Доклад «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»
занимательные факты по литературе (5 класс) на тему
Обзор специфики системно-деятельностного подхода в преподавании; специфика технологии проектирования как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_novyh_podhodah_k_prepodavaniyu_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Доклад
Тема: «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Шехова Равиля Равилевна
г.Мегион, пгт.Высокий, 2016
Цель доклада: обзорно познакомить со спецификой системно-деятельностного подхода в преподавании; подробно представить технологию проектирования как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Принятие федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, их задачам построения на основе диалога культур.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
На сегодняшний день, реализуя системно-деятельностный подход в обучении, в условиях ФГОС возможно использование следующих технологий: технология проектирования, технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, здоровьесбережения и т.п. Расширить возможности обучения позволяют современные интерактивные доски, икт-технологии, кластеры, синквейны и другие.
В своей работе педагог опирается на достижение предметных и метапредметных целей обучения. А такой результат возможен лишь при компетентностном подходе в обучении детей. Учитель должен развивать у учащихся разные компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.
На мой взгляд, одной из приоритетных технологий на сегодняшний день является технология проектирования, технология проектной деятельности. Данная технология актуальна тем, что способствует формированию именно основных УУД: коммуникативных (проект можно выполнять, работая в парах, в группах); знакомством с разными культурами (метапредметная сторона проекта, культуроведческая компетенция), разными точками зрения на одну проблему.
Организация проектной деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная – можно выделить следующие типы проектов.
Исследовательские проекты подчинены логике небольшого исследования (аргументация актуальности избранной темы, обозначение задач исследования; обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов). В процессе такого труда повышается уровень интеллектуальной активности ребят, растёт коммуникативная компетентность.
Творческие проекты могут быть связаны с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
Ролевые или игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме.
Ко всему вышеперечисленному, хотелось бы добавить немного информации из своего опыта работы. Мне предоставилась возможность начать свою деятельность как учителя русского языка и литературы именно с 5 классов по ФГОС. На уроках русского языка и литературы мы используем такие виды проектов, как исследовательские и информационные. Конечно, проектная деятельность подразумевает получение некого продукта, результата, поэтому большая часть практических действий (творческих) остаётся на домашнее задание, а информационную часть выполняем совместно на уроке. В основном это небольшие проекты, например при изучении темы «Однозначные и многозначные слова», мы совместно с детьми на уроке изучали по данной теме теорию, работали с толковыми словарями, в результате мы должны были получить продукт в виде памяток. Каждый из обучающихся отнёсся к выполнению данной работы творчески. И у нас получились разного оформления и содержания памятки. Памятки – как продукт данного проекта, явились показателем того, как ребята усвоили тему урока, самостоятельно сформулировали её понятие, что очень важно по новым стандартам.
На уроках литературы дети больше любят работать с творческими проектами, а также с ролевыми, игровыми. Например, при изучении стихотворения Лермонтова «Бородино», работа проводилась в парах. В каждой паре кто-то выполнял роль режиссёра, кто-то сценариста. По мотивам стихотворения они должны были написать план сценария. Сценаристы писали план, а режиссёры по данному плану рисовали кадры. В итоге работа была начата на уроке, а на следующий урок дети пришли с результатами: кто выполнил рисунки кадра на листах А4, кто-то приготовил красочную презентацию. При изучении басен, дети с интересом работали с ролевыми, игровыми проектами. Сами сочиняли басни, определялись с ролями и исполняли.
При анализе этапа адаптации пятиклассников, было выявлено, что 2-3% обучающихся (это буквально 1-2) испытывают трудности в общении, отсутствует мотивация к учёбе. В связи с этим, было решено, с педагогами организовать один общий межпредметный проект, который позволит повысить учебную мотивацию к предметам, к учёбе в целом, решая одну общую поисковую проблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...
Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и обучающихся в определенный отрезок вре...
Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения
Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...
Новые принципы работы школы в условиях введения ФГОС второго поколения
В презентации рассмотрены отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 года, структура ФГОС, новое содержание образования...
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
доклад на педсовете...
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
laquo;Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализацииФГОС ООО»...
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО: Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования»
Это статья о том, как важно научить ребят преобразовывать текстовую информацию из учебника в схематичную или табличную форму,проводить интеграцию с другими предметами, такими ка география, история, ис...