Технологическая карта
план-конспект урока по истории (10 класс)

Новикова Валентина Сырендоржиевна

Предметная: проанализировать явление и причины Гражданскoй войны, ее основные этапы; познакомить учащихся с процессом формирования антибольшевистского движения и  целями белогвардейцев; выделить особенности большевистской политики;            

Метапредметная: способствовать формированию навыков и умений анализировать разные источники информации, получать знания с их помощью, а так же умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Личностная: формировать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны; формировать активную гражданскую позицию молодежи; воспитать чувство патриотизма (общекультурная компетенция).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ»

Учитель истории и обществознания Новикова Валентина Сырендоржиевна,

МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ»

Предмет:

История России

Класс:

10

Тема:

Гражданская война в России

Цели:

Предметная: проанализировать явление и причины Гражданскoй войны, ее основные этапы; познакомить учащихся с процессом формирования антибольшевистского движения и  целями белогвардейцев; выделить особенности большевистской политики;                 

Метапредметная: способствовать формированию навыков и умений анализировать разные источники информации, получать знания с их помощью, а так же умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Личностная: формировать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны; формировать активную гражданскую позицию молодежи; воспитать чувство патриотизма (общекультурная компетенция).                  

Задачи:

- Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.

-  Подвести обучающихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.

-  Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.

       - Развивать умение анализировать и аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.

        - Воспитывать гражданственность, ориентировать обучающихся на гуманистические и демократические ценности.

УУД:

Личностные: определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе; формировать  и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать  процесс и результат деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников, формировать  целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Результаты:

Предметные: определять исторические процессы, события времени, применять основные хронологические понятии; соотносить историческое время и историческое пространство; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;

Метапредметные: анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и решать ее.

Основные понятия:

гражданская война, белогвардейцы, большевики, Красная Армия, зеленые, махновщина,  интервенция, военный коммунизм, анархия, террор.

Формы учебной работы:

фронтальная работа с группой, мозговой штурм

Технология:

Проблемная лекция

Дидактическая структура урока

Дидактическая структура

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап

Приветствие,

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

Регулятивные: умение мобилизовать свои силы.

II. Проверка знаний

Даёт письменное  задания: 1)- индивидуальная работа с карточками по теме: «Приход большевиков к власти».  2)- индивидульная работа с контурными картами «Россия  в Первой мировой войне в 1917г

 Фронтальный опрос  обучающихся:

1. Каковы причины Октябрьской революции?

2. Каково было соотношение политических сил на II съезде Советов?

3. Почему первыми законодательными актами большевиков были Декрет о мире и о земле?

4.Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное собрание?

6. Когда был заключён Брестский мирный договор? Каковы его условия?

7. Каковы были первые мероприятия советской власти в области экономики?

Выслушивают задание учителя. Отвечают на вопросы

Познавательные: самостоятельное создание способов решения задания

III. Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя, актуализация темы урока. Постановка проблемы:– выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.

2. В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:  

Почему победу одержали красные?

Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?

Чему учат итоги Гражданской войны?

Определить последствия войны для судьбы нашей страны.

3. Работа с новыми терминами: учитель задаёт вопросы

Что такое Гражданская война?

Что такое интервенция?

Что такое анархия?

4.Читает лекцию задает вопросы

1. Записывают тему урока. Рассуждают на поставленную учителем проблему.

Записывают проблемные вопросы

генерируют идей, обсуждают, записывают определения на доске

Слушают, дают ответы на поставленные вопросы, формулируют, записывают

- умение , проводить анализ и вычленять главное

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Личностные: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание событий.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации;; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

IV. Закрепление знаний.

Проверка усвоения материала, Игра верно не верно. Читает утверждения

 

Выполняют задания, отвечают верна или не верно утверждение, объясняют свою точку зрения

-Умение применить полученные знания

Личностные: понимают значение знаний 
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний 
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний 
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство своей точки зрения.

Коммуникативные: учувствовать в коллективном обсуждении проблем,

умение слушать друг друга, вступать в диалог и вести его;

V. Итоги урока. Рефлексия.

 1.Подводит итоги урока.

2.Предлагает ученикам сформулировать вывод урока. Написать мини-вывод.

3. Организует заполнение учениками листа самоконтроля

 Формулируют выводы, осуществляют самооценку, заполняют листы самоконтроля.

 

Познавательные: Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других.

Домашнее задание.

Формулирует и объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Самоанализ открытого урока

Цель урока:

- определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;

- продолжить формирование навыков анализа исторических документов;

- понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Оборудование:

- «История России. 1914 г. – начало XXI в.» (В.А. Никонов, С.В. Девятов; под науч. Ред. С.П. Карпова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово»)

- Интерактивный комплекс

      

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с текстом учебника, историческими документами, научно-популярной, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке.

Мне удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Для актуализации первичного опыта был использован прием «Словарная работа». Учащиеся давали определения тем понятиям, которые встречаются в ходе урока.

Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены и стали личностно значимыми для учащихся, так как они понимали, что будущее страны в их руках.

Структура урока соответствует выбранному типу урока изучения нового материала, построенного в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Этапы урока взаимосвязаны, каждый этап решает свою задачу.

Урок изучения нового материала по теме «Гражданская война: красные», начался с этапа «вызов». Был предложен метод «мозгового штурма», продолжительностью 15 минут. Во время работы, ученики размышляли над тем, что они уже знают о гражданской войне, сочетая индивидуальную, групповую и фронтальную деятельность. Данный прием призван актуализировать познавательную деятельность детей.

Этап «содержания» (20-25 минут) проводился в ключе: «Задай вопрос и найди ответ». Для эффективности проведения данного этапа, использовались различные методы и приёмы ознакомления учащихся с новым материалом. Методы и приёмы были подобраны в соответствии с образовательно-воспитательными целями урока, выстроены в соответствии с требованиями систематичности, последовательности, правильности протекания мыслительных операций у детей. Работа учащихся опиралась на ранее приобретенные знания, умения и навыки.

Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Применялись различные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный на начальном этапе урока. Исследовательский, частично-поисковый на этапе актуализации обогащаемого опыта.

Для актуализации закрепляемого опыта использовался исследовательский и объяснительно-иллюстративный метод. На уроке была создана ситуация выбора для каждого ученика по написанию мини-сообщения на данную тему.

Домашнее задание носило разноуровневый характер - ребята имели право выбора. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала.

При подведении итогов деятельности учащихся оценивался не только результат работы на уроке, но и при подготовке его.

Прослеживаются причинно-следственные связи прошлого и настоящего. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории своей страны, с ее успехами и падениями, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...