Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности"
материал (7 класс) на тему
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
II. Пояснительная записка
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Выделим три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Сроки реализации: 2015-2018 г.
Диагностики:
1. «Адаптация ребенка к обучению (методика Нуменко)
2. Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк)
3. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова)
4. Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)
5. Методика обследования связной речи (В.П. Глухов)
Педагогические методики:
- диагностика по определению уровня обучаемости учащихся по методике П.И.Третьякова;
- определение творческой активности учащихся;
- коммуникативные и организаторские способности (КОС) (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин);
- методика «Карта интересов»-78 (модифицированный вариант методики А.Е. Голомштока);
- определение общих умственных способностей учащихся (тест ММА-А, в основе лежит тест определения структуры интеллекта Р.Амтхауэра)
III. Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цель № 1: Выявление одаренных детей
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Цель № 2: создание условий для развития и формирования одаренной личности в предметной области – география и биология.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
IV. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
V. Стратегия работы с одаренными детьми
I этап - подготовительный ( 7 класс)
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении географии и биологии.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов необходимо постоянно вовлекать учащихся.
На подготовительном этапе происходит:
- формирование навыков научной организации труда
- вовлечение в активные формы познавательной деятельности
- формирование познавательного интереса
- выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность по географии и биологии строиться таким образом, что учащийся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
II этап — развивающий ( 8 класс)
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
На развивающем этапе происходит:
- совершенствование навыков научной организации труда
- формирование познавательного интереса
- творческое развитие учащихся
- индивидуальная работа со способными учащимися
На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
На данном этапе происходит:
- совершенствование навыков научной организации труда
- развитие и расширение познавательных интересов учащихся
- формирование исследовательских навыков
- развитие информационной культуры учащихся
III этап – исследовательский ( 9 класс)
На данном этапе происходит:
- совершенствование исследовательских навыков
- совершенствование информационной культуры учащихся
- самостоятельное применение знаний умений и навыков.
VI. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение |
|
Организационно – методическое обеспечение |
|
VII. Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы учителем географии и биологии и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами:
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Функции учителя:
1. Осуществление программы в системе внеклассной работы.
2. Использование новых педагогических технологий.
3. Организация исследовательской работы учащихся.
4. Диагностика.
5. Обобщение результатов работы.
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
VIII. Формы работы с одаренными учащимися
- Олимпиады;
- Элективные курсы;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными учащимися;
- Исследовательские работы;
- Предметный кружок;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- Факультативы;
- Индивидуальное консультирование учащихся
- Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
- Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
- Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
- Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
- Укрепление сотрудничества родителей с учителем математики.
Формы работы с родителями
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Творческие отчеты;
- Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
X. Ожидаемые результаты
1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;
2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
6. Творческая самореализация выпускника школы;
7. Повышение качества образования;
8. Развитие умений применения математических знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"...
Форма № 2. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях...
Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»
программа...
«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».
laquo;Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности»....
Программа выявления и развития у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...
Активность участия обучающихся, подготовленных педагогом, в мероприятиях, направленных на выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности (конкурсы, фестивали муниципального, регионального, всероссийского уровней)
Участие обучающихся в мероприятиях по предмету и внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры, фестивали и др.)....
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...