Индейские народы
план-конспект урока по истории (6 класс)
Урок истории для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_indeyskie_narody.docx | 32.28 КБ |
dlya_6_klassa._indeyskie_narody._illyustritivnyy_material.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Индейские народы | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Способствовать изучению учащимися культуры индейских народов; раскрыть значение культурного многообразия мира в истории и современности человечества | ||
Образовательные | 1. Индейцы Америки: Этнографический сборник / Отв. ред.: С.А. Токарев и И.А. Золотаревская. – М.: Издательство РАН СССР, 1955. - 264 с. 2. Уайт Д. М. Индейцы Северной Америки: Быт. Религия. Культура. – М.: Центрполиграф, 2006. - 249 с. 3. Фильм канала Discovery «Первые обитатели Америки». https://www.youtube.com/watch?v=Sl6_tXpwuHA | ||
План урока | 1. Кто такие индейцы? 2. Особенности быта индейцев 3. Историческая судьба индейцев | ||
Личностно значимая проблема | Мир многонационален. Почему культуры народов следует сохранять? | ||
Используемые материалы | Распечатки с иллюстративным материалом | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Индейцы, аборигены, культура, быт | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать культуру и быт индейских народов; проявлять личностные свойства в основных видах учебной деятельности. Получат возможность научиться: работать с иллюстративными материалами; задавать исследовательские вопросы, выдвигать гипотезы; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выдвигают предположения, устанавливают зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, вопросами слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; соотносят различные точки зрения, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют индивидуальную и групповую работу, оценивают эффективность учебной деятельности, осознают потребность в дополнительном изучении материала в качестве самостоятельной работы | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 5 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися:
| Отвечают на вопросы учителя, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в работе класса; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока, его цели и задачи | Устные вопросы, фиксация детьми темы и цели урока в тетради |
II. Акту-ализация знаний | 3 | Беседа на тему «Что мы знаем об индейцах?» | Учитель просит поднять руки тех кто а)смотрел фильмы про индейцев б)играл в индейцев в детской компании и/или в компьютерных играх? Учитель спрашивает, что обучающиеся узнали об индейцах из этих фильмов и игр? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно формулируют выводы о предшествующей познавательной деятельности, формулируют суждения об истории и культуре индейских народов. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы, конкретизируют их. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 16 | 1.Фронтальная работа 2. Самостоятельная работа с иллюстративным материалом 3. Работа в группе, обсуждение актуальности и значимости учебных вопросов 4. Работа в группах с иллюстративным материалом | 1. Учитель задает вопрос классу: «знает ли кто-нибудь, почему индейцы называются индейцами?». С классом обсуждает происхождение названия. Предлагает информацию о происхождении данного наименования записать. При обсуждении использует карту мира, демонстрируя расположение Америки и Индии (во время рассказа о путешествии Колумба). 2. Учитель предлагает обучающимся набор иллюстративных материалов (см. Приложение). Предлагает обучающимся представить, что им предстоит взять интервью у индейца с целью выяснить особенности их быта и культуры. Для этого обучающимся необходимо составить в тетради краткий гайд интервью: несколько вопросов, которые они бы задали индейцу. 3. Способствует разделению класса на группы по 6-7 человек. Предлагает обучающимся определить ответственного за работу в группе. Учитель предлагает обучающимся
4. Учитель отмечает, что в группах сформировался перечень наиболее важных вопросов о культуре и быте индейцев. Учитель предлагает обучающимся: обсудить сформировавшийся перечень вопросов и высказать предположения о том, какие ответы на данные вопросы мог бы дать индеец | 1. Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии, делятся собственными знаниями. Выслушивают учителя. Делают записи. 2.Знакомятся 3. Участвуют в групповом обсуждении, отвечают на вопросы друг друга, высказывают собственное мнение, ведут записи; выделяют наиболее важные, по мнению обучающихся, вопросы 4. Участвуют в групповом обсуждении, отвечают на вопросы друг друга, высказывают мнение. | 1. Фронтальная работа. 2. Групповая работы. 3. Групповая работа. 4. Групповая работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету. Регулятивные: обнаруживают и формулируют познавательные проблемы; самостоятельно определяют промежуточные цели и задачи урока в форме вопросов; отделяют наиболее значимое от менее значимого; поддерживают гипотезы или отвергают их. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: делятся имеющимися знаниями; учатся высказывать предположения; пополняют объем знаний за счет анализа материалов Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; выслушивают друг друга. | 1. устные ответы, записи в тетради. 2. записи и пометки в рабочих тетрадях. 3. Пометки в тетради 4.Учитель следит за обсуждением в группе, отмечает наиболее активных, смотрит наличие пометок в тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 10 | Обсуждение ответов групп | Учитель предлагает каждой группе прочитать вопросы, которые обучающиеся отметили в качестве наиболее значимых, а также предполагаемые ответ на поставленный вопрос. В случае наличия неправильных ответов, учитель предлагает предположить членам других групп. При необходимости дает правильный ответ. Учитель предлагает в ходе обсуждения записывать основные характерные черты быта и культуры индейцев | Выступают перед классом, представляют результаты групповой работы, записывают информацию в тетрадь | Фронтальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету. Регулятивные: работают в коллективе, выдвигают гипотезы и предположения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: делятся имеющимися знаниями; учатся высказывать предположения; пополняют объем знаний за счет общения с одноклассниками и учителем. Коммуникативные: работают в коллективе, осуществляют межгрупповое взаимодействие; высказывают предположения и выслушивают другие точки зрения. | Устные ответы, записи в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 8 | Обобщение полученных сведений | Проводит беседу по вопросам:
В случае наличия в коллективе обучающихся, готовых дать ответ на второй вопрос, предоставляет им слово, внося коррективы. В случае отсутствия таковых объясняет обучающимся последствия колонизации Америки, рассказывает об уничтожении индейских племен, кратко объясняет правовой статус потомков индейцев в современных американских государствах. Предлагает эту информацию кратко записать в тетради Предлагает обучающимся оценить факт уничтожения индейских племен. Дает слово желающим ответить. Способствует осознанию важности сохранения поликультурности мира. Подводя итоги урока, учитель предлагает обучающимся посчитать:
Полученные цифры учитель просит продемонстрировать на пальцах. Учитель подводит обучающихся к выводу, что эти вопросы должны быть изучены самостоятельно. | Отвечают на вопросы. Эмоционально реагируют на факты уничтожения индейских племен. Оценивают результативность работы на уроке. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение культуры в жизни человечества. Познавательные: пополняют знания о культуре за счет рассказов учителя и одноклассников. Регулятивные: оценивают эффективность познавательной деятельности, планируют продолжение познавательной активности. Коммуникативные: делятся знаниями, отвечают на вопросы; высказывают свою позицию и выслушивают одноклассников; строят понятные для партнёров высказывания. | Устные ответы, записи в тетради, самооценка обучающихся |
Домашнее задание | 3 | § 32. Сочинение «Один день из жизни индейца» | Конкретизирует домашнее задание. Подчеркивает, что для грамотного написания сочинения обучающимся следует найти ответы на вопросы, которые они не смогли получить в ходе работы на уроке. Предлагает в качестве дополнительного источника информации фильм о современной жизни племени микасуки: https://www.youtube.com/watch?v=6tG3wlLn7C4 (размещен на видеохостинге «youtube.com») | Записывают | Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к предметы, выражают готовность продолжить познавательную деятельность. Регулятивные: планируют продолжение познавательной деятельности, ставят ее цели и задачи. | Проверка выполнения домашнего задания на следующем уроке |
Методическое пояснение
Урок построен вокруг технологии, являющейся разработкой автора урока, которую автор предпочел назвать «метод исторического интервью». Технология осуществляется в три этапа:
1. Анализ обучающимся иллюстративного материала и составление перечня вопросов по нему. Чтобы сделать задание понятнее для детей шестого класса, учитель способствует визуализации происходящего процесса, включая фантазию обучающихся: «представьте, что вам нужно взять интервью у индейца с целью изучить тему урока. Для этого составьте вопросы, которые вы бы ему задали». Данный этап урока способствует формированию умения у детей задавать вопросы, искать информационные лагуны в изучаемой теме, концентрировать внимание на деталях изучаемого объекта, создает условия для развития творческих и исследовательских способностей. Итогом данного этапа урока становится выработанный перечень вопросов, написанный ребенком в тетради.
2. Работа в группах с целью отбора наиболее значимых вопросов. Учитель формирует группы детей в зависимости от их рассадки на уроке и предлагает обсудить перечни вопросов и отобрать из них определенное количество наиболее важных и интересных (количество зависит от числа групп). Эта работа способствует развитию коммуникативных качеств детей: каждый представляет свой перечень вопросов и участвует в обсуждении вопросов, сформулированных иными обучающимися. У детей развивается умение отделять главное от второстепенного, формируются навыки командной работы. Обучающиеся демонстрируют интерес к отдельным деталям культуры и истории индейцев. Итогом данного этапа урока становится перечень вопросов, который сформирован участниками группы из тех наборов вопросов, который имелся у каждого ребенка по-отдельности.
3. Работа в группах с целью поиска версий ответов на вопросы. Учитель предлагает обучающимся самостоятельно с опорой на собственные знания, рассуждения и логику попробовать найти ответы на заранее сформулированные вопросы. Этот этап урока также способствует развитию коммуникативных навыков, умений работы в команде: обучающиеся выдвигают свои версии, обсуждают их, аргументируют, выбирают наиболее сильные версии ответов на вопросы. Происходит актуализации ранее полученных знаний и умений, формируются навыки анализа иллюстративного материала. Кроме того, оказываются задействованы механизмы визуальной памяти: дети запоминают содержание иллюстраций и связанную с ними историческую информацию. Итогом данного этапа урока становится перечень версий ответов на вопросы, которые сформировались в группах обучающихся. Данная технология удобна для использования на тех уроках, где изучается исторический материал, вызывающий дискуссии среди историков: культура и быт некоторых народов, символика, особенности ведения хозяйства. Стремясь найти ответ на вопрос, дети приходят к тем предположениям, которые циркулируют в среде историков.
4. Обсуждение вопросов и версий ответов на них с классом. Данный этап урока происходит при наиболее активном участии учителя. Учитель должен подчеркнуть свое уважение к мнению обучающихся, а также скорректировать их ответы в случае их очевидной неверности (автор проводил данный урок три раза: один раз обучающиеся одной из групп предположили, что индейцы исповедовали ислам, в результате чего он должен был скорректировать их ответ). В процессе данного этапа урока дети выслушивают друг друга, учатся взаимоуважению и толерантному отношению к мнению окружающих. Данная работа способствует формированию исследовательских навыков. Итогом данного этапа работы становится накопление предметных знаний: опыт проведения урока показал, что абсолютное большинство ответов, которые дают дети, повторяют те версии, которые существуют в исторической науке.
5. Рефлексивный компонент. В основе рефлексии лежит подсчет числа вопросов, на которые обучающиеся успели найти ответы, и числа вопросов, на которые им нужно будет найти ответы во время выполнения домашнего задания. Таким образом, урок стимулирует детей на продолжение познавательной активности.
Кроме того, в рамках рефлексии учитель может рассказать обучающимся об исторической судьбе изучаемого объекта (в данном случае индейских народов), способствуя формированию здоровой системы ценностей (в данном случае понимаю ценности культур народов мира и необходимости толерантного отношения друг к другу).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индейские цивилизации
Почему в Америке жили индей цы? Х.Колумб
Индейцы
Особенности культуры индейцев
Современные индейцы Видео ролик Почему большинство индейских племен не дожили до современности? Как называют места компактного проживания индейцев в современной Америке? Чем занимаются современные индейцы?
Америка Индейцы Современные американцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему "Легендарные герои индейского эпоса.Борьба за мир между племенами""
Цель урока- совершенствование навыков аудирования, совершенствование лексического запаса учащихся, развитие навыков устной речи на основе прочитанного, совершенствование грамматических навыков - Prese...
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства
Материалы для оформления стенда в кабинете истории...
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Культура татарского народа. Материалы к КТД "Дружба народов"
Материалы о традициях и быте татарского народа....
«Состязания индейских племен!»
Цель: создание доброжелательной, праздничной атмосферы в празднование «Дня защиты детей». Задачи:Закреплять умения детей соревноваться в коллективно-игровой деятел...
ПРОЕКТ ЛЕТНЕЙ НЕДЕЛИ «По следам индейских племен»
Проект летней недели « По следам индейских племен» разработан для детей и подростковс ограниченными возможностями, находящихся в летний период в Реабилитационномцентре «Соснова...