Методическая разработка урока по истории по теме "Россия от Февраля к Октябрю - приход большевиков к власти"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Тема расчитана на 90 минут и предполагает самостоятельную практическую деятельность учащихся с использованием историчесикх документов. Ученики на сонве их анализа делают выводы по ключевым моментам темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_urokak.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской республики
«Воткинский машиностроительный техникум имени В.Г. Садовникова»
Методическая разработка урока по истории
Тема: Россия от Февраля к Октябрю 1917 года: приход большевиков к власти.
Разработку подготовила:
преподаватель истории 1 категории
Протопопова Елена Рафаиловна
2018
Тема: Россия от Февраля к Октябрю 1917 года: приход большевиков к власти.
Занятие рассчитано на 90 мин. (2 урока), для студентов 1 курса СПО.
Цель: дать оценку событиям 1917 года на основе анализа документов.
Задачи:
Образовательные: выявить причины и взаимосвязь событий февраля и октября 1917 года, определить хронологию основных событий, итоги и значение.
Развивающие: развивать умения выявлять информацию из исторических документов, анализировать ее и делать выводы, давать оценку изучаемым событиям, вести дискуссию.
Воспитательные: побудить учащихся задуматься над последствиями революции 1917 года и их влиянием на дальнейшее развитие страны.
Форма поведения урока: групповая работа
План урока:
- Мотивация учебной деятельности учащихся
- Актуализация знаний
- Усвоение новых знаний
- события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание временного правительства и Петросовета);
- кризисы временного правительства;
- деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года;
- октябрьский большевистский переворот и его последствия.
- Закрепление полученных знаний
- Рефлексия
- Домашнее задание
Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, проектор), тексты документов.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- События 20 века в истории нашей страны являются одними из самых сложных и противоречивых. В советские времена события октября 1917 года трактовались как «Великая Октябрьская социалистическая революция» и считались ключевым событием 20 века.
После распада СССР, в 90-ые годы подход к этим событиям изменился. О большевиках было принято говорить как о политических преступниках, которые лишили страну демократического пути развития.
Что же на самом деле происходило в 1917 году? Давайте попробуем отойти от стереотипных суждений и, по – возможности, объективно подойти к изучению революционных событий 1917 года.
- Актуализация знаний.
В феврале 1917 года в России сложилась крайне сложная обстановка. Можно говорить о политическом, социальном, экономическом кризисе.
(Учащимся предлагается вспомнить и обсудить, какие события могли предшествовать февральскому кризису).
- Какова была ситуация на фронте весной 1917 года? Как изменилось отношение солдат к военным действиям?
- Как сказывались военные действия на экономической ситуации внутри страны?
- Каково было отношение различных социальных групп к событиям Первой мировой войны? Что можно сказать о патриотических настроениях в обществе к февралю 1917 года?
(Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал).
- Таким образом, к февралю 1917 года в стране наблюдалось сокращение промышленного производства, ощущалась нехватка продовольствия и предметов первой необходимости, инфляция. Такая ситуация приводила к росту социального недовольства - забастовки, крестьянские бунты, на фронтах учащались случаи дезертирства солдат.
3. Изучение нового материала.
Изучение нового материала проводится в форме групповой работы.
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. У каждой группы задание на определенную тематику. По этой теме группа получает подборку документов. В течение 30 минут идет работа в группах. Каждый из участников группы выполняет индивидуальное задание, затем происходит обмен мнениями, каждый должен высказаться.
Далее участники группы решают, кто будет презентовать результаты работы своей группы перед всей аудиторией.
1 группа - события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание Временного правительства и Петросовета)- документы в Приложении 1;
2 группа - кризисы временного правительства - документы в Приложении 2;
3 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;
4 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;
5 группа - октябрьский большевистский переворот и его последствия - документы в Приложении 4.
4. Закрепление полученных знаний.
Первичное закрепление изученного материала проходит в форме беседы. Учащиеся обсуждают, высказывают собственные точки зрения по предложенным вопросам:
- почему в России в 1917 году сложилась система двоевластия?
- почему временное правительство не смогло стабилизировать обстановку в стране? Какие ошибки оно допустило?
- Каким образом сложившейся политической ситуацией в стране воспользовались большевики?
- Был ли неизбежен приход большевиков к власти?
5. Рефлексия.
Рефлексия проводится в форме ПОПС - технологии (позиция - объяснение – пример - следствие). Чтобы учащиеся могли быстро сформулировать свои выводы, можно подготовить речевые клише:
- Я считаю…., Мне кажется…., Я думаю…
- Потому что…, Так как….
- Например, Я могу доказать…
- Таким образом…
Приложение 1.
Документ 1. В дни отречения (выдержки из дневника Николая II).
27-го февраля. Понедельник.
В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия! Был недолго у доклада. Днем сделал прогулку по шоссе на Оршу. Погода стояла солнечная. После обеда решил ехать в Царское Село, поскорее и в час ночи перебрался в поезд.
28-го февраля. Вторник.
Лег спать в 3 1/4, так как долго говорили с Н. И. Ивановым, которого посылаю в Петроград с войсками, водворить порядок. Спал до 10 час. Ушли из Могилева в 5 час. утра. Погода была морозная, солнечная. Днем проехали Вязьму, Ржев, а Лихославль в 9 час.
1-го марта. Среда.
Ночью повернули с М. Вишеры назад, так как Любань и Тосно, оказались занятыми восставшими. Поехали на Валдай, Дно и Псков, где остановились на ночь. Видел Рузского. Он, Данилов и Саввич обедали. Гатчина и Луга тоже оказались занятыми. Стыд и позор! Доехать до Царского не удалось. А мысли и чувства все время там! Как бедной Алике должно быть тягостно одной переживать все эти события! Помоги нам господь!
2-го марта. Четверг.
Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 1/2 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого.
Кругом измена и трусость и обман!
3-го марта. Пятница.
Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный. Говорил со своими о вчерашнем дне. Читал много о Юлии Цезаре. В 8.20 прибыл в Могилев. Все чины штаба были на платформе. Принял Алексеева в вагоне. В 9 1/4 перебрался в дом. Алексеев пришел с последними известиями от Родзянко. Оказывается, Миша отрекся. Его манифест кончается четырех- хвосткой для выборов через б месяцев Учредительного Собрания. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились – лишь бы так продолжалось дальше.
4-го марта. Суббота.
Спал хорошо. В 10 ч. пришел добрый Алек. Затем пошел к докладу. К 12 час. поехал на платформу встретить дорогую мама, прибывшую из Киева. Повез ее к себе и завтракал с нею и нашими. Долго сидели и разговаривали. Сегодня, наконец, получил две телеграммы от дорогой Алике. Погулял. Погода была отвратительная – холод и метель. После чая принял Алексеева и Фредерикса. К 8 ч. поехал к обеду к мама и просидел с нею до 11 ч
5-го марта. Воскресенье.
Ночью сильно дуло. День был ясный, морозный. В 10 ч. поехал к обедне, мама приехала позже. Она завтракала и оставалась у меня до 3 1/4. Погулял в садике. После чая принял Н. И. Иванова, вернувшегося из командировки. Он побывал в Царском Селе и видел Алике. Простился с бедным гр. Фредерике и Воейковым, присутствие которых почему-то раздражает всех здесь; они уехали в его имение в Пензенской губернии. В 8 час. поехал к мама к обеду.
Документ 2.
26 февраля 1917 года Высочайшим указом деятельность IV Государственной думы была приостановлена. Вечером 27 февраля (12 марта) был создан Временный комитет Государственной думы, председателем которого стал М. В. Родзянко (октябрист, председатель IV Думы). Комитет взял на себя задачу по восстановлению государственного и общественного порядка. Комитет не обладал полнотой фактической власти, так как мятежные солдаты Петроградского гарнизона (170 тыс.) и рабочие склонялись к поддержке Петроградского совета, первое заседание которого состоялось также вечером 27 февраля.
ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Граждане!
Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти... В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.
3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.
7. Неразоружение и невывоз из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.
8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставляемыми всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления по осуществлению вышеизложенных реформ и мероприятий.
Председатель Гос. думы М. Родзянко.
Председатель Совета министров кн. Львов.
Документ3. Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов
1 марта. 1917 г.
Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
1)Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
2)Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.
3)Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
4)Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
5)Всякого рода оружие как то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.
6)В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.
7)Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п. и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на "Ты" воспрещается и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов...
Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 1917. 2 марта
Приложение 2.
Документ 1. ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Распространено не позднее 14 марта 1917 г.
Граждане помещики, землевладельцы, крестьяне, казаки, арендаторы и все, кто трудится над землей. Нельзя позволить немцам побить нас, надо довести войну до конца. Для войны нужны люди, снаряды и хлеб… Без хлеба ничего не будет. Сейте все, сейте каждый на своем поле, сейте как можно больше…Весь хлеб и все зерно будут куплены новым Правительством по справедливой, необидной цене…
Председатель Государственной Думы М. Родзянко
Документ 2. «НОТА МИЛЮКОВА»
НОТА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВАМ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ. 18 апреля 1917 г.
27 марта с. г. Временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взгляда правительства свободной России на задачи настоящей войны. Министр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания. Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные сообщения, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные Временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. п. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины.
Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.
Документ3. ИЗ ПРИКАЗА КЕРЕНСКОГО ПО АРМИИ И ФЛОТУ
30 мая 1917 г.
22 мая наши радиотелеграфные станции приняли германскую радиотелеграмму, в которой главнокомандующий германским Восточным фронтом принц Леопольд Баварский заявляет, что воюющие с нами державы готовы заключить мир и предлагают России помимо союзников прислать уполномоченных и представителей для переговорах об условиях мира… В ответ на это Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов издал следующее воззвание: «Он (Германский император) говорит будто предлагает нашим войскам то, чего они жаждут – путь к честному миру. Так, говорит он, ибо знает, что иного мира, кроме честного Российская демократия не примет. Но «честный мир» для нас лишь мир без аннексий и контрибуций… Нам предлагают сепаратное перемирие, тайные переговоры… Россия взяла на себя задачу объединить демократию всех воюющих стран в борьбе против всемирного империализма. Эта задача не будет выполнена, если германские империалисты сумеют использовать ее стремления к миру с целью отторжения ее от союзников и нанесут поражение ее армии… Пусть армия своей стойкостью придаст мощь голосу Российской демократии. Теснее сплотимся вокруг знамени революции… Удвоим работу вокруг воссоздания боевой мощи России».
Военный и морской министр КЕРЕНСКИЙ
Документ 4. ТЕЛЕГРАММА КОМИССАРОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИЗ 11-Й АРМИИ О ПОЛОЖЕНИИ НА ФРОНТЕ В НАЧАЛЕ ИЮЛЯ
«Наступательный порыв быстро исчерпался. Некоторые части самовольно уходят с позиций, даже не дожидаясь подхода противника. На протяжении сотни верст в тыл тянутся вереницы беглецов с ружьями и без них – здоровых, бодрых, чувствующих себя совершенно безнаказанными. Иногда так отходят целые части... Сегодня главнокомандующий с согласия комиссаров и комитетов отдал приказ о стрельбе по бегущим».
Документ 5. КОРНИЛОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕЩАНИИ
Август 1917 г.
«С глубокой скорбью я должен открыто заявить - у меня нет уверенности, что русская армия исполнит без колебаний свой долг перед родиной... Враг уже стучится в ворота Риги, и если только неустойчивость нашей армии не даст нам возможности удержаться на побережье Рижского залива, дорога в Петроград будет открыта... Невозможно допустить, чтобы решимость... каждый раз появлялась под давлением поражений и уступок отечественной территории. Если решительные меры для повышения дисциплины на фронте последовали как результат Тарнопольского разгрома и утраты Галиции и Буковины, то нельзя допустить, чтобы порядок в тылу был последствием потери нами Риги».
Цит. по: Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992
Приложение3.
Документ 1. «Апрельские тезисы» включают в себя 10 положений:
- Резкая критика войны («кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала»), абсолютный отказ от «революционного оборончества»;
- «Буржуазно-либеральная» стадия революции завершена, и следует переходить к революции «социалистической», в ходе которой власть должна перейти в руки пролетариата и беднейшего крестьянства;
- «Никакой поддержки Временному правительству»;
- Необходимость противостояния блоку мелкобуржуазных оппортунистических элементов при одновременном продвижении лозунга о необходимости перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов;
- Не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху, с упразднением полиции, армии и бюрократического аппарата и замене постоянной армии всеобщим вооружением народа;
- Аграрная реформа — конфискация всех помещичьих земель и национализация всех земель в стране;
- Банковская реформа — слияние всех банков страны в один общенациональный банк, подконтрольный Советам рабочих депутатов;
- Контроль Советов за общественным производством и распределением продуктов;
- «Партийные задачи» РСДРП(б) (включая переименование в Коммунистическую партию);
- «Обновление Интернационала».
Документ 2.
В.И. Ленин. Письмо в ЦК, МК, ПК и членам Советов Питера и Москвы большевикам. 1 октября 1917 года.
«Дорогие товарищи, события так ясно предписывают нам нашу задачу, что промедление становится положительно преступлением.
Аграрное движение растет. Правительство усиливает дикие репрессии, в войске симпатии к нам растут (90% голосов солдат за нас в Москве, финляндские войска и флот против правительства…).
В Германии начало революции явное, особенно после расстрелов матросов. Выборы в Москве 470 большевиков – гигантская победа. С левыми эсерами явное большинство в стране.
Железнодорожные и почтовые служащие в конфликте с правительством.
При таких условиях «ждать» - преступление.
Большевики не вправе ждать съезда Советов, они должны взять власть тотчас. Этим они спасают и всемирную революцию (ибо иначе грозит сделка империалистов всех стран, кои после расстрелов в Германии будут покладисты друг к другу и против вас объединятся), и русскую революцию (иначе волна настоящей анархии может стать сильнее, чем мы), и жизнь сотням тысяч людей на войне. Медлить – преступление. Ждать съезда Советов – предательство революции.
Если нельзя взять власть без восстания, надо идти на восстание тотчас. Очень может быть, что именно теперь можно взять власть без восстания. Правительству нет спасения, и нечего делать, оно сдаться.
Лозунг: Власть Советам, земля крестьянам, мир народам, хлеб голодным!
Победа обеспечена и на девять десятых шанса, что бескровно. Ждать – преступление перед революцией».
Документ 3. ОБ АРЕСТЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ИЗ ДОНЕСЕНИЯ В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
25 октября 1917 года
...25 октября в 2 ч[аса] 10 мин[ут] ночи арестованы... по постановлению [Военно-революционного] комитета: контрадмирал Вердеревский, министр государственного призрения Кишкин, министр торговли и промышленности Коновалов, министр земледелия Маслов, министр путей сообщения Ливеровский, управляющий военным министерством ген[ерал] Маниковский, министр труда Гвоздев, министр юстиции Малянтович, председатель экономического комитета Третьяков, генерал для поручений Борисов, государственный контролер Смирнов, министр просвещения Салазкин, министр финансов Бернацкий, министр иностранных дел Терещенко, помощники особоуполномоченного Временным правительством Рутенберг и Пальчинский, министр почт и телеграфов и внутренних дел Никитин и министр исповеданий Карташев.
Офицеры и юнкера обезоружены и отпущены, взяты три папки и портфель министра народного просвещения. Комендантом Зимнего дворца назначен делегат на второй Всероссийский съезд советов солдат Преображенского полка тов. Чудновский. Все министры отправлены в Петропавловскую крепость. Сопровождавший министра Терещенко подпор[учик,] Чистяков скрылся...
Опубликовано: «Рабочая газета» № 197, 27 октября 1917 г.
Приложение 4.
А.И. Деникин. «Очерки русской смуты»:
«Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу и революции».
Д. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»:
«Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте. В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти... Они — заговорщики? Никогда!»
Р. Пайпс. «Незамеченная революция»:
«Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».
Н. Верт. «История Советского государства. 1900—1991»:
«В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»
М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917—1945»:
«Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории
Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...
Методическая разработка урока по истории
Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императора, выясн...
Методическая разработка урока по истории древнего мира
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...