Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»
рабочая программа по истории

AfanasevIvan

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»

Пояснительная записка

Возраст детей, на которых рассчитана программа-12-15 лет. Срок реализации программы-3 года.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познава- тельной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих кон- курсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стан- дарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федера- ции».

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию наше- го образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, разви- тие интеллекта и творчества школьников.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и разви- вать эти уникальные качества и навыки.Способности - это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.

Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявле- нию склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основ- ном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы са- мопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успе- ха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценно- сти.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством воз- можностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека спо- собна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Алек- сандр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Понятно, что по- добные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие воз- можности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Массовая   школа   обычно   сталкивается    с    проблемой    раннего    выявления    и    разви- тия способностей ученика.

Цель программы: создать систему деятельности учителя истории по развитию интеллекту- альных и творческих способностей обучающихся

Основные задачи:

  1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории, развитие самостоятельности.
  2. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;
  3. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
  4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей
  5. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

Формы работы с учащимися по развитию творческих способностей по истории:

  1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.
  2. Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.        Чаще всего

проекты выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная пре- зентация.

  1. Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные олимпиады)

Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведе- ния внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель.

  1. Применение инновационных технологий в преподавании истории. а). Информационно-коммуникационные технологии

б). Проблемное обучение Педагогические методики:

Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов,Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская .

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой ак- тивности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятель- ность, в том числе проектная, консультации специалистов.

Диагностический инструментарий:        1.

  1. Уровень усвоения большого объема информации
  2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)
  3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)
  4. Развитие элементов критического мышления

Диагностики:

  1. диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович)
  2. диагностика креативного потенциала (тест креативности Э.П. Торренса )
  3. диагностика уровня интеллектуального развития (тест Равенна)
  4. Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории.

Этапы реализации программы 2018/2019 учебный год – проектировочный Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей по истории .

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Выявление обучающихся ,способных к творческому развитию, разработка программы
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. 2019/2020 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного ис- следования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

2020/201 г– переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по пред- мету «история» в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Обобщение результатов работы по программе

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и ода- ренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, соци- ально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК, фестивалях; повышение показателей успешности детей на городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
  • изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
  • издание исследовательских работ обучающихся.

Система критериев развития способностей школьников.

Критерии

Показатели критерия

Методы определения показа-

телей

Творческое мышление

Беглость Оригинальность Гибкость Разработанность

Тест креативности Э.П. Тор- ренса

Интеллектуальный        уровень развития

  1. степень - более 95% - высо- кий интеллект;
  2. степень - 75-94% - интел- лект выше среднего;
  3. степень 25-74% - интеллект средний;
  4. степень - 5-24% - интеллект

ниже среднего;

Тест Равенна

5        степень - ниже 5% - дефект.

Методы для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспе- риментальных ситуаций, тесты,  анализ продуктов деятельности (творчества)

Литература

  1. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.

Интернет ресурсы

  1. http://pedsovet.su/
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности"

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...

Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"

Программа "Выявление и развитие  у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"...

Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности...

«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».

laquo;Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности»....

Программа выявления и развития у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...