Методическая разработка урока 8 класс Почвенные ресурсы России
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Учащиеся самостоятельно учатся давать оценку почвенным ресурсамРоссии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl_pochvennye_resursy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
География 8 класс
Тема: «Почвенные ресурсы России»
Разработала учитель географии
МБОУ ЕСОШ №1
Телегина Н.И.
Цели:
1. образовательные: сформировать понятия: земельные ресурсы, почвенные ресурсы, эрозия,
мелиорация. Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.
2.развивающие: дать оценку почвенным и земельным ресурсам России; продолжить развития умения работать с картами атласа, работать с текстом учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы, работать в группах. Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.
3.воспитывающие: продолжить формировать бережное отношение к природе России (почвам), понимать значимость охраны почвы..
Оборудование: почвенная карта России, карты атласа.
- Орг. Момент
- Опрос
А) ДИКТАНТ
- Типы почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло - серого цвета. (Подзолистые.)
- Тип почв, имеющий глеевый горизонт. (Тундрово-глеевые.)
- Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)
- Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)
- Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)
- ПЗ, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)
- Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)
- Органическое вещество почвы. (Гумус.)
- Главное свойство почвы. (Плодородие.)
- Какие почвы преобладают в Северной Осетии? В Моздокском районе?
Б) Работа по карточкам
3.Изучение нового материала.
Почва – это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.
Есть два понятия, которые касаются почв: земельные и почвенные ресурсы.
- Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называется почвенными ресурсами.
А) В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?
в тетради - 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами,
13% - почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.
Б) Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)
Характер использования почв различный: почвы тундр, пустынно и полупустынно не распаханы – это пастбища оленей, верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.
. Эрозия почв
Главным врагом почвы является эрозия – разрушение почв.
Назовите причины развития эрозии почв .
Виды эрозии
Водная Ветровая
(смыв плодородного слоя талыми (выдувание плодородного слоя пыльным)
водами, ливнями) бурями)
возвышенности в степях и лесостепях степи Русской равнины, Алтай, Моздокский район
Русской равнины
Овраги
Меры борьбы с эрозиями:
- внедрение правильных почвозащитных севооборотов,
- соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов),
- полезащитные насаждения, сохранение лесов,строительство специальных гидротехнических сооружений (водозадерживающие валы, плотины, пруды).
Мелиорация – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.
СХЕМА на доске и в тетради
Виды мелиораций:
снегозадержание
- снежные
снегонакопление
осушение
- водные орошение
обводнение
борьба с суховеями
- климатические противоураганные меры
известкование почв
- химические внесение удобрений
применение гербицидов и пестицидов
борьба с водной эрозией
- земельные борьба с ветровой эрозией
рекультивация (восстановление почв)
очистка от валунов
создание лесополос
- фитомелиорации водоохранные мероприятия
задержание песка
Охрана почв (Самостоятельная работа с текстом учебника.)
Почему нужно охранять почву? И как охраняют почву?
Какие вы можете предложить почвоохранные мероприятия?
4.Закрепление Вопросы на карточках
- Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
- В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т.к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
- Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)
- Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях? (В тайге необходима комплексная мелиорация: внесение удобрений – из-за промыва почв; известкование – кислые почвы; осушение – избыточное увлажнение. В степях основные меры – противоэрозионные – борьба с оврагами и пыльными бурями; орошение.)
- Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью – почвы подзолистые, под травами – черноземы.)
- Какие виды мелиораций проводят в Осетии и почему?
1)Вопросы устного опроса.
- Что такое почва?
- Основное свойство почвы?
- Почвообразующие факторы?
- Органическое вещество почвы? (Гумус)
- Кого называют отцов почвоведения? (Докучаев)
2) Игра “Верите ли вы в то, что…?”
- а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;
- б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;
- в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;
- г) самые плодородные почвы серые лесные;
- д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;
5. Итоги, д/з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)
Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...
Методическая разработка урока энергосбережения природных ресурсов, участие в акции "ВМЕСТЕЯРЧЕ!"
В рамках акции в 11 классе прошел урок энергосбережения природных ресурсов...
Методическая разработка урока "Класс насекомые"
Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....
Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"
middot; Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...