Методическая разработка урока 8 класс Почвенные ресурсы России
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Телегина Надежда Ивановна

Учащиеся самостоятельно учатся давать оценку почвенным ресурсамРоссии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl_pochvennye_resursy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

География 8 класс

Тема:   «Почвенные ресурсы России»

Разработала учитель географии

МБОУ ЕСОШ 1

Телегина Н.И.

Цели:

1. образовательные: сформировать понятия: земельные ресурсы, почвенные ресурсы, эрозия,

мелиорация. Составление учащимися системного образа земельных  и почвенных ресурсов  России.

2.развивающие: дать оценку почвенным и земельным ресурсам России; продолжить развития умения работать с картами атласа, работать с текстом учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы, работать в группах. Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

3.воспитывающие: продолжить формировать бережное отношение к природе России (почвам), понимать значимость охраны почвы..

Оборудование: почвенная карта России, карты атласа.

  1. Орг. Момент
  2. Опрос

А) ДИКТАНТ

  • Типы почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло - серого цвета. (Подзолистые.)
  • Тип почв, имеющий глеевый горизонт. (Тундрово-глеевые.)
  • Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)
  • Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)
  • Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)
  • ПЗ, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)
  • Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)
  • Органическое вещество почвы. (Гумус.)
  • Главное свойство почвы. (Плодородие.)
  • Какие почвы преобладают в Северной Осетии?  В Моздокском районе?

Б) Работа по карточкам

3.Изучение нового материала.

Почва – это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.

Есть два понятия, которые касаются почв: земельные и почвенные ресурсы.

- Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называется почвенными ресурсами.

А) В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?

в тетради - 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами,

 13% - почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.

Б) Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)

Характер использования почв различный: почвы тундр, пустынно и полупустынно не распаханы – это пастбища оленей, верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.

. Эрозия почв

Главным врагом почвы является эрозия – разрушение почв.

Назовите причины развития эрозии почв .

                                                                Виды эрозии

        Водная                                                                                Ветровая

(смыв плодородного слоя талыми                                  (выдувание плодородного слоя пыльным)

         водами, ливнями)        бурями)

    возвышенности в степях и лесостепях                                        степи Русской равнины, Алтай, Моздокский район

             Русской равнины        

                      Овраги                

 Меры борьбы с эрозиями:

- внедрение правильных почвозащитных севооборотов,

- соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов),

- полезащитные насаждения, сохранение лесов,строительство специальных гидротехнических сооружений (водозадерживающие валы, плотины, пруды).

Мелиорация – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

СХЕМА на доске и в тетради

Виды мелиораций:

        снегозадержание

- снежные        

        снегонакопление

        осушение

- водные        орошение

        обводнение

                                  борьба с суховеями

- климатические        противоураганные меры

                             известкование почв

- химические        внесение удобрений        

                               применение гербицидов и пестицидов

        борьба с водной эрозией

- земельные       борьба с ветровой эрозией

        рекультивация (восстановление почв)

        очистка от валунов

        

        создание лесополос

- фитомелиорации        водоохранные мероприятия

                                        задержание песка

Охрана почв (Самостоятельная работа с текстом учебника.)

Почему нужно охранять почву? И как охраняют почву?

Какие вы можете предложить почвоохранные мероприятия?

4.Закрепление Вопросы на карточках

  • Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
  • В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т.к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
  • Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)
  • Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях? (В тайге необходима комплексная мелиорация: внесение удобрений – из-за промыва почв; известкование – кислые почвы; осушение – избыточное увлажнение. В степях основные меры – противоэрозионные – борьба с оврагами и пыльными бурями; орошение.)
  • Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью – почвы подзолистые, под травами – черноземы.)
  • Какие виды мелиораций проводят в Осетии и почему?

   

  1)Вопросы устного опроса.

- Что такое почва?

- Основное свойство почвы?

- Почвообразующие факторы?

- Органическое вещество почвы? (Гумус)

- Кого называют отцов почвоведения? (Докучаев)

2) Игра “Верите ли вы в то, что…?”   

  • а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;
  • б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;
  • в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;
  • г) самые плодородные почвы серые лесные;
  • д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;

5. Итоги, д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)

Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...

Методическая разработка урока энергосбережения природных ресурсов, участие в акции "ВМЕСТЕЯРЧЕ!"

В рамках акции в 11 классе прошел урок энергосбережения природных ресурсов...

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....

Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"

middot;           Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...