Доклад «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»
занимательные факты по литературе (5 класс) на тему

Шехова Равиля Равилевна

Обзор специфики системно-деятельностного подхода в преподавании; специфика технологии проектирования как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

Доклад

Тема: «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»

Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Шехова Равиля Равилевна

г.Мегион, пгт.Высокий, 2016

Цель доклада: обзорно познакомить со спецификой системно-деятельностного подхода в преподавании; подробно представить технологию проектирования как средство формирования универсальных учебных действий  обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Принятие  федерального  государственного образовательного стандарта повлекло  за  собой  пересмотр  давно  сложившейся  системы образования.  В  основе  Стандарта  лежит  системно-деятельностный  подход,  который предполагает  воспитание  и  развитие  качеств личности,  отвечающих  требованиям  информационного  общества,  их задачам  построения на основе диалога культур.

Важнейшей  задачей  современной  системы образования  является  формирование  совокупности «универсальных  учебных  действий», обеспечивающих «умение учиться», способность  личности  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию  путем  сознательного  и  активного присвоения нового социального опыта.

На сегодняшний день, реализуя системно-деятельностный подход в обучении, в условиях ФГОС возможно использование следующих технологий: технология проектирования, технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, здоровьесбережения и т.п. Расширить возможности обучения позволяют современные интерактивные доски, икт-технологии, кластеры, синквейны и другие.

В своей работе педагог опирается на достижение предметных и метапредметных целей обучения. А такой результат возможен лишь при компетентностном подходе в обучении детей. Учитель должен развивать у учащихся разные компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.

На мой взгляд, одной из приоритетных технологий на сегодняшний день является технология проектирования, технология проектной деятельности. Данная технология актуальна тем, что способствует формированию именно основных УУД:  коммуникативных (проект можно выполнять, работая в парах, в группах); знакомством  с  разными  культурами (метапредметная сторона  проекта, культуроведческая компетенция), разными  точками зрения на одну проблему.

Организация  проектной  деятельности  имеет  следующую  структуру:  мотив,  проблема, цель,  задачи,  методы  и  способы,  план  действия,  результаты,  рефлексия.  В  зависимости  от того,  какой  вид  деятельности  заложен  в структуру   проекта:  поисковая,  творческая, ролевая,  прикладная –  можно  выделить  следующие типы проектов.

Исследовательские проекты подчинены логике небольшого  исследования (аргументация  актуальности  избранной  темы, обозначение  задач  исследования;  обязательное  выдвижение  гипотезы  с  последующей  её проверкой,  обсуждение  полученных  результатов). В процессе  такого  труда  повышается  уровень интеллектуальной  активности  ребят,  растёт коммуникативная компетентность.

Творческие  проекты  могут  быть  связаны  с содержанием  какого-то  произведения,  статьи, фильма,  жизненной  ситуации.

Ролевые или игровые  проекты.  Участники  принимают  на  себя  определенные  роли,  обусловленные  характером  и содержанием проекта. Это могут быть литературные  персонажи  или  выдуманные  герои, имитирующие  социальные  или  деловые  отношения.  

Информационные  проекты  изначально  направлены  на  сбор  информации  о  каком-либо объекте,  явлении.  

Многообразие  типов  проектов  дает  возможность  учителю  решать  самые  разные  задачи  обучения  и  воспитания  обучающихся в  интересной для них форме.

Ко всему вышеперечисленному, хотелось бы добавить немного информации из своего опыта работы. Мне предоставилась возможность начать свою деятельность как учителя русского языка и литературы именно с 5 классов по ФГОС.  На уроках русского языка и литературы мы используем такие виды проектов, как исследовательские и информационные. Конечно, проектная деятельность подразумевает получение некого продукта, результата, поэтому большая часть практических действий (творческих) остаётся на домашнее задание, а информационную часть выполняем совместно на уроке. В основном это небольшие проекты, например при изучении темы «Однозначные и многозначные слова», мы совместно с детьми на уроке изучали по данной теме теорию, работали с толковыми словарями, в результате мы должны были получить продукт в виде памяток. Каждый из обучающихся отнёсся к выполнению данной работы творчески. И у нас получились разного оформления и содержания памятки. Памятки – как продукт данного проекта, явились показателем того, как ребята усвоили тему урока, самостоятельно сформулировали её понятие, что очень важно по новым стандартам.

На уроках литературы дети больше любят работать с творческими проектами, а также с ролевыми, игровыми. Например, при изучении стихотворения Лермонтова «Бородино», работа проводилась в парах. В каждой паре кто-то выполнял роль режиссёра, кто-то сценариста. По мотивам стихотворения они должны были написать план сценария. Сценаристы писали план, а режиссёры по данному плану рисовали кадры. В итоге работа была начата на уроке, а на следующий урок дети пришли с результатами: кто выполнил рисунки кадра на листах А4, кто-то приготовил красочную презентацию. При изучении басен, дети с интересом работали с ролевыми, игровыми проектами. Сами сочиняли басни, определялись с ролями и исполняли.

При анализе этапа адаптации пятиклассников, было выявлено, что 2-3% обучающихся (это буквально 1-2) испытывают трудности в общении, отсутствует мотивация к учёбе. В связи с этим, было решено, с педагогами организовать один общий межпредметный проект, который позволит повысить учебную мотивацию к предметам, к учёбе в целом, решая одну общую поисковую проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО

Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и обучающихся в определенный отрезок вре...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

Новые принципы работы школы в условиях введения ФГОС второго поколения

В презентации рассмотрены отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 года, структура ФГОС, новое содержание образования...

«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

laquo;Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализацииФГОС ООО»...

«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО: Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования»

Это статья о том, как важно научить ребят преобразовывать текстовую информацию из учебника в схематичную или табличную форму,проводить интеграцию с другими предметами, такими ка география, история, ис...