Индейские народы
план-конспект урока по истории (6 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

Урок истории для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Индейские народы

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Способствовать изучению учащимися культуры индейских народов; раскрыть  значение культурного многообразия мира в истории и современности человечества

Образовательные
ресурсы

1. Индейцы Америки: Этнографический сборник / Отв. ред.: С.А. Токарев и И.А. Золотаревская. – М.: Издательство РАН СССР, 1955. - 264 с.

2. Уайт Д. М. Индейцы Северной Америки: Быт. Религия. Культура. – М.: Центрполиграф, 2006. - 249 с.

3. Фильм канала Discovery «Первые обитатели Америки». https://www.youtube.com/watch?v=Sl6_tXpwuHA 

План урока

1. Кто такие индейцы?

2. Особенности быта индейцев

3. Историческая судьба индейцев

Личностно значимая проблема

Мир многонационален. Почему культуры народов следует сохранять?

Используемые материалы

Распечатки с иллюстративным материалом

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Индейцы, аборигены, культура, быт

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать культуру и быт индейских народов; проявлять личностные свойства в основных видах учебной деятельности.

Получат возможность научиться: работать с иллюстративными материалами; задавать исследовательские вопросы, выдвигать гипотезы; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: выдвигают предположения, устанавливают зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, вопросами слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; соотносят различные точки зрения, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют индивидуальную и групповую работу, оценивают эффективность учебной деятельности, осознают потребность в дополнительном изучении материала в качестве самостоятельной работы

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися:

  • учитель вспоминает с детьми континенты мира. Акцентирует внимание детей на Америке. Использует карту мира при демонстрации континентов.
  • задается вопросы, «как называют жителей Америки?», «знаете ли вы, как называют племена, которые населяли Америку?»
  • учитель способствует формулированию детьми темы урока (допускаются формулировки: «Индейские народы», «Индейцы в Америке», «Культура индейцев», «Кто такие индейцы?» и иные формулировки, не противоречащие теме изучаемого материала)
  • учитель создает условия для формулировки цели (изучить культуру и историю индейских народов) и задач урока:
  • узнать, кто такие индейцы?
  • выяснить особенности их быта и жизни
  • узнать историческую судьбу индейцев

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в работе класса; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока, его цели и задачи

Устные вопросы, фиксация детьми темы и цели урока в тетради

II. Акту-ализация знаний

3

Беседа на тему «Что мы знаем об индейцах?»

Учитель просит поднять руки тех кто а)смотрел фильмы про индейцев б)играл в индейцев в детской компании и/или в компьютерных играх?

Учитель спрашивает, что обучающиеся узнали об индейцах из этих фильмов и игр?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно формулируют выводы о предшествующей познавательной деятельности, формулируют суждения об истории и культуре индейских народов.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы, конкретизируют их.

Устные ответы

III. Изучение нового материала

16

1.Фронтальная работа

2. Самостоятельная работа с иллюстративным материалом

3. Работа в группе, обсуждение актуальности и значимости учебных вопросов

4.  Работа в группах с иллюстративным материалом

1. Учитель задает вопрос классу: «знает ли кто-нибудь, почему индейцы называются индейцами?». С классом обсуждает происхождение названия. Предлагает информацию о происхождении данного наименования записать. При обсуждении использует карту мира, демонстрируя расположение Америки и Индии (во время рассказа о путешествии Колумба).

2. Учитель предлагает обучающимся набор иллюстративных материалов (см. Приложение). Предлагает обучающимся представить, что им предстоит взять интервью у индейца с целью выяснить особенности их быта и культуры. Для этого обучающимся необходимо составить в тетради краткий гайд интервью: несколько вопросов, которые они бы задали индейцу.

3. Способствует разделению класса на группы по 6-7 человек. Предлагает обучающимся определить ответственного за работу в группе.

Учитель предлагает обучающимся

  • обсудить сформулированные каждым из них вопросы в группах  
  • выделить три наиболее важных и интересных вопроса

4. Учитель отмечает, что в группах сформировался перечень наиболее важных вопросов о культуре и быте индейцев.

Учитель предлагает обучающимся: обсудить сформировавшийся перечень вопросов и высказать предположения о том, какие ответы на данные вопросы мог бы дать индеец

1. Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии, делятся собственными знаниями. Выслушивают учителя. Делают записи.

2.Знакомятся
с иллюстративным материалом, анализируют его содержание, составляют перечень вопросов.

3. Участвуют в групповом обсуждении, отвечают на вопросы друг друга, высказывают собственное мнение, ведут записи; выделяют наиболее важные, по мнению обучающихся, вопросы

4. Участвуют в групповом обсуждении, отвечают на вопросы друг друга, высказывают мнение.

1. Фронтальная работа.

2. Групповая работы.

3. Групповая работа.

4. Групповая работа

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют познавательные проблемы; самостоятельно определяют промежуточные цели и задачи урока в форме вопросов; отделяют наиболее значимое от менее значимого; поддерживают гипотезы или отвергают их.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: делятся имеющимися знаниями; учатся высказывать предположения; пополняют объем знаний за счет анализа материалов

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; выслушивают друг друга.

1. устные ответы, записи в тетради.

2. записи и пометки в рабочих тетрадях.

3. Пометки в тетради

4.Учитель следит за обсуждением в группе, отмечает наиболее активных, смотрит наличие пометок в тетрадях

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

10

Обсуждение ответов групп

Учитель предлагает каждой группе прочитать вопросы, которые обучающиеся отметили в качестве наиболее значимых, а также предполагаемые ответ на поставленный вопрос.

В случае наличия неправильных ответов, учитель предлагает предположить членам других групп. При необходимости дает правильный ответ.

Учитель предлагает в ходе обсуждения записывать основные характерные черты быта и культуры индейцев

Выступают перед классом, представляют результаты групповой работы, записывают информацию в тетрадь

Фронтальная работа

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: работают в коллективе, выдвигают гипотезы и предположения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: делятся имеющимися знаниями; учатся высказывать предположения; пополняют объем знаний за счет общения с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные: работают в коллективе, осуществляют межгрупповое взаимодействие; высказывают предположения и выслушивают другие точки зрения.

Устные ответы, записи в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

8

Обобщение полученных
на уроке

сведений

Проводит беседу по вопросам:

  • Что показалось обучающимся наиболее интересным в культуре индейских народов?
  • знают ли обучающиеся об исторической судьбе индейских народов?

В случае наличия в коллективе обучающихся, готовых дать ответ на второй вопрос, предоставляет им слово, внося коррективы.

В случае отсутствия таковых объясняет обучающимся последствия колонизации Америки, рассказывает об уничтожении индейских племен, кратко объясняет правовой статус потомков индейцев в современных американских государствах. Предлагает эту информацию кратко записать в тетради

Предлагает обучающимся оценить факт уничтожения индейских племен. Дает слово желающим ответить. Способствует осознанию важности сохранения поликультурности мира.

Подводя итоги урока, учитель предлагает обучающимся посчитать:

  • на какое количество сформулированных в начале урока вопросов обучающиеся смогли найти ответы?
  • какое количество сформулированных вопросов остались без ответа?

Полученные цифры учитель просит продемонстрировать на пальцах.

Учитель подводит обучающихся к выводу, что эти вопросы должны быть изучены самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Эмоционально реагируют на факты уничтожения индейских племен.  

Оценивают результативность работы на уроке.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение культуры в жизни человечества.

Познавательные: пополняют знания о культуре за счет рассказов учителя и одноклассников.

Регулятивные: оценивают эффективность познавательной деятельности, планируют продолжение познавательной активности.

Коммуникативные: делятся знаниями, отвечают на вопросы; высказывают свою позицию и выслушивают одноклассников; строят понятные для партнёров высказывания.

Устные ответы,  записи в тетради, самооценка обучающихся

Домашнее задание

3

§ 32. Сочинение «Один день из жизни индейца»

Конкретизирует домашнее задание.

Подчеркивает, что для грамотного написания сочинения обучающимся следует найти ответы на вопросы, которые они не смогли получить в ходе работы на уроке.

Предлагает в качестве дополнительного источника информации фильм о современной жизни племени микасуки: https://www.youtube.com/watch?v=6tG3wlLn7C4 (размещен на видеохостинге «youtube.com»)

Записывают
домашнее
задание, задают уточняющие вопросы

Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к предметы, выражают готовность продолжить познавательную деятельность.

Регулятивные: планируют продолжение познавательной деятельности, ставят ее цели и задачи.

Проверка выполнения домашнего задания на следующем уроке

Методическое пояснение

Урок построен вокруг технологии, являющейся разработкой автора урока, которую автор предпочел назвать «метод исторического интервью». Технология осуществляется в три этапа:

1. Анализ обучающимся иллюстративного материала и составление перечня вопросов по нему. Чтобы сделать задание понятнее для детей шестого класса, учитель способствует визуализации происходящего процесса, включая фантазию обучающихся: «представьте, что вам нужно взять интервью у индейца с целью изучить тему урока. Для этого составьте вопросы, которые вы бы ему задали». Данный этап урока способствует формированию умения у детей задавать вопросы, искать информационные лагуны в изучаемой теме, концентрировать внимание на деталях изучаемого объекта, создает условия для развития творческих и исследовательских способностей. Итогом данного этапа урока становится выработанный перечень вопросов, написанный ребенком в тетради.

2. Работа в группах с целью отбора наиболее значимых вопросов. Учитель формирует группы детей в зависимости от их рассадки на уроке и предлагает обсудить перечни вопросов и отобрать из них определенное количество наиболее важных и интересных (количество зависит от числа групп). Эта работа способствует развитию коммуникативных качеств детей: каждый представляет свой перечень вопросов и участвует в обсуждении вопросов, сформулированных иными обучающимися. У детей развивается умение отделять главное от второстепенного, формируются навыки командной работы. Обучающиеся демонстрируют интерес к отдельным деталям культуры и истории индейцев. Итогом данного этапа урока становится перечень вопросов, который сформирован участниками группы из тех наборов вопросов, который имелся у каждого ребенка по-отдельности.

3. Работа в группах с целью поиска версий ответов на вопросы. Учитель предлагает обучающимся самостоятельно с опорой на собственные знания, рассуждения и логику попробовать найти ответы на заранее сформулированные вопросы. Этот этап урока также способствует развитию коммуникативных навыков, умений работы в команде: обучающиеся выдвигают свои версии, обсуждают их, аргументируют, выбирают наиболее сильные версии ответов на вопросы. Происходит актуализации ранее полученных знаний и умений, формируются навыки анализа иллюстративного материала. Кроме того, оказываются задействованы механизмы визуальной памяти: дети запоминают содержание иллюстраций и связанную с ними историческую информацию. Итогом данного этапа урока становится перечень версий ответов на вопросы, которые сформировались в группах обучающихся. Данная технология удобна для использования на тех уроках, где изучается исторический материал, вызывающий дискуссии среди историков: культура и быт некоторых народов, символика, особенности ведения хозяйства. Стремясь найти ответ на вопрос, дети приходят к тем предположениям, которые циркулируют в среде историков.

4. Обсуждение вопросов и версий ответов на них с классом. Данный этап урока происходит при наиболее активном участии учителя. Учитель должен подчеркнуть свое уважение к мнению обучающихся, а также скорректировать их ответы в случае их очевидной неверности (автор проводил данный урок три раза: один раз обучающиеся одной из групп предположили, что индейцы исповедовали ислам, в результате чего он должен был скорректировать их ответ). В процессе данного этапа урока дети выслушивают друг друга, учатся взаимоуважению и толерантному отношению к мнению окружающих. Данная работа способствует формированию исследовательских навыков. Итогом данного этапа работы становится накопление предметных знаний: опыт проведения урока показал, что абсолютное большинство ответов, которые дают дети, повторяют те версии, которые существуют в исторической науке.

5. Рефлексивный компонент. В основе рефлексии лежит подсчет числа вопросов, на которые обучающиеся успели найти ответы, и числа вопросов, на которые им нужно будет найти ответы во время выполнения домашнего задания. Таким образом, урок стимулирует детей на продолжение познавательной активности.

Кроме того, в рамках рефлексии учитель может рассказать обучающимся об исторической судьбе изучаемого объекта (в данном случае индейских народов), способствуя формированию здоровой системы ценностей (в данном случае понимаю ценности культур народов мира и необходимости толерантного отношения друг к другу).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1492 год – открытие Америки Х.Колумбом Была ли жизнь в Америке до ее открытия?

Слайд 2

Индейские цивилизации

Слайд 3

Почему в Америке жили индей цы? Х.Колумб

Слайд 4

Индейцы

Слайд 5

Особенности культуры индейцев

Слайд 6

Современные индейцы Видео ролик Почему большинство индейских племен не дожили до современности? Как называют места компактного проживания индейцев в современной Америке? Чем занимаются современные индейцы?

Слайд 7

Америка Индейцы Современные американцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему "Легендарные герои индейского эпоса.Борьба за мир между племенами""

Цель урока- совершенствование навыков аудирования, совершенствование лексического запаса учащихся, развитие навыков устной речи на основе прочитанного, совершенствование грамматических навыков - Prese...

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Материалы для оформления стенда в кабинете истории...

Культура татарского народа. Материалы к КТД "Дружба народов"

Материалы о  традициях и быте татарского народа....

«Состязания индейских племен!»

  Цель: создание доброжелательной, праздничной атмосферы в празднование «Дня защиты детей».  Задачи:Закреплять умения детей соревноваться в коллективно-игровой деятел...

ПРОЕКТ ЛЕТНЕЙ НЕДЕЛИ «По следам индейских племен»

Проект летней недели « По следам индейских племен» разработан для детей и подростковс ограниченными возможностями, находящихся в летний период в Реабилитационномцентре «Соснова...