Педсовет " Современные подходы к преподаванию в условиях ФГОС"
презентация к уроку по биологии на тему

Матыцина Надежда Николаевна

Педсовет " Современные подходы к преподаванию в условиях ФГОС"  (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к педсовету2.95 МБ

Подписи к слайдам:

П
едагогическую
технологию

определяют
как:
Совокупность приёмов
– область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность
учебно
воспитательного
       процесса;
Совокупность форм, методов, приёмов и средств
передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса
или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Основные методические приемы развития критического
мышления

1.Прием
«Кластер». Кластер- « гроздь». Составление и заполнение схем.
Приём « Перекрёстная дискуссия»
 
Ф
ормулировка вопроса

- вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным, и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы;
- составление схемы для перекрестной дискуссии. Она выглядит так:

Вопрос - проблема. Возможна ли жизнь на других планетах
Аргументы за (да)    Аргументы против (нет)
1.
2.
3.   
2.
3.
Вывод (краткий):
- Да, потому, что...;
- Нет, потому что...
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач
Учитель
формулирует и

сообщает
учащимся
, чему
должны
научиться
Формулируют сами учащиеся
,

определив границы знания
и

незнания
(учитель подводит учащихся
к

осознанию целей и задач
)
Планирование
Учитель
сообщает

учащимся,
какую

работу
они

должны

выполнить, чтобы достичь цели
Планирование
учащимися

способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “
Данетка
”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица,. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы
Тема
урока «Почва»,
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»
Вопросы:

- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
Алгоритм построения учебного модуля:

1.     

Формирование блока-модуля содержания
теоретического
учебного материала темы.
2.       

Выявление учебных элементов темы.
3.        
Выявление
связей и отношений между учебными элементами темы.
4.        

Формирование логической структуры учебных элементов
темы.
5.        Определение уровней усвоения учебных элементов темы.
6
.        
Определение
требований к уровням усвоения учебных элементов темы.
7.       
Определение
осознанности усвоения учебных элементов темы.
8.        
Формирование
блока алгоритмического предписания умений и навыков.
Поставленная задача требует перехода к новому  
системно -
деятельностному

подходу
, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и
технологии обучения
, которые открывают
значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта
и знаний
, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока.
Приём «Перепутанные логические цепочки».
Основным
моментом является расположение на доске или печатном материале ключевых слов, событий, процессов, изображений в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. 
Мох-спора - заросток- половые клетки-молодое растение-оплодотворение
7)Технология
модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности
.
Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти!
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  
"
ВСЕ
НОВОЕ -
ЭТО ХОРОШО
ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
".
«Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили».


А. Эйнштейн
Прием «Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами:
«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».
Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.
Прием «
Круги по
воде»
Б
- болезнь
А
-антитела
К
-карантин
Т
-трипаносома
Е
-естественная
Р
-разрушает
Я
-яд
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
4)Технология
проблемного обучения

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е
.:
строят гипотезу,
намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Особенность
 федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их
деятельностный

характер
, который ставит главной задачей
развитие личности
ученика.
Современное образование
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на
реальные
виды деятельности
2) Технология критического мышления

Критическое мышление
 – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом
открытым
новым
идеям
, методам
Приём «
Взаимоопрос
»
Он
направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика
 
Обучение в  игре  позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять
 
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
стимулируется познавательная деятельность
активизируется мыслительная деятельность
самопроизвольно
запоминаются сведения
формируется ассоциативное запоминание
усиливается мотивация к изучению предмета
10).Технология интегрированного обучения

Интеграция
 
-
 это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Закономерности интегрированных уроков:
весь урок подчинён авторскому замыслу,
урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, 
цепочка
 сведений организована как «данное» и «новое».
Оценивание учащихся
Учитель
Осуществляет

оценивание
учащихся
за
работу

на уроке
Учащиеся дают оценку
деятельности
по её результатам
(
самооценка, оценивание
результатов
деятельности
товарищей
)
(учитель консультирует
)
Итог урока
Учитель выясняет
у

учащихся, что
они

запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет
и

комментирует (
чаще

– задание одно
для

всех)
Учащиеся могут
выбирать

задание из
предложенных

учителем с учётом
индивидуальных
возможностей
5.Прием
«
Инсерт
»

или условные значки.

Прочитать текст, отметить значками:
Приём «Чтение с остановками» 
Этапы
Деятельность учащихся 
Деятельность учителя  
Организационно-
подготовительный
Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование
микрогрупп
.
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.
 
Поисковый
Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в
микрогруппах
, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Итоговый
Оформление проекта, подготовка к защите.
Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.
Рефлексия
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»
Оценивание каждого участника проекта.
 
включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
 построение урока с учетом
работоспособности
учащихся;
индивидуальный
подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
формирование
внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
 благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
профилактика
стрессов:
 работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;
 проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
целенаправленная
рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап:
  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап
: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиа ресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап:
Применение информационных продуктов на уроках разных типов, во внеклассной работе, при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
 
4 этап:
Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
“Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.
Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”.
5). Игровые технологии

 Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению ,
игра
 - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности
)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
1
)
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Почему птицы могут летать?
По чему птицы могут летать?
Приём «Чтение с остановками» 

И
спользуется
  для пробуждения у детей и подростков  интереса
к
чтению. Специфика стратегии  заключается в том, что, читая текст, ребенок знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным. Идея медленного и, следовательно, вдумчивого чтения реализуется через особую форму организации материала: художественный текст, разделенный руководителем на небольшие фрагменты, чтение которых происходит
индивидуально

(чаще всего) и с остановками для фронтального
обсуждения
прочитанного. 
Стратегия
может использоваться и  при
самостоятельном
чтении,  и при восприятии
текста
«на слух».
3)Проектная
технология

Разработана
американским философом и педагогом 
Дж.
Дьюи
, а также его учеником 
В. Х.
Килпатриком

Под руководством русского педагога С. 
Т.
Шацкого
 
в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Недостаточно продуманно и последовательно
ипостановлением

ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике
.

В
современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь  в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества
технологии проблемного обучения
: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки
:
большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
8).
Здоровьесберегающие
 технологии
 
 
соблюдение
санитарно
- гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
рациональная
плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

четкая организация учебного труда;

строгая дозировка учебной нагрузки;
смена
видов деятельности;
•обучение
с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

место и длительность применения ТСО;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УРОКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС

В статье «Современный подход к уроку в условиях ФГОС» излагаются основные формы, методы, этапы организации современного урока в рамках ФГОС....

Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

laquo;Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализацииФГОС ООО»...

Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС

laquo;Физическая культура в условиях реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически раз...

«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО: Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования»

Это статья о том, как важно научить ребят преобразовывать текстовую информацию из учебника в схематичную или табличную форму,проводить интеграцию с другими предметами, такими ка география, история, ис...