Рабочая программа по всеобщей истории 5-8 класс
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа по всеобщей истории 5-8 класс из рассчета 35 ч в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vseobshchaya_istoriya_5-8.docx | 80.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа предмета «Всеобщая история 5-8 класс»
- Аннотация
Рабочая программа по всеобщей истории рассчитана на 35 часов в год, в 5-8 классах из расчета 1 час в неделю в течение учебного года.
Преподавание всеобщей истории в 5 - 8 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»[1];
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл)[2];
- Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[3];
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[4]»;
- примерная основная образовательная программа основного общего образования[5];
- основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Таловская СОШ Воронежской области Таловского муниципального района[6];
- Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[7];
- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253»[8];
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548[9];
- Письма Департамента науки и молодежной политики Воронежской области от 29.05.2015 №80-11/4360 (п. 12-14);[10]
- Проект «Историко – культурный стандарт»[11];
- Концепция нового учебно – методического комплекса по Отечественной истории[12];
- Протокол № 1 заседания учителей методического объединения «Обществознание» от 28. 08. 2017 г.
- Авторские рабочие программы:
- Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко – Цюпы. 5-9 классы[13];
Преподавание истории в школе осуществляется в условиях перехода к реализации Концепции нового учебно – методического комплекса по отечественной истории, включающей в себя Историко – культурный стандарт. Концентрическую систему исторического образования заменяет линейная. В связи с этим в 2017-2018 учебном году преподавание истории в 5 – 8 классах ведется в соответствии с хронологическими рамками Историко – культурного стандарта и примерной основной образовательной программой основного общего образования. Используется следующая синхронизация преподавания курсов всеобщей истории и истории России:
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
Всеобщая история | История России | |
5 класс | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. | Народы и государства на территории нашей страны в древности |
6 класс | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный компонент |
7 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. | РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент |
8 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота Великая французская революция | РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ Россия в эпоху преобразований Петра I После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I Региональный компонент |
9 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг. | IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений Кризис империи в начале ХХ века Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры Региональный компонент |
Учебники по всеобщей истории для 6-8 классов по концентрической структуре не всегда по содержанию в полной мере отвечают требованиям Историко-культурного стандарта, поэтому представленная таблица дает возможность выделить элементы содержания, которые должны быть включены в курсы истории. Эти содержательные единицы могут быть представлены не только в учебнике, но и в компонентах УМК: электронном учебнике, хрестоматии, атласе, книге для чтения, а также при изложении материала на уроке.
Всеобщая история
6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История Средних веков. 6 класс.
Все параграфы.
7 класс А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. 7 класс:
изучается материал с § 1 по §17 включительно;
из §18-19 - пункты 1,2,3,4, 5.
8 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. 7 класс:
Изучается материал §18-19 – пункты 6, 7, 8
§ 20-30
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса[14]
Личностные результаты освоения образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
9.1. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения программы:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
10.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграммагизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты. История России. Всеобщая история.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
- Содержание учебного предмета, курса
Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
- Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история 5 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
По плану | Факт | ||||
1 | Введение | 1 | |||
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч.) | |||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.) | |||||
2 | Древнейшие люди | 1 | |||
3 | Родовые общины собирателей и охотников. | 1 | |||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
Глава 2 . Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.) | |||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | |||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | |||
7 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | |||
Глава 3. Счет лет в истории (1 ч.) | |||||
8 | Счет лет в истории | 1 | |||
Раздел II. Древний Восток (20 ч.) | |||||
Глава 4. Древний Египет (8 ч.) | |||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | |||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | |||
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | |||
12 | Военные походы фараонов | 1 | |||
13 | Религия древних египтян | 1 | |||
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | |||
15 | Письменность и знания древних египтян. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
16 | Повторительно – обобщающий урок по теме: « Древний Египет». | 1 | |||
Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч.) | |||||
17 | Древнее Двуречье | 1 | |||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | |||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | |||
20 | Библейские сказания. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
21 | Древнееврейское царство | 1 | |||
22 | Ассирийская держава | 1 | |||
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | |||
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч.) | |||||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | |||
25 | Индийские касты | 1 | |||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | |||
28 | Повторительно – обобщающий урок по теме: « Древний Восток». | 1 | |||
Раздел III. Древняя Греция (21 ч.) | |||||
Глава 7. Древнейшая Греция (5 ч.) | |||||
29 | Греки и критяне | 1 | |||
30 | Микены и Троя | 1 | |||
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | |||
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | |||
33 | Религия древних греков. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.) | |||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | |||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | |||
36 | Древняя Спарта | 1 | |||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | |||
38 | Олимпийские игры в древности. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | |||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | |||
Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. (5 ч.) | |||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | |||
42 | В городе богини Афины | 1 | |||
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | |||
44 | В театре Диониса. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | |||
Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке (4 ч.) | |||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | |||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | |||
48 | В Александрии Египетской. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
49 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древняя Греция». | 1 | |||
Раздел IV. Древний Рим (17 ч.) | |||||
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.) | |||||
50 | Древнейший Рим | 1 | |||
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | |||
52 | Устройство Римской республики | 1 | |||
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.) | |||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | |||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | |||
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | |||
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.) | |||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | |||
57 | Восстание Спартака | 1 | |||
58 | Единовластие Цезаря | 1 | |||
59 | Установление империи | 1 | |||
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.) | |||||
60 | Соседи Римской империи | 1 | |||
61 | В Риме при императоре Нероне | ||||
62 | Первые христиане и их учение | 1 | |||
63 | Расцвет Римской империи во 2-м веке | 1 | |||
64 | «Вечный город» и его жители. Модуль «Историческое культурное наследие Древнего мира» | 1 | |||
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.) | |||||
65 | Римская империя при Константине | 1 | |||
66 | Взятие Рима варварами | 1 | |||
67 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 1 | |||
68 | Итоговое повторение | 1 | |||
69-70 | Резерв | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов | дата | ||||
план | факт | ||||||
1 | Что изучает история Средних веков | 1 | |||||
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов) | |||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | |||||
3 | Королевство франков и христианская церковь | 1 | |||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | |||||
5 | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 | |||||
6 | Культура Западной Европы в эпоху Раннего Средневековья | 1 | |||||
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа) | |||||||
7 | Византия- государственное устройство и культура | 1 | |||||
8 | Образование славянских государств | 1 | |||||
Глава III. АРАБЫ В VI-XI ВВ. (3часа) | |||||||
9--10 | Арабский халифат и его распад | 2 | |||||
11 | Культура стран халифата | 1 | |||||
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | |||||||
12 | В рыцарском замке | 1 | |||||
13 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | |||||
14 | Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа) | 1 | |||||
15 | Средневековый город | 1 | |||||
16 | Горожане и их образ жизни | 1 | |||||
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (3 часа) | |||||||
17 | Католическая церковь в Средние века
| 1 | |||||
18-19 | Крестовые походы | 2 | |||||
Глава VI. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) | |||||||
20 | Объединение Франции | 1 | |||||
21 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | |||||
22. | Столетняя война | 1 | |||||
23. | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | |||||
24. | Усиление королевской власти во Франции и Англии | 1 | |||||
25. | Реконкиста | 1 | |||||
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа) | |||||||
26. | Усиление власти князей Германии | 1 | |||||
27. | Расцвет итальянских городов | 1 | |||||
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа) | |||||||
28 | Гуситское движение в Чехии | 1 | |||||
29 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | |||||
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов) | |||||||
30 | Образование и философия, литература, искусство | 1 | |||||
31 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 | |||||
32 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 | |||||
33 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | 1 | |||||
34-35 | Резерв | 2 |
Календарно- тематическое планирование
Всеобщая история 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | дата | |||
план | факт | |||||
Тема 1. Мир вначале Нового времени ( 22 часа) | ||||||
1 | От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 |
|
| ||
2 | Великие географические открытия | 1 |
|
| ||
3 | Защита проектов по теме «Значение великих географических открытий» | 1 | ||||
4-5 | Усиление королевской власти в XVI-XVII в. Абсолютизм в Европе | 2 |
|
| ||
6 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 |
|
| ||
7 | Европейское общество в раннее Новое время | 1 |
|
| ||
8 | Повседневная жизнь | 1 |
|
| ||
9 | Лондон Тюдоров и Стюартов. Изменения в моде | 1 | ||||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени» | 1 | ||||
11 | Великие гуманисты Европы | 1 |
|
| ||
12 | Мир художественной культуры Возрождение | 1 |
|
| ||
13 | Рождение новой европейской науки | 1 |
|
| ||
14 | Защита проектов по теме «Культура раннего Нового времени» | 1 | ||||
15-16 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 2 |
|
| ||
17 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 |
|
| ||
18-19 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | 1 |
|
| ||
20 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 |
|
| ||
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Реформация» | 1 | ||||
22 | Урок коррекции и контроля знаний по теме «Мир в начале Нового времени» | 1 | ||||
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (13 часов) | ||||||
23-24 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | 2 |
|
| ||
25-26 | Парламент против короля. Революция в Англии | 2 |
|
| ||
27 | Оливер Кромвель: создатель армии «нового образца» | 1 | ||||
28-29 | Путь к парламентской монархии | 2 |
|
| ||
30 | Парламент и избирательная система в Великобритании | 1 | ||||
31 | Международные отношения в 16-17 веках
| 1 |
|
| ||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени» | 1 | ||||
33 | Урок коррекции и контроля знаний по теме «Первые революции Нового времени» | 1 | ||||
34 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История раннего Нового времени» | 1 | ||||
35 | Защита проектов «Литературные произведения как исторический источник» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов | дата | |||
план | факт | |||||
Тема 1. Эпоха Просвещения. Время преобразований (25 часов) | ||||||
1 | Европа в XVIII веке | 1 | ||||
2 | От эпохи Гуманизма к Просвещению | 1 | ||||
3-4 | Великие просветители Европы | 2 |
|
| ||
5-6 | Мир художественной культуры Просвещения | 2 |
|
| ||
7 | Архитектура эпохи великих царствований | 1 | ||||
8 | На пути к индустриальной эре | 1 | ||||
9 | Защита проектов по теме «Технические изобретения и промышленный перевррот» | 1 | ||||
10 | Урок комплексного применения знаний и умений «Европа в начале XVIII века» | 1 | ||||
11 | Английские колонии в Северной Америке | 1 |
|
| ||
12-13 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки | 2 |
|
| ||
14 | Защита информационных проектов «Роль личностей в истории США» | 1 | ||||
15 | Защита информационных проектов «Индейцы Северной Америки» | 1 | ||||
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Северная Америка в XVIII веке» | 1 | ||||
17-18 | Франция в 18 веке. Причины и начало Французской революции | 2 |
|
| ||
19-20 | Французская революция. От монархии к республике | 2 |
|
| ||
21 | Защита информационных проектов «Герои Французской революции» | 1 | ||||
22 | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 1 | ||||
23 | Защита информационных проектов «Наполеон Бонапарт – император из народа» | 1 | ||||
24 | Защита исследовательских проектов «Символы Французской революции» | 1 | ||||
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Франция в XVIII веке» | |||||
Тема 2.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (10 часов) | ||||||
26-27 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 2 |
|
| ||
28 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. Индия | 1 |
|
| ||
29 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. Китай | 1 |
|
| ||
30 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. Япония | 1 | ||||
31 | Защита исследовательских проектов «Восточное общество: традиции и современность» | 1 |
|
| ||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Традиционные общества Востока» | 1 |
|
| ||
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Европа и восточные государства в XVIII веке» | 1 |
|
| ||
34 | Урок контроля и коррекции знаний по курсу «История Нового времени» | 1 |
|
| ||
35 | Резерв | 1 |
[2] http://минобрнауки.рф/documents/938/
[3] http://минобрнауки.рф/documents/5155
[4] http://минобрнауки.рф/документы/8034
[5] http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.docx
[7] http://минобрнауки.рф/новости/4136/файл/3091/253_31.03.2014.pdf
[8] http://минобрнауки.рф/documents/5812
[9] http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-29042014-no-08-548
[10] http://cro.edu-vrn.ru/wp-content/uploads/2015/06/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE-%D0%94%D0%9E%D0%9D%D0%B8%D0%9C%D0%9F-%D0%92%D0%9E-%D0%BE%D1%82-29.05.2015-%E2%84%96-80-114360.pdf
[11] http://минобрнауки.рф/documents/3483
[12] http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html
[14] На основе примерной основной образовательной программы основного общего образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории для 6 класса 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочие программы по всеобщей истории 5-9 классы
Авторы учебников:5 класс- А.А.Вигасина, Г.И.Годер;6 класс - Е.А.Агибалова, Г.М.Донской;7-8 классы - А.Я.Юдовская,П.А.Баранов;9 класс - О.С.Сороко-Цюпа...
рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс с КТП
Рабочая программа выполнена на основе ФГОС....
рабочая программа по всеобщей истории 5-9 класс с КТП
Рабочая программа выполнена на основе ФГОС....
Рабочая программа по всеобщей истории 6-9 классы (ФГОС)
Программа по предмету «Всеобщая история» предлагает распределение учебных часов по разделам: «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы),...
Рабочая программа по всеобщей истории 8 - 9 класс.
Рабочая программа и тематическое планирование по всеобщей истории 8- 9 класс....
Рабочая программа по всеобщей истории для 7х классов
Рабочая программа по всеобщей истории для 7х классов...