Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"
методическая разработка
Мастер-класс "Роль предмета русский язык в формировании функциональной грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
Подготовила Аликаева Алена Михайловна
Учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Нижнесикиязово
Декабрь 2024г.
Тема: «Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности»
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Что такое функциональная грамотность для учителей?
Функциональная грамотность — это то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности заключается в развитии следующих компетенций:
Коммуникативная. Ученики учатся владеть всеми видами речевой деятельности, адекватно понимать чужую устную и письменную речь, выражаться устно и письменно. 5
Языковая. Предполагает знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности. 5
Лингвистическая. Направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов. 5
Кроме того, предмет «Русский язык» является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Тема моего мастер-класса «Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности». Для начала нужно определиться, что такое «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это любая работа с текстами, с графиками, таблицами, схемами и все это в совокупности. На уроках русского языка мы работаем с текстами, таблицами и схемами. Русский язык никогда не стоял у учащихся на первом месте как самый любимый предмет. Так как это один из самых сложных языков мира и учить его не просто. И чтобы показать детям, что это не так сложно и не так страшно, мы и формируем функциональную грамотность. Какой самый большой страх у ребенка перед тем, как он начнет работать над текстом, решать задачу или выполнять упражнение? Как вы думаете? (Неуверенность в себе, в правильности решения, страх ответить не так, а вдруг неправильно). Наша задача как учителя найти те методы и приемы, при которых бы ребенок поверил в себя, подбирать такие приемы работы , где нет победителей и побежденных, тогда ребенок начинает верить в себя. Перестает бояться заданий, которые перед ним стоят.
Хочу вам показать 3 таких приема, которые я использую в работе, которые помогают тренировать в ребятах уверенность в себе.
- У вас на столе есть листочки. Я вас попрошу написать на листочке 3 слова: первое, что придет в голову, не задумываясь. Нельзя советоваться или говорить друг с другом. Итак, первое слово – великий писатель, второе слово – фрукт, третье слово – часть лица. Написали.
Теперь я угадаю, что вы написали. Пушкин. У кого совпало?
Яблоко. У кого такой же ответ?
Нос. Сколько совпадений?
Итак, мы выяснили, что те варианты ответов, которые лежат на поверхности , мы можем легко угадать. Это люди с обычным , стандартным мышлением. Те, у кого 1, 2, или все 3 ответа не совпали, могут себя поздравить, у вас креативное мышление. Получается, креативное мышление – это содной стороны хорошо, что ты не как все думаешь, но с другой стороны, это значит, при решении задач ты можешь ошибиться, дать совсем другой ответ, в отличие от того, что требовало задание. Поэтому с этим ребенком нужно заниматься по-другому, что к такому ребенку нужен другой подход , предлагать ему более простые варианты решения.
- Мозговой штурм. Сочетание проблемного обучения. Выскажите свои предположения по поводу предложенного понятия. Когда дети без каких-либо условий начинают размышлять и потом , когда учитель выдает правильный ответ, они начинают понимать , что были правы или были близки к правильному ответу. И это тоже помогает им поверить в себя.
Пишу слово ПОТОП. Что особенного в этом слове? Каждый высказывает свое мнение. (Слово симметричное, т.е. читается одинаково и справа, и слева. Кто может привести похожий пример? Как называется такое явление? (Палиндромы)Выражение ЛЁША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ чем-то похоже на это слово? Вывод : есть не толко слова, но и целые выражения – палиндромы. Некоторые писатели и поэты специально вставляют их в свои произведения. Н-Р, Брюсов, Ломоносов.
- Теперь самой трудное. Я попрошу разделиться вас на 3 группы. Каждой группе я даю текст. Самое трудное задание для школьников – это определить тему, проблему и идею текста. Оно всегда заводит детей в ступор. Для того, чтобы с этим справиться, я использую метод трех вопросов. 1. Тема - это О чем говорится в тексте? Но тема должна быть довольно узкая. Нельзя сказать, например, что «Война и мир» 2. Проблема – это Какой вопрос автор задает читателю и себе в произведении? 3 – идея Это Как автор ответил на этот вопрос?
Перед вами текст. Ответьте на эти 3 вопроса: О чем говорится в произведении? Какой вопрос автор задает этим произведением себе и читателю? Как он на этот вопрос ответил? ( Работа зрителей)
У каждой группы свои варианты ответов. И все ответы имеют место быть. Посмотрим, что говорят академические источники литературоведы об этом. Тема – благотворительность. Бедность и богатство .Щедрость. Проблема – в чем истинная щедрость? В чем истинное богатство? В чем истинное милосердие? Идея – когда ты готов разделить свои последние крохи ради спасения чужой жизни – это истинная щедрость, милосердие, доброта. Щедрость мужика во много раз превосходит щедрость богача Ротшильда.
Вот мы с вами проанализировали довольно сложное произведение Тургенева, узнали жанр Стихотворение в прозе, подняли серьезную тему, порассуждали на эту тему, каждый высказал свое мнение. Но в общем, все варианты верны. И Мы научились методу трех вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Через игры на немецком языке к формированию функциональной грамотности"
Материал выступления в региональной научно-практической конференции «Формирование функциональной грамотности у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности» (совместно с НМЦ Лени...
скринкаст "Роль урока иностранного языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования"
https://drive.google.com/file/d/1DCiv4esTNs83SvH1_M_hleaTv56zXJ_z/view...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья...
Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"
Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...
Методическая разработка по русскому языку " Задания по функциональной грамотности"
Особенности заданий для оценки функциональной грамотностиЗадачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая ...