каждой группы свои варианты ответов.  И все ответы имеют место быть. Посмотрим, что говорят академические источники литературоведы об этом. Тема – благотворительность. Бедность и богатство .Щедрость. Проблема – в чем истинная щедрость? В чем истинное богатство? В чем истинное милосердие? Идея – когда ты готов разделить свои последние крохи ради спасения чужой жизни – это истинная щедрость, милосердие, доброта. Щедрость мужика во много раз превосходит щедрость богача Ротшильда.

Вот мы с вами проанализировали довольно сложное произведение Тургенева, узнали жанр Стихотворение в прозе, подняли серьезную тему, порассуждали  на эту тему, каждый высказал свое мнение. Но в общем, все варианты верны. И Мы научились методу трех вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Через игры на немецком языке к формированию функциональной грамотности"

Материал выступления в региональной научно-практической конференции «Формирование функциональной грамотности у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности» (совместно с НМЦ Лени...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...

Методическая разработка по русскому языку " Задания по функциональной грамотности"

Особенности заданий для оценки функциональной грамотностиЗадачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая ...