Рабочая программа по Всеобщей истории 5-9 класс
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по Всеобщей истории представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Всеобщей истории 5-9 класс | 82.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | «Утверждаю» Приказ № 70-о от «31» августа 2021 г. Директор МКОУ « Семидесятская СОШ» ____________Минакова Г.И. |
Воронежская область Хохольский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Семидесятская средняя общеобразовательная школа»
с. Семидесятное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Всеобщей истории
Ступень обучения (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ (5-9 класс)
Количество часов 209 Уровень БАЗОВЫЙ
Учитель Бойчук Марина Борисовна
2017-2021 учебный год
- Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- ООП ООО МКОУ «Семидесятская СОШ» Приказ № 87 от 29.08.2021 года;
- Примерной программой по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
- Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Срок реализации программы – 5 лет.
Программа рассчитана на 209 учебных часа: в 5 классе – 70 ч. (из расчета 2 часа в неделю); в 6 классе – 35 ч. (из расчета 1 час в неделю); в 7 классе – 35 ч. (из расчета 1 час в неделю); в 8 классе – 35 ч. (из расчета 1 час в неделю); в 9 классе – 34 ч. (из расчета 1 час в неделю).
Учебный план МКОУ «Семидесятская СОШ» предусматривает ежегодную корректировку количества часов, отводимых на изучение русского языка, согласно годовому календарному учебному графику.
Структура документа
Рабочая программа по Всеобщей истории представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; список литературы.
Целью школьного исторического образования является:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко- культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
- формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников
Задачи изучения истории на ступени основного общего образования:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
История Древнего мира
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Новейшая история
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
• анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История Средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
Новая история
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV — начале ХVП в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против ре- формационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХVII — ХVIII вв.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в ХVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция ХУШ в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополис-тический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «Опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история. ХХ — начало XXI в.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910— 1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война (1914—1918 гг.)
Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918—1939 гг.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.
Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.
Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М. К. Ганди.
Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.
Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и её деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин — Рим — Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.
Вторая мировая война (1939—1945 гг.)
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Мир во второй половине XX — начале XXI в.
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».
Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.
Соединённые Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ—начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточно-европейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.
Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
Международные отношения во второй половине ХХ — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в современном мире.
Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.
- Календарно-тематическое планирование
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
5 класс
№ урока п/п | Темы | Кол-во часов | Дата проведения урока | ||||||||
план | факт | ||||||||||
1 | Введение. Откуда мы знаем как жили наши предки. | 1 | 06.09. | ||||||||
2 | Счет лет в истории | 1 | 08.09. | ||||||||
3 | Древнейшие люди | 1 | 13.09. | ||||||||
4 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | 15.09. | ||||||||
5 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | 20.09. | ||||||||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | 22.09. | ||||||||
7 | Появление неравенства и знати | 1 | 27.29. | ||||||||
8 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Жизнь первобытных людей». | 1 | 04.10 | ||||||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | 06.10. | ||||||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | 11.10 | ||||||||
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | 13.10 | ||||||||
12 | Военные походы фараонов | 1 | 18.10. | ||||||||
13 | Религия древних египтян | 1 | 20.10. | ||||||||
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | 08.11. | ||||||||
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | 10.11 | ||||||||
16 | Повторение по теме 4 «Древний Египет».Самостоятельная работа. | 1 | 15.11. | ||||||||
17 | Древнее Двуречье | 1 | 17.11 | ||||||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | 22.11. | ||||||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | 23.11. | ||||||||
20 | Библейские сказания | 1 | 29.11. | ||||||||
21 | Древнееврейское царство | 1 | 01.12. | ||||||||
22 | Ассирийская держава | 1 | 06.12. | ||||||||
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | 08.12 | ||||||||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | 13.12 | ||||||||
25 | Индийские касты | 1 | 15.12 | ||||||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | 20.12 | ||||||||
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | 22.12 | ||||||||
28 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древний Восток». Промежуточный мониторинг | 1 | 27.12 | ||||||||
29 | Греки и критяне | 1 | 29.12 | ||||||||
30 | Микены и Троя | 1 | 12.01 | ||||||||
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | 17.01 | ||||||||
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | 19.01 | ||||||||
33 | Религия древних греков | 1 | 24.01 | ||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | 26.01 | ||||||||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | 31.01 | ||||||||
36 | Древняя Спарта | 1 | 02.02 | ||||||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | 07.02 | ||||||||
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | 09.02 | ||||||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | 14.02 | ||||||||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | 16.02 | ||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | 21.02 | ||||||||
42 | В городе богини Афины | 1 | 23.02 | ||||||||
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | 28.02 | ||||||||
44 | В афинском театре | 1 | 02.03. | ||||||||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 07.03 | ||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | 09.03 | ||||||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 14.03 | ||||||||
48 | В Александрии Египетской | 1 | 16.03 | ||||||||
49 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древняя Греция». Самостоятельная работа | 1 | 21.03 | ||||||||
50 | Древний Рим | 1 | 23.03 | ||||||||
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | 28.03 | ||||||||
52 | Устройство Римской республики | 1 | 30.03 | ||||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | 04.04 | ||||||||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | 06.04 | ||||||||
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | 11.04 | ||||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | 13.04 | ||||||||
57 | Восстание Спартака | 1 | 18.04 | ||||||||
58 | Единовластие Цезаря | 1 | 20.04 | ||||||||
59 | Установление империи | 1 | 25.04 | ||||||||
60 | Соседи Римской империи | 1 | 27.04 | ||||||||
61 | В Риме при императоре Нероне | 1 | 02.05 | ||||||||
62 | Первые христиане и их учение | 1 | 04.05 | ||||||||
63 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | 09.05 | ||||||||
64 | Вечный город и его жители | 1 | 11.05 | ||||||||
65 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древний Рим». Самостоятельная работа | 16.05 | |||||||||
66 | Римская империя при Константине | 1 | 18.05 | ||||||||
67 | Взятие Рима варварами | 1 | 23.05 | ||||||||
68-70 | Итоговый урок | 1 | 25.05 30.05 |
6 класс
№ Урока п/п | Темы | Кол-во часов | Дата проведения урока | ||||||||
план | Факт | ||||||||||
1 | Введение. Живое средневековье | 1 | 06.09 | ||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | 1 | 13.09 | ||||||||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | 20.09 | ||||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | 27.09 | ||||||||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | 04.10 | ||||||||
6 | Англия в раннее Средневековье | 1 | 11.10 | ||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | 18.10 | ||||||||
8 | Культура Византии | 1 | 08.11 | ||||||||
9 | Образование славянских государств | 1 | 15.11 | ||||||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | 22.11 | ||||||||
11 | Культура стран халифата | 1 | 29.11 | ||||||||
12 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | 06.12 | ||||||||
13 | В рыцарском замке | 1 | 13.12 | ||||||||
14 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | 1 | 20.12 | ||||||||
15 | Торговля в Средние века | 1 | 27.12 | ||||||||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | 17.01 | ||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
17 | Крестовые походы | 1 | 24.01 | ||||||||
18 | Как происходило объединение Франции | 1 | 31.01 | ||||||||
19 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | 07.02 | ||||||||
20 | Столетняя война | 1 | 14.02 | ||||||||
21 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | 21.02 | ||||||||
22 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | 1 | 28.02 | ||||||||
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | 07.03 | ||||||||
24 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 | 14.03 | ||||||||
25 | Гуситское движение в Чехии | 1 | 21.03 | ||||||||
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | 28.03 | ||||||||
27 | Образование и философия. Культура раннего Возрождения. | 1 | 04.04 | ||||||||
28 | Средневековая литература | 1 | 11.04 | ||||||||
29 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождение в Италии | 1 | 18.04 | ||||||||
30 | Научные открытия и изобретения. | 1 | 25.04 | ||||||||
31 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 | 02.05 | ||||||||
32 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | 09.05 | ||||||||
33 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 1 | 16.05 | ||||||||
34 | Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества» | 1 | 23.05 | ||||||||
35 | Итоговое повторение | 1 | 30.05 |
7 класс
№ Урока п/п | Темы | Кол-во часов | Дата проведения урока | ||
план | факт | ||||
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени. | 1 | 06.09 | ||
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | 13.09 | ||
3-4 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 2 | 20.09 27.09 | ||
5 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | 04.10 | ||
6 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | 11.10. | ||
7 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | 1 | 18.10 | ||
8 | Великие гуманисты Европы | 1 | 25.10 | ||
9 | Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | 09.11 | ||
10 | Рождение новой европейской науки. | 1 | 16.11 | ||
11 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | 2 | 23.11 30.11 | ||
12 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 2 | 07.12 14.12 | ||
13 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море | 2 | 21.12 18.12 | ||
14 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 2 | 11.01 | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени» | 1 | 18.01 | ||
16 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. | 1 | 25.01 | ||
17 | Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | 1 | 01.02 | ||
18 | Международные отношения в XVI – XVIII вв.
| 1 | 08.02 | ||
19 | Повторительно-обобщающий урок по главе II "Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)" | 1 | 15.02 | ||
20 | Великие просветители Европы | 1 | 22.02 | ||
21 | Мир художественной культуры просвещения | 1 | 01.03 | ||
22 | На пути к индустриальной эре | 1 | 08.03 | ||
23 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | 15.03 | ||
24 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 1 | 22.03 | ||
25 | Франция в XVIIIв. Причины и начало Французской революции. | 1 | 29.03 | ||
26-27 | Французская революция. От монархии к республике. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 2 | 04.04 11.04 | ||
28 | Итогово-обобщающий урок по главе III «Эпоха Просвещения. Время преобразований.» | 1 | 18.04 | ||
29 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 | 25.04 | ||
30-31 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | 2 | 03.05 10.05 | ||
32 | Итогово обобщающий урок по главе IV | 17.05 | |||
33-34 | Итогово – обобщающий урок по всему курсу | 24.05 | |||
35 | Повторение | 31.05 |
8 класс
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 | 06.09 | |
2 | Индустриальные революции: достижения и проблемы. | 1 | 13.09 | |
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 | 20.09 | |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | 1 | 27.09 | |
5 | Наука : создание научной картины мира. | 1 | 04.10 | |
6 | XIXвек в зеркале художественных изысканий. Литература. | 1 | 11.10 | |
7 | Искусство: в поисках новой картины мира. | 1 | 18.10 | |
8 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство | 1 | 25.10 | |
9 | Итоговый урок по теме "Становление индустриального общества" | 1 | 08.11 | |
11 | Консульство и образование наполеоновской империи. | 1 | 15.11 | |
12 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 1 | 22.11 | |
13 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | 1 | 29.11 | |
14 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. | 1 | 06.12 | |
15 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 | 13.12 | |
16 | Германия: на пути к единству. | 1 | 20.12 | |
17 | "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?" | 1 | 27.12 | |
18 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | 1 | 17.01 | |
19 | Итогово обобщающий урок по теме «Строительство Новой Европы». | 1 | 24.01 | |
20 | Германская Империя: борьба за «место под солнцем» | 1 | 31.01 | |
21 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | 07.02 | |
22 | Франция: третья республика. | 1 | 14.02 | |
23 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | 21.02 | |
24 | От австрийской империи к Австро-Венгрии поиски выхода из кризиса. | 1 | 28.02 | |
25 | Итогово обобщающий урок по теме «Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества.». | 1 | 07.03 | |
26 | США в XIX веке : модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 1 | 14.03 | |
27 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 | 21.03 | |
28 | Латинская Америка в XIX веке: время перемен. | 1 | 28.03 | |
29 | Итоговый урок по теме «Две Америки». | 1 | 04.04 | |
30 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника» | 1 | 11.04 | |
31 | Китай: традиции против модернизации. | 1 | 18.04 | |
32 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | 1 | 25.04 | |
33 | Африка: континент в эпоху перемен. | 1 | 02.05 | |
34 | Международные отношения: дипломатия или войны? | 1 | 16.05 | |
35 | Итогово обобщающий урок по вему курсу. | 1 | 23.05 |
9 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во уроков | Дата | |||||||
план | факт | |||||||||
1 | Введение | 1 | 06.09 | |||||||
2 | Экономическое развитие в XIX - начале XX в. | 1 | 13.09 | |||||||
3 | Меняющееся общество | 1 | 20.09 | |||||||
4 | Век демократизации | 1 | 27.09 | |||||||
5-6 | «Великие идеологии» | 2 | 04.1011.10 | |||||||
7-8 | Образование и наука. | 2 | 18.1008.11 | |||||||
9 | XIX век в зеркале художественных исканий.
| 1 | 15.11 | |||||||
10 | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. | 1 | 22.11 | |||||||
11 | Достижения XIX в. в истории человечества. | 1 | 29.11 | |||||||
12 | Итогово-повторяющий урок по теме «Становление индустриального общества в XIX веке.» | 06.12 | ||||||||
13 | Консульство и Империя. | 1 | 13.12 | |||||||
14 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи. | 1 | 20.12 | |||||||
15 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. | 1 | 27.12 | |||||||
16 | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии. | 1 | 17.01 | |||||||
17 | Германия в первой половине XIX в. | 1 | 24.01 | |||||||
18 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. | 1 | 31.01 | |||||||
19 | США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост. | 1 | 07.02 | |||||||
20 | Итогово-повторяющий урок по теме «Страны Европы и США в первой половине XIX в.» | 1 | 14.02 | |||||||
21 | Роль личности в истории. Объединители. | 1 | 21.02 | |||||||
22 | Страны Азии в XIX – начале XX в. | 1 | 28.02 | |||||||
23 | Африка в XIX – начале XX в. | 1 | 07.03 | |||||||
24 | Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. | 1 | 14.03 | |||||||
Итогово-повторяющий урок по теме «Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.» | 1 | 21.03 | ||||||||
25 | Великобритания до Первой мировой войны. | 1 | 28.03 | |||||||
26 | Франция: Вторая империя и Третья республика. | 1 | 04.04 | |||||||
27 | Германия на пути к европейскому лидерству. | 1 | 11.04 | |||||||
28 | Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. | 1 | 18.04 | |||||||
28 | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | 25.04 | |||||||
30 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». | 1 | 02.05 | |||||||
31 | Международные отношения в XIX – начале XX в. | 1 | 09.05 | |||||||
32 | Итогово-повторяющий урок по теме «Страны Европы и США во второй половине XIX – начале ХХ в.» | 1 | 16.05 | |||||||
33 | Итогово-обобщающий урок по всему курсу | 1 | 23.05 | |||||||
34 | Повторение | 1 | 30.05 |
IV. Учебно-методическая литература.
Программы
Примерная программа по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы.
Учебники
5 класс - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира М.: Провещение, 2016 г.
6 класс - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков М.: Провещение, 2016 г.
7 класс - А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История Нового времени 1500-1800гг. М.: Провещение 2016 г.
8 класс - А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История Нового времени 1800-1900гг. М.: Провещение 2016 г.
9 класс - А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История Нового времени М.: Провещение 2016 г.
Методическая литература
История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь (комплект из 2 тетрадей) Г. Годер, М., Просвещение, 2014.
История древнего мира. УМК. Тесты по истории древнего мира 5 класс, Ю.И. Максимов, М., Просвещение, 2014.
Электронное приложение к учебнику «История древнего мира 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, 2014.
Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс.
А. В. Игнатов. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского).
Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Т.В. Коваль – М.: Просвещение, 2014.
Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П.А. Баранов. Рабочая тетрадь, ч.1, ч.2.
Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Т.В. Коваль – М.: Просвещение, 2014.
Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П.А. Баранов. Рабочая тетрадь, ч.1, ч.2.
Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая тетрадь. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П.А. Баранов. Рабочая тетрадь
Проверочные и контрольные работы по истории 9 класс: П.А. Баранов, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории для 6 класса 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочие программы по всеобщей истории 5-9 классы
Авторы учебников:5 класс- А.А.Вигасина, Г.И.Годер;6 класс - Е.А.Агибалова, Г.М.Донской;7-8 классы - А.Я.Юдовская,П.А.Баранов;9 класс - О.С.Сороко-Цюпа...
рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс с КТП
Рабочая программа выполнена на основе ФГОС....
рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс с КТП
Рабочая программа выполнена на основе ФГОС....
Рабочая программа по всеобщей истории 6-9 классы (ФГОС)
Программа по предмету «Всеобщая история» предлагает распределение учебных часов по разделам: «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы),...
Рабочая программа по всеобщей истории 5-8 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 5-8 класс из рассчета 35 ч в год...
Рабочая программа по всеобщей истории 8 - 9 класс.
Рабочая программа и тематическое планирование по всеобщей истории 8- 9 класс....