Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»
рабочая программа по истории
Предварительный просмотр:
Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»
Пояснительная записка
Возраст детей, на которых рассчитана программа-12-15 лет. Срок реализации программы-3 года.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познава- тельной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих кон- курсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стан- дарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федера- ции».
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию наше- го образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, разви- тие интеллекта и творчества школьников.
Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и разви- вать эти уникальные качества и навыки.Способности - это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.
Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявле- нию склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основ- ном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы са- мопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успе- ха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценно- сти.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством воз- можностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека спо- собна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Алек- сандр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Понятно, что по- добные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие воз- можности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и разви- тия способностей ученика.
Цель программы: создать систему деятельности учителя истории по развитию интеллекту- альных и творческих способностей обучающихся
Основные задачи:
- Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории, развитие самостоятельности.
- Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;
- Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
- Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей
- Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
Формы работы с учащимися по развитию творческих способностей по истории:
- Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.
Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Чаще всего
проекты выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная пре- зентация.
Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные олимпиады)
Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведе- ния внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель.
Применение инновационных технологий в преподавании истории. а). Информационно-коммуникационные технологии
б). Проблемное обучение Педагогические методики:
Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов,Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская .
Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой ак- тивности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятель- ность, в том числе проектная, консультации специалистов.
Диагностический инструментарий: 1.
- Уровень усвоения большого объема информации
- Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)
- Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)
- Развитие элементов критического мышления
Диагностики:
- диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович)
- диагностика креативного потенциала (тест креативности Э.П. Торренса )
- диагностика уровня интеллектуального развития (тест Равенна)
- Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории.
Этапы реализации программы 2018/2019 учебный год – проектировочный Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей по истории .
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Выявление обучающихся ,способных к творческому развитию, разработка программы
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. 2019/2020 учебный год – экспериментальный
Цель:
апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся.
- Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного ис- следования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
2020/201 г– переход в режим функционирования
Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по пред- мету «история» в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Обобщение результатов работы по программе
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и ода- ренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, соци- ально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК, фестивалях; повышение показателей успешности детей на городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- издание исследовательских работ обучающихся.
Система критериев развития способностей школьников.
Критерии | Показатели критерия | Методы определения показа- телей |
Творческое мышление | Беглость Оригинальность Гибкость Разработанность | Тест креативности Э.П. Тор- ренса |
Интеллектуальный уровень развития |
ниже среднего; | Тест Равенна |
5 степень - ниже 5% - дефект. |
Методы для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспе- риментальных ситуаций, тесты, анализ продуктов деятельности (творчества)
Литература
- Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности"
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"...
Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности...
Форма № 2. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях...
«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».
laquo;Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности»....
Программа выявления и развития у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...